Социальные отпуска - конституционное право работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 23:38, реферат

Описание работы

Данная работа ставит перед собой следующие цели:
1. Определение понятия социального отпуска
2. Исследование видов социальных отпусков
3.Установление порядка и условий предоставления социальных отпусков

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 78.28 Кб (Скачать файл)
    • предоставляется только в случаях, предусмотренных ст. 191 Трудовым кодексом:

    • при необходимости временной приостановки работ;

    • при временном уменьшении работ;

    • при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с медицинским заключением;

    • может быть предоставлен одному работнику, определенным группам работников, всем работникам организации;

    • в коллективном договоре, соглашении могут быть определены сроки предоставления отпуска, а также случаи когда:

    • заработная плата не сохраняется;

    • заработная плата сохраняется частично;

    • сохраняется в полном объеме [13, с.83].

 

    Из  Трудового кодекса исключена  ст. 187, предусматривающая предоставление работнику социального отпуска для лечения и иных личных потребностей с сохранением заработной платы.

 

    По  – новому будут решаться вопросы  предоставления отпуска без сохранения заработной платы. Трудовое законодательство предусматривает два вида социальных отпусков без сохранения заработной платы. Ст. 189 Трудового кодекса регулирует основания предоставления социального отпуска без сохранения заработной платы, которые наниматель обязан предоставить по желанию работника, а ст. 190 Трудового кодекса предусматривает предоставление отпуска без сохранения заработной платы по договоренности между работником и нанимателем.

 

    Согласно  ст. 189 Трудового кодекса наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней следующим категориям работников:

    1. женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (приложение Г, Д);

    1. ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территории других государств;

    1. осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением;

    1. инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц;

    1. иным работникам в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением.

 

    Данные  отпуска предоставляются в течение  календарного года в период, согласованный сторонами [18, с. 80].

 

    Данный  отпуск предоставляется по письменному  заявлению работника.

 

    Наниматель  обязан предоставить этот отпуск.

 

    В случае, когда у работника есть право на отпуск по нескольким основаниям, предусмотренным в п. 1 – 5, отпуск предоставляется по каждому из них.

 

    Отпуск  может быть использован в каждом календарном году целиком или  по частям, в период, согласованный сторонами. На другой рабочий год отпуск не переноситься [13, с .79].

 

    Из  названия ст. 189 Трудового кодекса  следует, что отпуска, о которых  в ней говориться должны быть кратковременными. Верхняя граница этой «кратковременности»  установлена частью 1 той же статьи – не более 14 календарных дней. Нижняя граница Трудовым кодексом не регламентирована, поэтому отпуск не может предоставляться и на один, и на несколько дней.

 

    Верхняя и нижняя границы продолжительности  отпусков без сохранения заработной платы могут быть предусмотрены в:

    • коллективном договоре (соглашении);

    • других локальных нормативных правовых актах;

    • трудовых договорах (включая контракты).

 

     Этот  вывод следует из общих норм Трудового  кодекса, в частности, его ст. 7, 19, 23, 360 и 364.

 

     Вышеназванный перечень не является закрытым.

 

     Согласно  п. 5 ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса он может быть дополнен:

    • законодательством;

    • коллективным договором, соглашением.

 

    Трудовым  кодексом предусмотрено предоставление «обязательных» социальных отпусков без сохранения заработной платы:

    • совместителям, если продолжительность трудового отпуска на работе по совместительству меньше такого же отпуска по основной работе;

    • продолжительностью 14 календарных дней в году в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

 

    На  основании п. 5 ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса перечень работников, имеющих право на предусмотренные в ней отпуска, может быть дополнен также коллективным договором, соглашением.

 

    В этих договорных источниках могут быть определены самые разные вопросы  регулирования рассматриваемых отпусков, в том числе:

    • конкретные виды таких отпусков;

    • категории работников, которые имеют на них право;

    • продолжительность отпусков;

    • условия предоставления (например, отсутствие нарушений трудовой дисциплины).

 

    Частью 2 ст. 189 Трудового кодекса установлено, что отпуска, предусмотренные в части 1 этой статьи, предоставляются в:

    • течение календарного года;

    • период согласованный сторонами [24, с. 28-30].

 

    Правила, касающиеся отпуска, предоставляемого в связи с катастрофой на Чернобыльской  АЭС, определяются частью 2 ст. 326 Трудового кодекса Республики Беларусь [8, с. 22].

 

    Рассматриваемый вид социального отпуска относится  к социальным отпускам, обязательным для предоставления нанимателем.

 

    Цель  данного отпуска – освобождение от работы в целях восстановления утраченного здоровья (реабилитации). Минимальная и максимальная продолжительность отпуска в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС – 14 календарных дней в течении календарного года. Согласно законодательству дробить указанный социальный отпуск на части нельзя, он используется однократно в течение календарного года. В силу ст. 183 Трудового кодекса на следующий календарный год неиспользованный отпуск не переносится и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении. 

 

    Следует подчеркнуть, что по общему правилу ч. 2 ст. 326 Трудового кодекса на период регламентированного в ней социального отпуска заболевшим лучевой болезнью, инвалидам и ликвидаторам на Чернобыльской АЭС за работникам не сохраняется заработная плата. Ранее оплата за указанный отпуск компенсировалась за счет средств республиканского бюджета, предназначенного для возмещения расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 

    В настоящее время наниматели на локальном  уровне в соответствии с ч. 3 ст. 183 Трудового кодекса могут принять решении о сохранении заработной платы за время нахождения в таком отпуске.

 

    Статьями 18 и 19 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской  АЭС, других радиационных аварий» предусмотрены льготы гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам (детям-инвалидам) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также граждан, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 – 1987 гг. в зоне эвакуации (отчуждения), и участникам ликвидации других радиационных аварий в виде возможности получения социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году [25, с. 38 – 39].

 

    Ст. 326 Трудового кодекса установлен порядок предоставления отпусков работникам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лица.

 

    В новой редакции статьи уточнен и расширен круг лиц, которым предоставляется ежегодный социальный отпуск продолжительностью 14 календарных дней. Так, правом на социальный отпуск могут воспользоваться:

    1. работники, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;

    1. инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

    1. лица, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 – 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения);

    1. лица, занятые в период 1986 – 1987 на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.

 

    Согласно  пунктам 124 – 126 Закона, вносящим изменения  и дополнения в Кодекс, Правительство  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливает продолжительность основного отпуска лицам:

    • работающим в зоне эвакуации (отчуждения) (ст. 327 Трудового кодекса);

    • работающим в зоне первоочередного отселения и зоне последующего отселения (ст. 328 Трудового кодекса);

    • работающим в зоне с правом на отселение (ст. 329 Трудового кодекса).

 

     В действующей редакции вышеприведенных  статей Кодекса определена конкретная продолжительность каждого отпуска. Для работающих в зоне эвакуации  и проживающих (работающих) в зонах  первоочередного и последующего отселения она равняется 44 календарным дням, а для проживающим (работающим) в зоне с правом на отселение – 37 календарным дням.

 

     Указанные отпуска предоставляются без  учета дополнительного отпуска  за работу с вредными и (или) опасными условиями труда [20, с. 73-74].

 

     Таким образом, работников, претендующих на получение этого отпуска, можно  условно разделить на две группы:

    • пострадавшие от чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий (граждане, у которых диагностирована лучевая болезнь в соответствии с медицинским заключением; граждане, у которых инвалидность связана с чернобыльской катастрофой);

    • участвовавшие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но только в период 1986 – 1987 гг. получившие соответствующее удостоверение.

 

     Основанием  для предоставления социального  отпуска, указанного в ч. 2 ст. 326 Трудового  кодекса, является предоставление документов подтверждающих, что работники:

    • являются заболевшими или перенесшими лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;

    • являются инвалидами, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;

    • участвовали в 1986 – 1987 гг. в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в законе эвакуации (отчуждения) или были заняты в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе были временно направлены или  командированы).

Гражданам, относящимся к категориям пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, устанавливается статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий или статус потерпевшего от катастрофы на чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.09.2009 г. № 1170 «Об утверждении Положения о порядке установления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также выдачи документов, подтверждающих право на льготы».

Информация о работе Социальные отпуска - конституционное право работника