Правовые основы регулирования труда женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение такого важного с точки зрения социальной политики государства, как вопрос регулирования труда женщин в нашей стране и стало целью написания этой работы. Задачи: определение обоснования законодательного выделения женщин в отдельную группу работников с особыми условиями труда; определения значимости этого шага российского законодателя; выделение специализированных норм права, регулирующих правовое положение женщин в трудовых отношениях, в международно-правовых нормативных актах; обзор основных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы регулирования труда женщин;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основы регулирования труда женщин.
Понятие и значение особенностей законодательного регулирования труда женщин
Источники права, регулирующие особенности труда женщин
Глава 2. Особенности правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями как специальных субъектов трудового права.
2.1 Понятие "лица с семейными обязанностями"
2.2 Гарантии и льготы лицам с семейными обязанностями
Глава 3. Проблемы совершенствования законодательства о труде женщин
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

крусач 2.docx

— 56.93 Кб (Скачать файл)

Увольнение работников, имеющих  детей-инвалидов и инвалидов с  детства до достижении ими 18 лет, допускается  лишь при:

1) ликвидации организации  либо прекращении деятельности  работодателем - физическим лицом  (п.1 ст.81 ТК РФ);

2) невозможности выполнения  трудовых обязанностей в связи  с несоответствием по состоянию  здоровья, подтвержденным медицинским  заключением (подп. "а" п.3 ст.81 ТК РФ);

3) неоднократном неисполнении работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он уже имеет дисциплинарное взыскание (п.5 ст.81 ТК РФ);

4) прогуле (отсутствии на рабочем месте без уважительных причин более 4 ч подряд в течение рабочего дня) (подп. "а" п.6 ст.81 ТК РФ);

5) появлении на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подп. "б" п.6 ст.81 ТК РФ);

6) разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. "в" п.6 ст.81 ТК РФ);

7) совершении по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подп. "г" п.6 ст.81 ТК РФ);

8) нарушении работником требований по охране труда, если эти нарушения повлекли за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. "д" п.6 ст.81 ТК РФ);

9) совершении виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п.7 ст.81 ТК РФ);

10) совершении работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п.8 ст.81 ТК РФ);

11) однократном грубом  нарушении руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п.10 ст.81 ТК РФ);

12) представлении работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (п.11 ст.81 ТК РФ).

 

Лицами, воспитывающими детей  без матери, являются лица, фактически осуществляющие уход за детьми и их воспитание. К таким лицам относят  отцов, воспитывающих детей без  матери в случае ее смерти, лишения  родительских прав либо в иных случаях, а также опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей. В соответствии с трудовым законодательством лицам, осуществляющим фактический уход и воспитание детей без матери, предоставляются гарантии и льготы, которые предусмотрены для женщин в связи с материнством. Как отцы, воспитывающие детей в возрасте до 3 лет без матери, так и опекуны (попечители) малолетних детей могут быть направлены в служебные командировки, привлечены к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия. При этом к данным работам вышеуказанных лиц могут привлечь, только если им это не запрещено медицинскими рекомендациями (ст.259 ТК РФ). Работодатель обязан в письменной форме ознакомить отцов, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет без матери, опекунов (попечителей) малолетних детей с правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Отцам, воспитывающим детей  без матери, а также опекунам (попечителям) несовершеннолетних предусмотрены  также и гарантии в предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков. Данные отпуска предоставляются указанной категории работников независимо от стажа работы в соответствующей организации по окончании отпуска по у оду за ребенком (ст.264 ТК РФ). Кроме того, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери, коллективным договором могут быть установлены ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для него время. Продолжительность такого отпуска составляет не более 14 календарных дней. Причем если коллективным договором не предусмотрено право работников на получение такого отпуска, то работники не имеют права требовать от работодателя предоставления им таких отпусков, ссылаясь на нормы ТК РФ. При предоставлении данного отпуска работник имеет право после подачи письменного заявления:

 

1) на присоединение этого  отпуска к ежегодному оплачиваемому  отпуску;

 

2) на использование его  отдельно полностью;

3) на использование дополнительного  отпуска по частям, продолжительность  которых в каждом случае устанавливается  по соглашению сторон, так как  минимальная продолжительность  части дополнительного отпуска  не установлена.

В соответствии со ст.263 ТК РФ перенесение ежегодного дополнительного  отпуска на следующий рабочий год не допускается. Предусмотренные для беременных женщин и женщин, имеющих детей, гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя распространяются и на лиц, воспитывающих детей без матери. Их увольнение допускается только в следующих предусмотренных ТК РФ случаях:

 

1) ликвидация организации  либо прекращение деятельности  работодателя - физического лица (п.1 ст.81 ТК РФ);

2) состояние здоровья  в соответствии с медицинским  заключением (подп. "а" п.3 ст.81 ТК РФ);

3) неоднократное неисполнение  работником без уважительных  причин трудовых обязанностей  в том случае, если он уже  имеет дисциплинарное взыскание  (п.5 ст.81 ТК РФ);

4) прогул (отсутствие на  рабочем месте без уважительных  причин более 4 ч подряд в  течение рабочего дня) (подп. "а"  п.6 ст.81 ТК РФ);

5) появление на работе  в состоянии алкогольного, наркотического  или иного токсического опьянения  (подп. "б" п.6 ст.81 ТК РФ);

6) разглашение охраняемой  законом тайны (государственной,  коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику  в связи с исполнением им  трудовых обязанностей (подп. "в"  п.6 ст.81 ТК РФ);

7) совершение по месту  работы хищения (в том числе  мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения  или повреждения, установленных  вступившим в законную силу  приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подп. "г" п.6 ст.81 ТК РФ);

8) нарушение работником  требований по охране труда,  если эти нарушения повлекли  за собой тяжкие последствия  (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо  создавало реальную угрозу наступления  таких последствий (подп. "д"  п.6 ст.81 ТК РФ);

9) совершение виновных  действий работником, непосредственно  обслуживающим денежные или товарные  ценности, если эти действия дают  основание для утраты доверия  к нему со стороны работодателя (п.7 ст.81 ТК РФ);

10) совершение работником, выполняющим воспитательные функции,  аморального проступка, несовместимого  с продолжением данной работы (п.8 ст.81 ТК РФ);

11) однократное грубое  нарушение руководителем организации  (филиала, представительства), его  заместителями своих трудовых  обязанностей (п.10 ст.81 ТК РФ);

12) предоставление работником  работодателю подложных документов  или заведомо ложных сведений  при заключении трудового договора (п.11 ст.81 ТК РФ).

Помимо основных ежегодных  оплачиваемых отпусков могут предоставляться  и дополнительные отпуска без  сохранения заработной платы следующим  работникам:

 

1) лицам, имеющим двух  или более детей в возрасте  до 14 лет;

2) лицам, имеющим ребенка-инвалида  в возрасте до 18 лет;

3) одинокой матери либо  отцу, воспитывающему ребенка без  матери, до достижения ребенком  возраста 14 лет.

Обязательным условием для  получения таких отпусков является наличие указаний на них в коллективных договорах организаций. Дополнительные отпуска устанавливаются коллективным договором ежегодно и предоставляются по письменному заявлению работника в удобное для него время. Продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми, должна составлять не более 14 календарных дней. Дополнительный отпуск на основании письменного заявления работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску либо использован им отдельно полностью или по частям. Законодательно продолжительность части дополнительного отпуска не предусмотрена, поэтому эта продолжительность устанавливается по соглашению сторон. Согласно ТК РФ перенесение неиспользованного дополнительного отпуска на следующий рабочий год не допускается. При этом следует иметь в виду, что если коллективным договором право работников на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы не установлено, то работники не вправе требовать от работодателя предоставления им этих отпусков, ссылаясь только на нормы ТК РФ. Наше законодательство должно способствовать тому, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществить свое право на это, не подвергаясь дискриминации, и, насколько это возможно, гармонично сочетать профессиональные и семейные обязанности, находясь под защитой государства. 

Глава 3.

Трудовая деятельность женщин регулируется как общими нормами  законодательства о труде, устанавливающими государственные гарантии трудовых прав и свобод для всех работников, так и нормами, принятыми с  учетом характера и условий труда  женщин, психофизиологических особенностей их организма, наличия семейных обязанностей и других общественно значимых факторов. это позволяет констатировать, что законодательство о труде женщин в современный период не нуждается в кардинальном изменении. Вместе с этим нельзя не обратить внимания на то, что к настоящему времени еще не удалось создать для многих работающих женщин благоприятные условия труда и надлежащие условия для выполнения ими функции материнства. Такая ситуация порождает негативные последствия как для самих женщин, так и для общества в целом.

Наличие указанных факторов вызывает необходимость разработки и принятия дополнительных мер социальной защиты женщин, включая меры правового характера, что требует предварительного анализа действующего законодательства о труде женщин и выявления пробелов в этом законодательстве. Из числа норм законодательства о труде женщин, устанавливающих особенности правового регулирования их труда, первостепенное значение принадлежит нормам, направленным на охрану труда всех работающих женщин, поскольку они имеют целью обеспечить снижение заболеваемости женщин (профессиональной, производственно-обусловленной, общей - острой и хронической с временной утратой трудоспособности), сокращение производственного травматизма женщин, сохранение их репродуктивного здоровья, увеличение продолжительности жизни и т.д. С учетом сказанного представляется целесообразным дополнить текст части 1 статьи 253 ТК положением о том, что ограничение применения труда женщин на указанных работах осуществляется путем запрещения применения их труда на этих работах либо путем сокращения времени выполнения ими работы во вредных и (или) опасных условиях труда, а также в неблагоприятных природно-климатических условиях, и другими способами. С учетом сказанного часть 2 статьи 253 целесообразно дополнить положением о том, что женщины не должны назначаться на работы, связанные с регулярной переноской тяжестей вручную. Что касается новых, предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, подлежащих утверждению в соответствии с частью 3 статьи 253 ТК, то при определении дифференцированных норм в зависимости от характера работы целесообразно (если часть 2 той статьи будет запрещать регулярную переноску тяжестей женщинам) выделить отдельную рубрику "Подъем и переноска тяжестей при чередовании с другой работой", предусмотрев в ней (с учетом мнения медиков) более низкие нормы по сравнению с нормами, установленными для случаев нерегулярного подъема и перемещения тяжестей. Представляется также, что новые предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме, переноске и перемещении тяжестей необходимо дифференцировать и в зависимости от их возраста, поскольку, по данным медиков, в разном возрасте они обладают неодинаковой мышечной силой. Например, в возрасте 20 лет мышечная сила женщин составляет 65% физической силы мужчины, а в 55 лет - только 54% силы мужчины соответствующего возраста. В целях обеспечения охраны здоровья и социальной защиты работников проект Программы "Здоровье работающего населения России на 2004 - 2015 гг. ", подготовленный Российской академией наук совместно с Минздравсоцразвития России, предусматривает разработку нормативных актов о заключении срочных трудовых договоров при приеме на работу в особо вредных условиях труда (см. с.119 названного проекта). На первый взгляд указанная позиция проекта Программы может показаться весьма заманчивой, особенно применительно к женщинам, поскольку срочный трудовой договор ограничит время их контакта с неблагоприятными факторами производственной среды. Однако представляется, что при наличии большого числа работ, выполняемых женщинами в особо вредных и (или) опасных условиях, массовое заключение с ними срочных трудовых договоров не приведет к желаемым результатам. Прежде всего для обеспечения соблюдения этого правила будет сложно разработать механизм его реализации (установить критерии для выявления работ с особо вредными условиями труда, где следует заключать срочные трудовые договоры; определить, кто ответственно может заниматься выявлением таких работ и утверждать их перечни; предусмотреть, кто должен осуществлять контроль за тем, чтобы женщина выполняла работу в пределах только одного срока, особенно при упразднении трудовых книжек и т.д.) Кроме того, такая практика может привести к снижению заинтересованности работодателей в повышении профессионального мастерства персонала и к замедлению процесса оснащения производства новым оборудованием и технологиями, так как этот процесс не стимулируется предоставлением работникам компенсаций за неблагоприятные условия труда. Наряду с совершенствованием законодательства о рабочем времени беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, для обеспечения оптимального режима их работы необходимо также внесение некоторых изменений и дополнений в нормативные положения, касающиеся времени их отдыха.

Российское законодательство по вопросу о размере пособия  за время отпуска по беременности и родам в целом согласуется  с международными актами.

Так, в соответствии с  пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении  пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному  страхованию" пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.

Вместе с этим названная  статья предусматривает два исключения из этого правила:

1. Размер пособия по  беременности и родам не может  превышать максимальный размер  пособия по беременности и  родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год (пункт 2 статьи 11 названного Закона).

2. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда, с учетом этих коэффициентов (пункт 3 статьи 11 этого же Закона).

 

Представляется, что соблюдение указанных принципов особенно необходимо во втором случае, когда размер пособия  по беременности и родам подлежит уменьшению по той причине, что длительность страхового стажа у женщин составляет менее 6 месяцев. Даже если предположить, что указанное ограничение установлено в целях сбережения средств Фонда социального страхования РФ и предупреждения возникновения таких ситуаций, когда некоторые неработающие женщины устраиваются на работу по сговору с работодателем лишь ради получения пособия по беременности и родам, оно не может быть оправдано. Необходимо иметь в виду, что ряды тружениц постоянно пополняются женщинами, которые не могут иметь требуемого страхового стажа для получения пособия по беременности и родам в размере 100% среднего заработка по уважительной причине. К таким женщинам относятся лица женского пола, поступившие на работу после окончания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также женщины, принятые на работу при содействии органов службы занятости, где они длительное время состояли на учете в качестве безработных, и др.

 

Помимо пособия по беременности и родам социальная защита материнства  исходя из общепризнанных принципов  и норм международ ного права и в соответствии с Конституцией РФ осуществляется путем выплаты женщинам пособия при рождении ребенка на приобретение предметов ухода за ним (статьи 3 и 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") и других пособий, предусмотренных данным Законом. Дополнительные пособия в связи с рождением ребенка выплачиваются в соответствии с колдоговорами. Подобная практика заслуживает распространения.

Информация о работе Правовые основы регулирования труда женщин