Принципы трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

задачи:
- рассмотреть понятие «принципы трудового права»;
- определить основные классификации принципов трудового права;
- дать анализ основных принципов трудового права и определить их значение в трудовых отношениях.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с действием принципов институтов трудового права России. Предметом исследования стало рассмотрение сущности и роли основных принципов трудового права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА …5
2. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА …………………………12
3. ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА. ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ТРУДА И ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ.....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ……………………33

Файлы: 1 файл

принципы трудового права.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

- обязательность исполнения  сторонами трудовых и смежных  с ними отношений своих обязательств12.

Итак, основные принципы правового  регулирования труда отражены в  ст. 2 ТК РФ, всего их девятнадцать. Они охватывают практически все сферы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений: основания возникновения трудовых отношений, обязательства сторон, рабочее время, время отдыха, оплату труда и т.д. Но далеко не все из них в действительности могут быть отнесены к категории основных принципов отрасли. Так, принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации является частным проявлением принципа запрета дискриминации в сфере труда, а принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров есть часть права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Принцип обеспечения права работников на обязательное социальное страхование вообще тяготеет к другой отрасли права - праву социального обеспечения, чем и объясняется отсутствие в трудовом праве норм, направленных на его реализацию. Нуждаются в корректировке и некоторые иные из сформулированных в ст. 2 ТК РФ основных принципов правового регулирования труда. Ряд положений, обозначенных как основные принципы трудового права, попросту не работают на данном этапе общественного развития. В их числе, например, право каждого на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для трудящегося и членов его семьи.

Таким образом, предложенная сегодня законодателем система  основных принципов трудового права  вряд ли может быть признана совершенной. Это всего лишь первая попытка на пути ее построения.

Вместе с тем, формальное закрепление системы принципов  правовой регламентации – серьезнейший шаг на пути развития любой отрасли  права. Это свидетельствует о  формировании устойчивой концепции развития законодательства в той или иной области и готовности государства следовать этой концепции в правотворческом и правоприменительном процессе.

Формирование  законодательства без учета содержания основных принципов ведет к разбалансированию  системы правового регулирования, дестабилизации правоприменительного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО  ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА

 

В число основных принципов трудового права ТК РФ включает право на защиту от безработицы  и содействие в трудоустройстве. В законодательстве имеется значительный массив правовых норм, призванных содействовать  обеспечению трудовой занятости  граждан. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»13 и иных нормативных правовых актах. В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определены направления государственной политики в области занятости, предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости, включая разработку и реализацию целевых программ и государственной политики в области занятости, содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др.

В соответствии с ч.2.ст. 5 Законе РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» государственная  политика в области содействия занятости  населения направлена на:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

-  обеспечение равных  возможностей всем гражданам  РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения  к религии в реализации права  на добровольный труд и свободный выбор занятости;

-создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

-поддержку трудовой и  предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному, творческому труду;

- осуществление мероприятий,  способствующих занятости граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы (инвалиды; лица, освобожденные  из учреждений, исполняющих наказание  в виде лишения свободы; несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

- предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

- поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников  рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

- координацию деятельности  государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм.

Социальная политика государства  в числе ее важнейших направлений  предусматривает мероприятия в  области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан14.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений  в Закон Российской Федерации  «О занятости населения в Российской Федерации»15 предусмотрено, что Правительство РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов РФ. Для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Этим же Законом  установлено, что при введении неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Принцип социального  партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

В статье 23 ТК РФ законодательно закреплено понятие  «социальное партнерство». Социальное партнерство в сфере труда - система  взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система социального  партнерства - это наиболее эффективный  способ достижения и поддержания  оптимального баланса интересов  работодателей и работников16.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности:

- обеспечение права работников  и работодателей на объединение  для защиты своих прав и  интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

- обеспечение права работников  на участие в управлении организацией  в предусмотренных законом формах;

- социальное партнерство,  включающее право на участие  работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений органически входит в систему основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В свою очередь социальное партнерство как институт трудового  права, имеет свои принципы (принципы института отрасли права), которые  не противоречат основным принципам  правового регулирования трудовых отношений и непосредственно  связанных с ними отношений, но развивают их применительно к данному институту.

ТК РФ в ст. 24 впервые текстуально закрепил принципы социального партнерства. Основными принципами социального  партнерства являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов  сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе;

- соблюдение сторонами  и их представителями трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- соблюдение сторонами  и их представителями законов  и иных нормативных правовых  актов;

- полномочность представителей  сторон;

- свобода выбора при  обсуждении вопросов, входящих в  сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения  коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением  принятых коллективных договоров,  соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Суть социального партнерства  заключается, во-первых, в равноправии  сторон, в их уважительном отношение  друг к другу и учете интересов  друг друга, их свободу выбора при  обсуждении всех вопросов, во-вторых, - в реальности принимаемых на себя обязательств и обязательности выполнения этих обязательств, в-третьих, - контроле за выполнением взятых обязательств и ответственности сторон за их невыполнение. Кроме того, государство содействует укреплению и развитию социального партнерства, обеспечивает государственный контроль в этой сфере, рассмотрение споров и реализацию исполнения решений, выносимых в результате рассмотрения споров17.

Это означает, что на всех стадиях и во всех видах правового регулирования социального партнерства его стороны должны руководствоваться указанными принципами.

Принцип равноправия сторон обеспечивается, прежде всего, гарантиями независимости организаций трудящихся и работодателей. Организации как  трудящихся, так и работодателей должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их представителей или членов данных организаций. Соответствующая защита распространяется на вопросы создания и деятельности организаций или управления ими. В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

В силу того что отношения  социального партнерства хоть и  связаны с трудовыми, но самостоятельны, в них исключается административное подчинение работника, представляющего коллектив работников, работодателю, с которым данный работник состоит в трудовых отношениях. Поскольку участниками конкретных отношений социального партнерства являются представители работников (профессиональные союзы, иные представители), в данных отношениях может быть обеспечено не только равноправие сторон, но и фактическое равенство представителей работников (зачастую наделенных значительными материальными и финансовыми ресурсами) и работодателей18.

Равноправие сторон социального партнерства также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений.

Информация о работе Принципы трудового права