Проблемы трудовой занятости молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение проблемы трудовой занятости молодежи..
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть само понятие занятости;
- рассмотреть концепции занятости;
- оценить уровни занятости и безработицы среди молодых специалистов;
- оценить положение молодежи на современном рынке труда;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. Проблемы занятости молодежи
Понятие и виды занятости………………………………………………..6
1.2 Проблемы молодежи на рынке труда……………………………………..16
Глава II. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Содействие профессиональному самоопределению молодежи………….22
2.2 Меры направленные на снижение уровня безработицы………………….26
2.3 Программы поддержки молодежи………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая социальная работа.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Среди причин, по которым молодые люди не хотят  получать образование, проценты распределились следующим образом: более 1% высказались, что финансово обеспечены, около 1% - что можно прожить и без образования.

Разброс по профессиям/специальностям опрошенных оказался довольно-таки большим – 18 профессий/специальностей по всем уровням образования. Ранжируя имеющиеся профессии/специальности, получаются следующие результаты:

На вопрос «Почему  Вы выбрали эту профессию/специальность?» были получены следующие ответы:

    • более 26% - единственно возможная в сложившихся обстоятельствах,
    • 23% - соответствует моим способностям,
    • более 21% - можно всегда найти работу,
    • более 11% - является престижной,
    • более 6% - нравится мне.

При выяснении  мотива выбора той или иной профессии/специальности  оказалось, что 58% инженеров считают  свою профессию престижной; 50% педагогов  – единственно возможной; 63% юристов  – престижной; 50% опрошенных из числа  программистов считают, что эта профессия соответствует их способностям; 30% менеджеров – всегда можно найти работу; автомеханики – по 40% - всегда можно найти работу, либо явилась единственно возможной; слесарь по ремонту автомобилей – 42% - можно всегда найти работу, 21% - является единственно возможной; 62% электромонтеров, 53% газоэлектросварщиков и 30% продавцов сказали, что их профессия является единственно возможной; 27% операторов ЭВМ – можно всегда найти работу. Анализируя ответы выпускников и учащихся, можно сделать вывод, что молодые люди выбирают профессии уровня, как единственно возможные в сложившихся обстоятельствах. Вариант ответа «единственно возможная в сложившихся обстоятельствах профессия» является наиболее распространенным, так как молодые люди выбирают образовательное учреждение, руководствуясь, прежде всего, тем фактором, какие учреждения профессионального образования есть в их населенном пункте или в непосредственной близости от места жительства.

Более респондентов 38% высказались, что работают по полученной специальности, а более 41% - не работают по полученной специальности. 13% сказали, что работали по полученной профессии/специальности, 30% - не работали.  23% опрошенных сообщили, что планируют работать по полученной профессии/специальности после окончания образовательного учреждения.

Более 36% предпочли (бы) работать на частном предприятии, около 20% - на государственном.

Среди причин, по которым респонденты выбрали  это предприятие, были выделены следующие:

    • более 25% - постоянный гарантированный заработок,
    • около 12% - социальные льготы и гарантии,
    • 5% - возможность карьерного роста,
    • более 4% - взяли на работу без стажа,
    • более 3% - престижность работы,
    • 3% - не было другого выбора

50% опрошенных  выбирают государственное предприятие,  так как оно дает им социальные льготы и гарантии; 61% - частное, так как там предлагают постоянный гарантированный заработок. Это позволяет сделать вывод, что молодые люди выбирают работу на частном предприятии исключительно исходя из того, что оно гарантирует постоянный заработок, а государственное – исключительно из-за льгот и социальных гарантий.

На вопрос о  планах после окончания учебного заведения, были получены данные результаты:

    • более 12% - буду искать работу,
    • 3% - буду работать и учиться,
    • более 1% - еще не решили.

При выяснении  причины нежелания работать по профессии/специальности, ответы респондентов были следующими:

    • более 9% - не смог трудоустроиться,
    • около 7% - поступили более привлекательные предложения,
    • более 6% - в нашем городе по этой профессии невозможно трудоустроиться,
    • более 4%- не захотел работать по этой профессии,
    • более 2% - ошибся в выборе профессии.

Среди причин увольнения выпускники учреждений профессионального  образования   назвали: поступили  более привлекательные предложения (около 4%),  малооплачиваемость (более 1%) и декретный отпуск (более 1%).

На вопрос о  том, в течение какого времени  они не работают, респонденты ответили следующим образом: около 4% - до 1 года, около 1% - 2 года, более 2% - работают сейчас.

Не работают по профессии до 1 года – более 6%, более 1 года – около 4%, 2 года – около 4%.

На вопрос «Можно ли трудоустроиться по профессии/специальности  сразу после окончания образовательного учреждения?» от респондентов были получены данные результаты:

    • более 40% - можно, если приложить усилия,
    • около 34% - если помогут знакомые, родственники,
    • более 11% - практически невозможно,
    • более 6%- невозможно,
    • более 5% - трудоустроиться можно без особых усилий.

34%  работающих  считают, что трудоустроиться  можно, если помогут родственники и знакомые; 42% - если приложить усилия; из тех, кто не имеет работу – 36%- если приложить усилия и 33% - если помогут родственники и знакомые. По 11% работающих и не имеющих работу считают, что после окончания образовательного учреждения практически невозможно трудоустроиться. По 6% работающих и не работающих отметили, что трудоустроиться можно без особых усилий.

Таким образом, по результатам исследования можно  сделать следующие выводы:

    • большинство респондентов имеет работу, а также профессиональное образование по разным уровням (НПО, СПО, ВПО);
    • большое  количество опрошенных молодых людей выбирают свою профессию/специальность, как единственно возможную в сложившихся обстоятельствах;
    • половина из опрошенных имеют работу, половина – нет.
    • большинство респондентов предпочитают работать на частном предприятии и объясняют это тем, что именно там им предлагают постоянный гарантированный заработок, те же, кто выбирают государственное предприятие, руководствуются исключительно получением там социальных льгот и гарантий;
    • большинство опрошенных молодых людей, которые получают профессиональное образование в данный момент, планируют искать работу после окончания образовательного учреждения;
    • молодые люди, не работающие в данный момент, объясняют это тем, что просто не смогли трудоустроиться по полученной профессии/специальности, либо им поступили более привлекательные предложения для работы;
    • половина опрошенных респондентов отметила, что трудоустроиться по полученной профессии/специальности сразу же после окончания образовательного учреждения, можно, если приложить усилия,  половина -  что только, если помогут знакомые, родственники.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Сделав выводы после проведения опроса, следовало бы ускорить подготовку на федеральном уровне нормативной правовой базы по целому ряду назревших вопросов. Речь идет о введении государственного заказа на подготовку специалистов вузах, об узаконивании контрактной формы закрепления специалистов, подготовленных в рамках целевых программ (с соответствующими обязательствами сторон по срокам закрепления и объемам возмещения затрат). Представляется целесообразным поощрять (посредством льготного налогообложения, кредитования) предприятия, создающие рабочие места для молодежи, разрабатывать и ввести образовательные стандарты, учитывающие требования международных норм.

На региональном уровне было бы оправданным применять  квотирование рабочих мест для молодежи, планировать создание новых рабочих  мест для выпускников учебных  заведений, стимулировать молодежную самозанятость и развитие малого бизнеса.[5,c. 159]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ

 

Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть наше будущее, образ завтрашнего дня страны.

Правительство РФ распоряжением от 18.12.06 N 1760-р утвердило  Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации.[28]

Цель стратегии - развитие потенциала молодежи в интересах  России. Среди ее приоритетов - информирование молодых людей о возможностях, которые предоставляет им общество, вовлечение их в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; помощь отдельным группам граждан (инвалиды, сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.). Основные принципы реализации - определение приоритетов, проектный подход, взаимодействие структур гражданского общества, власти и бизнеса, информационная открытость и отчетность. Российский Союз Молодежи является одним из разработчиков Стратегии. Стратегия государственной молодежной политики (далее - Стратегия) разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и  возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Данная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Ориентирована политика преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

В связи со стремительным  старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.

Целью государственной  молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в  интересах России.

Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам[27].

Учитывая масштаб  задач, стоящих перед страной, и  объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать  такие направления, работа по которым  обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.

Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные  ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях: - Системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем; - Выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России; - Вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.

Информация о работе Проблемы трудовой занятости молодежи