Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение проблемы трудовой занятости молодежи..
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть само понятие занятости;
- рассмотреть концепции занятости;
- оценить уровни занятости и безработицы среди молодых специалистов;
- оценить положение молодежи на современном рынке труда;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. Проблемы занятости молодежи
Понятие и виды занятости………………………………………………..6
1.2 Проблемы молодежи на рынке труда……………………………………..16
Глава II. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Содействие профессиональному самоопределению молодежи………….22
2.2 Меры направленные на снижение уровня безработицы………………….26
2.3 Программы поддержки молодежи………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..41
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Проблемы занятости молодежи
Глава II. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Содействие профессиональному самоопределению молодежи………….22
2.2 Меры направленные
на снижение уровня
2.3 Программы поддержки молодежи………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..41
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время российское общество находится в непростой социально-политической и экономической ситуации. Интенсивное реформирование кадровой политики, на данный момент, имеет несовершенную форму. В связи с произошедшими изменениями у современной молодежи, с одной стороны, появилось больше возможностей и путей интеграции в общество, но, с другой стороны, сложившаяся в стране ситуация привела к возведению «барьеров», существенно ограничивающих усвоение и выполнение молодым поколением определенных социальных ролей. Таким образом, можно говорить о том, что процесс социализации современной молодежи стал сложным и противоречивым.
Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее России.
Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований. На сегодняшний день проблема трудовой деятельности молодежи получает все большее развитие – в основном потому, что общество в целом и каждый работодатель в частности, желает направить поток молодежи, большая часть которой на сегодняшний день являются специалистами в какой-либо области, в нужное ему русло. Актуальность данной работы обусловлена состоянием будущего трудоустройства молодежи на сегодняшний день, а так же решением данной проблемы.
Цель данной курсовой работы является изучение проблемы трудовой занятости молодежи..
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть само понятие занятости;
- рассмотреть концепции занятости;
- оценить уровни занятости и безработицы среди молодых специалистов;
- оценить положение молодежи на современном рынке труда;
- обозначить меры, направленные на снижение безработицы среди молодежи.
Объектом исследования является проблемы трудовой занятости молодежи и механизмы ее реализации.
Предметом исследования являются меры направленные, на решения проблемы занятости молодежи.
Гипотеза: для решения данной проблемы трудовой занятости молодежи должны быть учтены и согласованы интересы молодежи работодателей при трудоустройстве. Молодежи должны быть предоставлены гарантии трудоустройства после окончания учебных заведений.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, системный анализ. Анализа статистических данных, анализ нормативных документов.
В исследовании данной проблемы заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XX века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М. Блинов, Зайцев, В.П. Шубин и другими.
К числу наиболее известных и фундаментальных исследователей проблемы занятости молодежи в современной России относится П.А. Чукреев.
ГЛАВА I. Проблемы занятости молодежи
Для осуществления
эффективной государственной
Закон РФ "О
занятости населения в
- работающие по трудовому
- зарегистрированные в качестве
индивидуальных
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- выполняющие работы по
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, альтернативную
гражданскую службу, а также службу
в органах внутренних дел,
- проходящие очный курс
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.[10]
Занятость - это длящееся отношение,
которое характеризует
Заслуживает внимания мнение о соотношении понятий "занятость" и "деятельность", высказанное в литературе. В сфере общественного и индивидуального производства возможен один вид деятельности - труд. Поэтому, определяя занятость как деятельность, законодатель фактически отождествляет занятость с трудом. Однако занятость и труд не являются идентичными понятиями. Занятость, в отличие от труда, - не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются.[14,c. 37] Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или отдыхает. Поэтому толковать понятие "занятость" как "деятельность" нет никаких оснований.
Высказанное мнение по поводу невозможности использования в качестве критерия занятости понятия "деятельность" представляется не вполне обоснованным.
Действительно,
вступая в трудовые правоотношения,
занимаясь
Временное отсутствие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами, не прерывает состояния занятости. Вместе с тем любая из перечисленных законодательством сфер занятости в первоочередном порядке предполагает осуществление определенной деятельности и только благодаря ей имеет социальное значение. Например, вступая в трудовое правоотношение, работник обязуется выполнять трудовые функции, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка; поступая в высшее учебное заведение, студент обязуется изучать определенные научные дисциплины, а, регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя, гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность[1,c.32]. Так или иначе, все указанные отношения основываются исключительно на определенной социально полезной деятельности, поэтому в отрыве от нее они теряют всякое правовое и экономическое значение. Существование того или иного правоотношения, в рамках которого реализуется в той или иной форме занятость, предопределяется исключительно деятельностью, по поводу которой правоотношение возникает.
Занятость - это не просто деятельность, а деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей[3, c. 91].
В осуществлении
определенной деятельности гражданин
в первую очередь заинтересован
сам. Для нормального развития и
существования гражданину требуются
материальные средства, за счет которых
он покрывает возникающие в процес
Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры, формирующие личную потребность, в той или иной степени учитываются им. В любом случае конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.
Вместе с тем
Студент, обучаясь в учебном заведении,
удовлетворяет личную потребность
в получении знаний, но в то же
время, получая специальное
Важно отметить то, что нормы гражданского законодательства предусматривают необходимость государственной регистрации предпринимательской деятельности. Следовательно, граждане, осуществляющие такую деятельность без регистрации, нарушают положения гражданского законодательства, и нет оснований считать их занятыми, т.е. осуществление деятельности, запрещенной российским законодательством, не может рассматриваться в качестве занятости[13,c.56]
В законодательстве и практике деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в области занятости, сложились различные классификации занятости в зависимости от того или иного аспекта данного общественного явления.