Проблемы правового регулирования времени отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью права работников на отдых, провозглашенного в ряде основополагающих международных актов, включая Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.1, а также в Конституции РФ2. Кроме того, в настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость в научном анализе правил о перерывах в течение рабочего дня (смены). Игнорирование этой проблемы правомерно считать одной из причин общего роста числа увечий и профессиональных заболеваний.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….....3
Глава I. Правовые основы регулирования времени отдыха в Российской Федерации….….....5
1.1. Нормативно - правовые акты Российской Федерации, регулирующие время отдыха.........5
1.2. Международные нормативно - правовые акты, регулирующие время отдыха……….........7
Глава II. Понятие и виды времени отдыха……….………………...................……….…………10
2.1. Понятие времени отдыха и его виды………………….………..……………………....…....10
2.2. Перерывы в течение рабочего дня (смены)……………………………….….......................12
2.3. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха. Выходные и праздничные нерабочие дни.….……………………………………..………………………………………...…13
Глава III. Отпуска……….…………………………………………...………….............................20
3.1. Понятие отпуска, его виды……………………………..……………………………….........20
3.2. Порядок предоставления и использования ежегодных оплачиваемых отпусков………...21
3.3. Отпуска без сохранения заработной платы… …...…………………………………………32
Заключение………………….……………………………………………………………………...36
Список используемой литературы…………………………….………………………………….37

Файлы: 1 файл

TRUDOVOE_kursach.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 «Национальный Исследовательский

Иркутский Государственный Технический Университет»

Институт Экономики Управления и Права

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Проблемы правового регулирования времени отдыха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы Юр-10-2

Ошмарина Ксения Андреевна



 

 

 

 

 

 

Работа защищена

" _____ " ____________20__ г.

с оценкой ________________

_________________________

(подпись научного руководителя)

 

 

Иркутск, 2013 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….....3

Глава I. Правовые основы регулирования времени отдыха в Российской  Федерации….….....5

1.1. Нормативно - правовые акты Российской  Федерации, регулирующие время отдыха.........5

1.2. Международные нормативно - правовые акты, регулирующие время отдыха……….........7

Глава II. Понятие и виды времени отдыха……….………………...................……….…………10

2.1. Понятие времени отдыха и  его виды………………….………..……………………....…....10

2.2. Перерывы в течение рабочего  дня (смены)……………………………….….......................12

2.3. Продолжительность ежедневного  (междусменного) отдыха. Выходные  и праздничные нерабочие дни.….……………………………………..………………………………………...…13

Глава III. Отпуска……….…………………………………………...………….............................20

3.1. Понятие отпуска,  его виды……………………………..……………………………….........20

3.2. Порядок предоставления  и использования ежегодных оплачиваемых отпусков………...21

3.3. Отпуска без  сохранения заработной платы… …...…………………………………………32

Заключение………………….……………………………………………………………………...36

  • Список используемой литературы…………………………….………………………………….37

  •  

     

     

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • Введение

  • Каждый человек нуждается в отдыхе, восполнении утраченных в течение рабочего времени энергии и сил. Ни для кого не секрет, что работать, не покладая рук, и при этом забывать отдыхать -  это самый верный способ получить стрессовое состояние, снизить производительность своего труда и даже приобрести ряд заболеваний.

  • Актуальность темы исследования обусловлена  значимостью права работников на отдых, провозглашенного в ряде основополагающих международных актов, включая Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.1, а также в Конституции РФ2. Кроме того, в настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость в научном анализе правил о перерывах в течение рабочего дня (смены). Игнорирование этой проблемы правомерно считать одной из причин общего роста числа увечий и профессиональных заболеваний.

    Оптимизация режимов труда и  отдыха, включая периоды перерывов, способна привести к повышению производительности труда и улучшению качества выпускаемой продукции, сокращению потерь рабочего времени, снижению издержек производства, повышению объема труда и улучшению его качества3.

    Большинство ученых, видных научных  деятелей считают, что рабочее время и время отдыха в совокупности образуют один институт трудового права и тесно взаимосвязаны между собой. Авторы подчеркивают неразрывную связь норм о рабочем времени и времени отдыха и объединяют их в единый институт трудового права4. Данная тенденция достаточно четко нашла выражение в советской науке трудового права. В.И. Никитинский подчеркивал, что правовое регулирование времени отдыха осуществляется главным образом путем регулирования рабочего времени с признанием остального времени временем отдыха5. Современное законодательство также регламентирует своеобразные пропорции между рабочим временем и временем отдыха, например,  устанавливая режим рабочего времени в размере не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового Кодекса Российской Федерации, далее – ТК РФ).

  • Однако существуют и другие мнения, так, А. Я. Петров придает самостоятельное значение каждому элементу системы трудового права, объясняя это тем, что время отдыха - качественно иная категория в социальном, экономическом и правовом смысле. Более того, он отмечает, что время отдыха и время труда («рабочее время») - антиподы, противоположности как по форме, так и по содержанию, у них различные цели и задачи. Поэтому, по мнению профессора, нельзя не признать время отдыха самостоятельным институтом трудового права6. В рамках данной курсовой работы, время отдыха будет рассматриваться как самостоятельный институт.

  • Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение вопросов, связанных с правовым регулированием времени отдыха. Для достижения поставленной цели, был сформулирован ряд задач:

  • - изучение понятия время отдыха;

    - анализ нормативной базы, регламентирующей  время отдыха;

    - изучение видов времени отдыха.

    Вопросы рабочего времени и времени  отдыха в отдельные исторические периоды нашли отражение в трудах историков и правоведов. В процессе написания курсовой работы, были изучены и использованы труды Петрова А.Я., Коршунова Ю.Н, Гусова К.Н., Толкунова В.Н., Бриллиантовой Н.А., Ярхо А.В. Также использовался ряд статей периодических изданий. Основой работы послужили источники трудового законодательства: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, а также иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы времени отдыха.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава I.  Правовые основы регулирования времени отдыха в Российской Федерации

      1. Нормативно - правовые акты Российской Федерации, регулирующие время отдыха

    Долгое время  законодательство в России никак  не регулировало ограничение рабочего времени. После отмены крепостного права в 1861 г. законодательное нормирование времени отдыха  встало на повестку дня. 2 июня 1897 г. был принят первый Закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности». Он заложил основы правовой регламентации не только рабочего времени, но и времени отдыха. Закон предусматривал дни еженедельного отдыха по воскресеньям и общегосударственные праздничные (нерабочие) дни7.

    В настоящее  время действует целый ряд  нормативно – правовых актов, регулирующих время отдыха.

    Правовой основой  времени отдыха является, в  первую очередь Конституция Российской Федерации, которая занимает особое место среди источников российского права, в том числе и трудового8.  Так, в соответствии с п. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых. Также указанной статьей закрепляется, что работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.  Таким образом, Конституция РФ закрепляет право на отдых в качестве основных прав человека и гражданина9.

    Следующим по юридической  иерархии источником трудового права  является Трудовой кодекс Российский Федерации. Он занимает важнейшее место  среди федеральных законов в  области трудового права. Время отдыха регулируется ст. 106 - 128 Трудового кодекса РФ. Закон о труде не определяет порядок использования работниками времени отдыха, т.к. это - прерогатива самих работников, а лишь устанавливает общие правила предоставления времени отдыха в течение рабочего дня (смены), календарных суток, недели, года. Общие правила и гарантии касаются продолжительности периодов отдыха, условий и оснований их предоставления работникам, обязанностей работодателя, охраны права работников на получение и использование времени отдыха.

    Кроме трудового  кодекса, время отдыха регулируется рядом иных федеральных законов. В их число входит Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 24.07.2009) «О государственных  гарантиях и компенсациях для  лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в котором продолжительности отпусков посвящен раздел № 310. Также можно отметить Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где в статье 11 за сотрудниками органов внутренних дел закреплено в соответствии с трудовым законодательством право на отдых11.

    Федеральных законов, содержащих нормы о времени отдыха можно назвать еще большое количество, однако, несмотря на их обилие и разнообразие, большинство из них являются специальными для отдельных субъектов (государственных служащих; лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др.). В ТК РФ содержится наиболее общие нормы. В соответствии со ст. 5 ТК РФ, нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ. Это значит, что правовые нормы Кодекса имеют приоритетное значение по сравнению с нормами текущего трудового законодательства12.

    Среди актов  исполнительной власти РФ, носящих  подзаконный характер, регулируют время  отдыха постановления Правительства  РФ. Особо следует выделить значение постановлений Правительства РФ как источников трудового права, регулирующих время отдыха отдельных категорий работников и устанавливающих посредством утверждения специальных Положений юридический статус отдельных категорий работников13.

    К их числу можно  отнести, например, Постановление Правительства  РФ от 01.10.2002 № 724 (ред. от 21.05.2012) «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам»14, Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 № 877 (ред. от 04.09.2012) «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»15.

     Еще из  источников трудового права, можно  выделить регулирующие нормы  времени отдыха: акты Минтруда РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство труда и социального развития РФ было упразднено), такие как, например, Постановление Минтруда РФ от 27.06.1996 № 40  «Об утверждении разъяснения «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.1996 № 1114)16.

    Кроме того, не стоит забывать о нормативно-правовых актах и других министерств, которые  содержат нормы о труде, регулирующие время отдыха, такие как: Приказ Минсвязи РФ от 08.09.2003 № 112 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.09.2003 № 5068)17 и другие.

    Следующие в иерархии акты органов власти и управления субъектов РФ. Примером подобного вида нормативно – правовых актов может послужить  Распоряжение администрации города Иркутска от 23 марта 2012 г. № 031-10-253/12 «О переносе выходных дней в 2012 году»18.

    И, наконец, локальные акты. Это разновидность источников трудового права, связанна, как правило, с социально – партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем и представителями наемных работников. Локальные нормативно – правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридической иерархии. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и иным подзаконным актам19.

     

      1.  Международные нормативно - правовые акты, регулирующие время отдыха

    Помимо нормативно-правовых актов Российской Федерации существует ряд международных нормативно-правовых актов, регулирующих время отдыха.

    Стоит отметить, что вопрос о правовом регулировании времени отдыха за рубежом возник практически одновременно с вопросом о правовом регулировании рабочего времени. Первоначально были легализованы нерабочие воскресные дни, затем вводится «отдых после родов» для женщин. Предоставление оплачиваемых отпусков до начала ХХ в. регламентировалось почти исключительно в коллективно-договорном и индивидуально-договорном порядке. Принципиальные изменения в правовом регулировании времени отдыха на Западе произошли после Первой мировой войны. Существенную роль в этом процессе сыграла МОТ.

     В конце ХХ в. во многих  странах Запада продолжительность  отпуска была увеличена до 5–6 недель, а сейчас колеблется в пределах 1–8 недель, установлены оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска, связанные с обстоятельствами семейной жизни, учебные отпуска, дополнительные отпуска для некурящих и др. В целом общее признание получило утверждение о том, что отдых является одним из важнейших стимулов к труду, а его гибкое использование способствует увеличению производительности труда20.

    Первым документом, регулирующим время отдыха в современном трудовом праве, необходимо, на мой взгляд, назвать Всеобщую декларацию прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г и ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998 г (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»21).  Этот документ является резолюцией, т. е. согласно Уставу ООН имеет рекомендательный, а не обязывающий характер. Поэтому нормы Всеобщей декларации прав человека первоначально рассматривались как нормы-рекомендации. Но в настоящее время они стали частью международного права.  В этом нормативно-правовом документе, а именно в ст. 24 закрепляется основное положение – право человека право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, провозглашается в качестве неотъемлемого права каждого человека.

    Информация о работе Проблемы правового регулирования времени отдыха