Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:28, курсовая работа
Целью работы является ознакомление с правовой природой личности работодателя, как участника трудовых правоотношений, комплексный теоретико-правовой анализ особенностей работодателя как субъекта правовых отношений.
Введение
Тема 3. Работодатель как субъект трудового права 1
Введение 1
1.Общее определение правосубъектности работодателя 2
2.Виды работодателей и особенности их правовой личности 11
3.Работодатель – юридическое лицо (организация, предприятие) 13
4.Работодатель – физическое лицо 21
5.Работодатель – иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры 24
6.Содержание правосубъектности работодателя: основные права и обязанности в трудовых отношениях, осуществляемые физическим лицом, являющимся работодателем, и органами управления юридического лица (организации) 25
Список использованных источников……………………………………….30
Трудовую правосубъектность советских граждан в период с 1918г. до принятия КЗоТ РСФРС 1922г. можно определить как всеобщую обязанность трудоспособных советских граждан в рамках данной политической и правовой системы выполнять в принудительном порядке определенные работы на основе централизованного регулирования условий труда независимо от их согласия или несогласия.
Новая экономическая политика (нэп) положила начало созданию предпосылок для развития предпринимательства на всех уровнях. Переход к нэпу потребовал соответствующего изменения трудового законодательства и прежде всего отмены всеобщей трудовой повинности, которая стала допускаться только в исключительных случаях.
Принятый 30 октября 1922 г. КЗоТ стал осуществлять правовое регулирование трудовых отношений в условиях нэпа, когда были предприняты попытки, вновь перейти к рыночной экономике, и вернулись договорные основы правового регулирования наемного труда. В КЗоТ РСФСР 1922г. отсутствовало само упоминание о существовании такой юридической категории. Как трудовая правосубъектность, ибо трудовые отношения в те годы рассматривались как разновидность имущественных, а трудовое право – как составная часть гражданского права. Цивилистическая наука формировала лишь общегражданскую правоспособность, охватывающую юридические возможности граждан в сфере общественного производства, то есть трудовая правосубъектность законодательно была не нужна, хотя часто она, безусловно, проявлялась в правовом регулировании трудовых отношений того времени. Можно выделить возрастной критерий трудовой правосубъектности граждан, 16 лет, в трудовом крестьянском хозяйстве 14 лет, для особо легких работ 12 лет.
Таким образом, трудовую правосубъектность с 1922г. да начала 30-х гг. следует уже определять как добровольную возможность субъекта трудового правоотношения (физического лица или группы физических лиц), право- и дееспособного по действующему гражданскому законодательству, лично или через представителя на добровольных началах приобретать трудовые права, законодательно установленные государством для лиц наемного труда, а также нести перед нанимателем соответствующие трудовые обязанности за возмездное вознаграждение услуг. 6
К сожалению, к началу 30-х гг. ХХ века договорное право было вытеснено административным правовым регулированием трудовых отношений. С конца 20-х до начала 50-х гг. ХХ века трудовой договор рассматривался почти исключительно как основание возникновения трудовых правоотношений, содержание которых всецело определялось централизованно. С середины 50-х гг. ХХ века в СССР было принято около десяти законов, направленных на гуманизацию трудового права.
Реформа российского законодательства, проводимая в РФ с 90-х гг. обусловила необходимость пересмотра не только сущности правового регулирования трудовых отношений. Но и отдельных юридических конструкций трудового права, включая категорию трудовой правосубъектности.
Под трудовой правосубъектностью понимается признанная нормами трудового законодательства возможность гражданина иметь и сими действиями приобретать, а также осуществлять и исполнять трудовые права и обязанности, составляющие содержание конкретных трудовых правоотношений.7
Как вытекает из самого термина «работодатель», социальная функция этого лица достаточно ясна. Работодатель – это субъект, предоставляющий работу другому лицу или лицам. Поскольку речь идет о несамостоятельном, а наемном труде, то субъект, использующий наемный труд, может быть также определен и термином «наниматель». Таким образом, в рамках трудового отношения, в условиях рынка труда термины «наниматель» и «работодатель» обозначают два качества одного и того же субъекта, с одной стороны как лица предоставляющего работу, а с другой как лица, использующего чужой труд. При этом термин «наниматель» точнее отражает природу трудового отношения, ибо, строго говоря, под работодателем можно разуметь не только нанимателя, но и лицо, предоставляющее работу в порядке договора подряда, поручения, в силу авторского договора.8
Трактуя работодателя (нанимателя) как субъекта трудового правоотношения, необходимо принимать во внимание. Что его правосубъектность выходит за рамки данного правоотношения. Работодатель (наниматель) выступает участником целого ряда иных правоотношений, входящих в сферу трудового права (как публичноправового, так и частноправового характера). Однако вести коллективные переговоры, нести публично-правовую ответственность может только лицо, выступающее в качестве лица, предоставляющего работу другим лицам и оплачивающего их труд.
Гражданин не может передать свою способность к труду другому лицу и осуществлять ее через представителя, поэтому трудовая правоспособность и дееспособность возникает одновременно при достижении определенного возраста, когда лицо достигает психофизиологической зрелости и становится способным к систематическому труду в рамках определенного режима. В силу ч.3 ст.20 ТК РФ, ч.1 ст.63 ТК РФ трудовая правосубъектность граждан наступает с 16 лет, так как именно с этого возраста допускается заключение трудового договора. Однако трудовая правосубъектность может возникнуть с 15 лету лиц, которые получили основное общее образование либо оставили образовательное учреждение в соответствии с федеральным законом.9
Наряду с общей трудовой правосубъектностью граждане могут обладать и неполной трудовой правосубъектностью. Так, в соответствии с ч.3 ст. 63 ТК РФ трудовой договор может заключаться с учащимися, достигшими возраста 14 лет с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вред здоровью.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.10
Существует четыре сферы отношений, в которых применяется наемный труд.11
1. Предпринимательская деятельность, которая направлена на извлечение прибыли.
К таким организациям относятся коммерческие организации – общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества. В обществе с ограниченной ответственностью единоличным исполнительным органом общества может быть генеральный директор, президент. Он избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников. Если уставом общества предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом общества также коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и других), такой орган избирается общим собранием участников общества в количестве и на срок, которые определены уставом общества.
В акционерном обществе
руководство текущей
2. Область частной
жизни граждан, где труд
3. Область, где действуют различного рода общественные структуры и организации, не преследующие целей извлечения прибыли.
К ним относятся некоммерческие организации (общественные и религиозные организации, фонды, государственные корпорации, потребительские кооперативы). Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:
коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;
общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).
Порядок управления фондом определяется его уставом.
Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).
Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).
Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
4. Государственная служба.
Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 N 58-ФЗ « О системе государственной службы Российской Федерации». Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.
Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Начало истории понятия юридического лица следует отнести к раннему средневековью. Древние римляне имели хорошо развитую систему представлений о юридической личности применительно к отдельному человеку. Понятие же союза было выработано в публичном праве применительно к государству, и, таким образом, понятие союза (корпорации) существовало у римлян только в публичном, о понятие лица – только в частном праве. Поскольку союзы имели имущественные интересы и участвовали в имущественном обороте (т.е. выступали объектами частного права), римское право приравнивало их правовое положение к лицам, а категория юридического лица не использовалась вообще.12
В то время как «весь строй римского цивильного быта существеннейшим образом определяется началом личности и вместе с тем особости правоотношений каждого гражданина …, картины средневекового быта дают нам совершенно противоположные черты». Здесь не отдельный человек является правоспособным, а союз (корпорация). Весь этот быт, писал Н.Л. Дювернуа, можно охарактеризовать чертой, противоположной римскому, чертой безличности, где известный и постоянный характер правоотношений определяется принадлежностью человека к союзу, преемственному из поколения в поколение.
Средневековые глоссаторы разрабатывали понятие корпорации как союза, призванного государством в качестве субъекта права, а их преемники, канонисты, различали в связи с этим понятия «лицо» и «человек» и начинали рассуждать о природе этого лица. Одно из первых толкований юридического лица дал папа Иннокентий IV. Он писал в 1245г., что юридическое лицо существует лишь в понятии и благодаря фикции. Оно не одарено телом, а значит, не обладает волей. Действовать могут лишь члены, но не сама корпорация, потому корпорация не может ни совершить преступления, ни быть отлученной от церкви.
Первое капитальное научное исследование понятия юридического лица было осуществлено Ф.К. Савиньи в середине ХIХ века и вошло в историю под названием «теория фикций». Иное ее название – «теория олицетворения». Причины появления указанной теории раскрывал Н.Л. Дювернуа: «Если римская мысль представляла себе ясно возможность сочетания личности, конкретной правоспособности с человеком. То она также легко и разрывала эту связь, низводя человека в категорию вещей или давая личный характер обладания там, где отдельно человека, как обладателя назвать нельзя». Суть «теории фикций»: поскольку, с одной стороны, волей, сознанием, то есть свойствами субъекта права, обладает только человек, отдельная человеческая личность, а с другой стороны, жизнь дает многочисленные примеры того, как имущественные права принадлежат не отдельному человеку, а союзу людей, корпорации, законодатель признает за этой корпорацией свойства личности, субъекта. Иными словами, эта корпорация олицетворяется, персонифицируется. При этом корпорация личностью быть не может, то есть прибегает к фикции.
Информация о работе Работодатель как субъект трудового права