Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:05, курсовая работа
задачи:
- рассмотреть понятие «принципы трудового права»;
- определить основные классификации принципов трудового права;
- дать анализ основных принципов трудового права и определить их значение в трудовых отношениях.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с действием принципов институтов трудового права России. Предметом исследования стало рассмотрение сущности и роли основных принципов трудового права.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА …5
2. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА …………………………12
3. ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА. ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ТРУДА И ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ.....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ……………………33
- обязательность исполнения
сторонами трудовых и смежных
с ними отношений своих
Итак, основные принципы правового регулирования труда отражены в ст. 2 ТК РФ, всего их девятнадцать. Они охватывают практически все сферы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений: основания возникновения трудовых отношений, обязательства сторон, рабочее время, время отдыха, оплату труда и т.д. Но далеко не все из них в действительности могут быть отнесены к категории основных принципов отрасли. Так, принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации является частным проявлением принципа запрета дискриминации в сфере труда, а принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров есть часть права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Принцип обеспечения права работников на обязательное социальное страхование вообще тяготеет к другой отрасли права - праву социального обеспечения, чем и объясняется отсутствие в трудовом праве норм, направленных на его реализацию. Нуждаются в корректировке и некоторые иные из сформулированных в ст. 2 ТК РФ основных принципов правового регулирования труда. Ряд положений, обозначенных как основные принципы трудового права, попросту не работают на данном этапе общественного развития. В их числе, например, право каждого на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для трудящегося и членов его семьи.
Таким образом, предложенная сегодня законодателем система основных принципов трудового права вряд ли может быть признана совершенной. Это всего лишь первая попытка на пути ее построения.
Вместе с тем, формальное закрепление системы принципов правовой регламентации – серьезнейший шаг на пути развития любой отрасли права. Это свидетельствует о формировании устойчивой концепции развития законодательства в той или иной области и готовности государства следовать этой концепции в правотворческом и правоприменительном процессе.
Формирование
законодательства без учета содержания
основных принципов ведет к
2. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ
В число основных принципов трудового права ТК РФ включает право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. В законодательстве имеется значительный массив правовых норм, призванных содействовать обеспечению трудовой занятости граждан. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»13 и иных нормативных правовых актах. В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определены направления государственной политики в области занятости, предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости, включая разработку и реализацию целевых программ и государственной политики в области занятости, содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др.
В соответствии с ч.2.ст. 5 Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
- обеспечение равных
возможностей всем гражданам
РФ независимо от
-создание условий,
-поддержку трудовой и
предпринимательской
- осуществление мероприятий,
способствующих занятости
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- объединение усилий участников
рынка труда и согласованность
их действий при реализации
мероприятий по содействию
- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая вопросы,
Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан14.
Федеральным законом от 25
декабря 2008 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений
в Закон Российской Федерации
«О занятости населения в
Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
В статье 23 ТК РФ
законодательно закреплено понятие
«социальное партнерство». Социальное
партнерство в сфере труда - система
взаимоотношений между
Система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников16.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности:
- обеспечение права работников
и работодателей на
- обеспечение права работников
на участие в управлении
- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений органически входит в систему основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В свою очередь социальное
партнерство как институт трудового
права, имеет свои принципы (принципы
института отрасли права), которые
не противоречат основным принципам
правового регулирования
ТК РФ в ст. 24 впервые текстуально закрепил принципы социального партнерства. Основными принципами социального партнерства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства
в укреплении и развитии
- соблюдение сторонами
и их представителями
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения
коллективных договоров,
- контроль за выполнением
принятых коллективных
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Суть социального партнерства заключается, во-первых, в равноправии сторон, в их уважительном отношение друг к другу и учете интересов друг друга, их свободу выбора при обсуждении всех вопросов, во-вторых, - в реальности принимаемых на себя обязательств и обязательности выполнения этих обязательств, в-третьих, - контроле за выполнением взятых обязательств и ответственности сторон за их невыполнение. Кроме того, государство содействует укреплению и развитию социального партнерства, обеспечивает государственный контроль в этой сфере, рассмотрение споров и реализацию исполнения решений, выносимых в результате рассмотрения споров17.
Это означает, что на всех стадиях и во всех видах правового регулирования социального партнерства его стороны должны руководствоваться указанными принципами.
Принцип равноправия сторон
обеспечивается, прежде всего, гарантиями
независимости организаций
В силу того что отношения
социального партнерства хоть и
связаны с трудовыми, но самостоятельны,
в них исключается
Равноправие сторон социального партнерства также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений.