Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 23:38, реферат
Данная работа ставит перед собой следующие цели:
1. Определение понятия социального отпуска
2. Исследование видов социальных отпусков
3.Установление порядка и условий предоставления социальных отпусков
Из Трудового кодекса исключена ст. 187, предусматривающая предоставление работнику социального отпуска для лечения и иных личных потребностей с сохранением заработной платы.
По – новому будут решаться вопросы предоставления отпуска без сохранения заработной платы. Трудовое законодательство предусматривает два вида социальных отпусков без сохранения заработной платы. Ст. 189 Трудового кодекса регулирует основания предоставления социального отпуска без сохранения заработной платы, которые наниматель обязан предоставить по желанию работника, а ст. 190 Трудового кодекса предусматривает предоставление отпуска без сохранения заработной платы по договоренности между работником и нанимателем.
Согласно ст. 189 Трудового кодекса наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней следующим категориям работников:
Данные отпуска предоставляются в
Данный отпуск предоставляется по письменному заявлению работника.
Наниматель обязан предоставить этот отпуск.
В случае, когда у работника есть право на отпуск по нескольким основаниям, предусмотренным в п. 1 – 5, отпуск предоставляется по каждому из них.
Отпуск может быть использован в каждом календарном году целиком или по частям, в период, согласованный сторонами. На другой рабочий год отпуск не переноситься [13, с .79].
Из названия ст. 189 Трудового кодекса следует, что отпуска, о которых в ней говориться должны быть кратковременными. Верхняя граница этой «кратковременности» установлена частью 1 той же статьи – не более 14 календарных дней. Нижняя граница Трудовым кодексом не регламентирована, поэтому отпуск не может предоставляться и на один, и на несколько дней.
Верхняя и нижняя границы продолжительности отпусков без сохранения заработной платы могут быть предусмотрены в:
Этот вывод следует из общих норм Трудового кодекса, в частности, его ст. 7, 19, 23, 360 и 364.
Вышеназванный перечень не является закрытым.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса он может быть дополнен:
Трудовым кодексом предусмотрено предоставление «обязательных» социальных отпусков без сохранения заработной платы:
На основании п. 5 ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса перечень работников, имеющих право на предусмотренные в ней отпуска, может быть дополнен также коллективным договором, соглашением.
В этих договорных источниках могут быть определены самые разные вопросы регулирования рассматриваемых отпусков, в том числе:
Частью 2 ст. 189 Трудового кодекса установлено, что отпуска, предусмотренные в части 1 этой статьи, предоставляются в:
Правила, касающиеся отпуска, предоставляемого в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, определяются частью 2 ст. 326 Трудового кодекса Республики Беларусь [8, с. 22].
Рассматриваемый вид социального отпуска
Цель данного отпуска – освобождение от работы в целях восстановления утраченного здоровья (реабилитации). Минимальная и максимальная продолжительность отпуска в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС – 14 календарных дней в течении календарного года. Согласно законодательству дробить указанный социальный отпуск на части нельзя, он используется однократно в течение календарного года. В силу ст. 183 Трудового кодекса на следующий календарный год неиспользованный отпуск не переносится и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении.
Следует подчеркнуть, что по общему правилу ч. 2 ст. 326 Трудового кодекса на период регламентированного в ней социального отпуска заболевшим лучевой болезнью, инвалидам и ликвидаторам на Чернобыльской АЭС за работникам не сохраняется заработная плата. Ранее оплата за указанный отпуск компенсировалась за счет средств республиканского бюджета, предназначенного для возмещения расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В настоящее время наниматели на локальном уровне в соответствии с ч. 3 ст. 183 Трудового кодекса могут принять решении о сохранении заработной платы за время нахождения в таком отпуске.
Статьями 18 и 19 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» предусмотрены льготы гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам (детям-инвалидам) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также граждан, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 – 1987 гг. в зоне эвакуации (отчуждения), и участникам ликвидации других радиационных аварий в виде возможности получения социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году [25, с. 38 – 39].
Ст. 326 Трудового кодекса установлен порядок предоставления отпусков работникам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лица.
В новой редакции статьи уточнен и расширен круг лиц, которым предоставляется ежегодный социальный отпуск продолжительностью 14 календарных дней. Так, правом на социальный отпуск могут воспользоваться:
Согласно пунктам 124 – 126 Закона, вносящим изменения и дополнения в Кодекс, Правительство Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливает продолжительность основного отпуска лицам:
В действующей редакции вышеприведенных
статей Кодекса определена конкретная
продолжительность каждого
Указанные отпуска предоставляются без учета дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда [20, с. 73-74].
Таким образом, работников, претендующих на получение этого отпуска, можно условно разделить на две группы:
Основанием для предоставления социального отпуска, указанного в ч. 2 ст. 326 Трудового кодекса, является предоставление документов подтверждающих, что работники:
Информация о работе Социальные отпуска - конституционное право работника