Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:05, курсовая работа
задачи:
- рассмотреть понятие «принципы трудового права»;
- определить основные классификации принципов трудового права;
- дать анализ основных принципов трудового права и определить их значение в трудовых отношениях.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с действием принципов институтов трудового права России. Предметом исследования стало рассмотрение сущности и роли основных принципов трудового права.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА …5
2. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА …………………………12
3. ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА. ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ТРУДА И ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ.....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ……………………33
Принципы уважения и учета
интересов сторон, заинтересованности
сторон в участии в договорных
отношениях определяются самим характером
отношений социального
Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе определяет содержание как законодательной, так и исполнительно-распорядительной деятельности государства. Так, государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.
Соответствующие органы государственной
власти, как правило, обеспечивают деятельность
комиссий по регулированию социально-
Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.
Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, равнозначен общеправовому принципу законности и обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства.
В силу принципа полномочности представителей сторон соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу, и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц19.
Содержание принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства провести переговоры по каким-либо определенным вопросам.
Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств является одним из важнейших. Он вытекает из свободы сторон в обсуждении вопросов труда. В силу данного принципа никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке. При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты-соглашения условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий, установленный для работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу принципа реальности обязательств сторонам следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение работодателя, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.
Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения (устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
Осуществление контроля за
выполнением принятых коллективных
договоров, соглашений является одним
из способов, обеспечивающих развитие
отношений социального
Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений вытекает из принципа обязательности выполнения коллективного договора, соглашения и обеспечивает его реализацию.
Перечень принципов, определяющих развитие отношений социального партнерства, не исчерпывается теми, которые закреплены в ст. 24 ТК РФ. Так, принято выделять принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означающий, что конфликтная ситуация, возникающая в ходе партнерского взаимодействия, должна разрешаться на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров (самими сторонами социального партнерства, их представителями).
Итак, социальное партнерство
- это наиболее эффективный способ
поддержания оптимального баланса
интересов работодателей и
3. ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
УСТАНОВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА.
Статья 2 ТК РФ впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин «справедливые условия труда», который включает в себя три составляющих: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи.
Справедливость – это философская категория. Применительно к регулированию трудовых отношений под ней следует понимать базирующиеся на признанных в обществе установлениях адекватную соотносимость, соответствие отдаваемого и получаемого взамен участниками трудовых отношений20.
Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, - конституционное положение (ст. 37 Конституции РФ), лежащее в основе как отдельных правовых норм (правовые нормы, относящиеся к заключению трудового договора и переводу на другую работу), так и институтов трудового права (правовой институт охраны труда). Помимо признания приоритета жизни и здоровья работников, данный принцип включает в себя обязанность работодателя по созданию безопасных и благоприятных условий труда (ст. 210 ТК РФ), а также право работников отказаться от выполнения работ, угрожающих их жизни или здоровью (ст. 219 ТК РФ). Право работников на ограничение продолжительности рабочего времени и право на отдых также есть проявление данного принципа.
Обязанность по обеспечению безопасных условий труда возложена на работодателей. Эта обязанность носит всеобщий характер. Она распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Для принципа обеспечения безопасных условий труда характерно сочетание общих норм, распространяемых на всех работников, и специальных норм, предусматривающих дополнительные гарантии на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также для отдельных категорий работников с учетом их возрастных, физиологических и иных особенностей (молодежь, женщины, инвалиды и др.). Принцип обеспечения безопасных условий труда предусматривает систему органов - государственных и общественных, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Право на отдых - одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В этой формулировке принципиальную роль играет положение о том, что различные виды времени отдыха, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха и др., гарантированы только тем, кто работает по трудовому договору. Право на отдых как принцип трудового права реализуется в различных нормах ТК РФ.
Право на справедливые условия труда не может быть реализовано без права на справедливую оплату труда. Слова «справедливая оплата труда» имеют значение как на перспективу, определяющую направленность правового регулирования заработной платы, так и для характеристики состояния оплаты труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ, который устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижен ни субъектом РФ, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией21.
Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Заработная плата должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Это положение, учитывая его значение на современном этапе развития экономики (сопровождающееся, к сожалению, случаями невыполнения работодателями обязанности по своевременной и полной выплате заработной платы), возведено ТК РФ в ранг одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Помимо этого ТК РФ предусматривает нормы, определяющие ответственность работодателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.
Впервые в трудовом законодательстве установлено, что материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от вины работодателя.
Особое место занимают принципы охраны труда и защиты трудовых прав работников.
Согласно ст. 208 ТК РФ, «охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».
Охрана труда
также рассматривается как один
из разделов (институтов) трудового
права, выступающий в виде совокупности
правовых средств обеспечения
ТК РФ установил основные направления государственной политики в области охраны труда, тем самым определив принципы института охраны труда, которые можно разделить на три группы:
- принципы формирования
единого общегосударственного
- принципы экономической государственной политики в области охраны труда: участие государства в финансировании мероприятий по охране труда, проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда; разработка и внедрение безопасных технических средств и технологий; производство и установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;
- принципы организации охраны труда: подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда22.
Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, воплощается в нормах ТК РФ, направленных, прежде всего, на защиту работника как более экономически и социально слабой стороны трудового договора.основными элементами данного принципа являются:
- обеспечение прав работников и работодателей на объединения для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
- обеспечение
права каждого на защиту
- обеспечение права на
самозащиту трудовых прав в
предусмотренных законом
Коллективные способы защиты традиционно относятся к числу наиболее действенных в трудовой сфере. Именно профессиональные объединения, как правило, формируют волю работников при ведении коллективных переговоров, разрешении коллективных трудовых споров, в том числе при принятии решения о проведении забастовки. Принадлежность к профессиональному объединению может давать работнику ряд преимуществ. Так, например, увольнение работников, являющихся членами профсоюза, в предусмотренных законом случаях предполагает учет мнения, а иногда и получение согласия на это соответствующего профессионального образования (ст.ст. 82, 374 - 376 ТК РФ). В ходе разрешения индивидуального трудового спора профессиональный союз может оказывать работнику-члену профсоюза организационно-правовую поддержку, осуществлять его представительство.