Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 13:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключаются в исследовании и обосновании теоретических подходов анализа деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь.
Достижение поставленной цели в исследовании потребовало решения следующих задач:
рассмотреть теоретические основы пенсионного обеспечения;
Введение 4
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 6
1.1. Пенсионные фонды как звено системы социальной защиты 6
1.2. Нормативно-правовая база функционирования пенсионного фонда в Республике Беларусь 11
2. Финансовая устойчивость и эффективность пенсионных фондов 17
2.1. Источники формирования бюджета органов социальной защиты населения и основные направления его использования 17
2.2. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости и эффективности пенсионных фондов 21
2.3. Направление и виды деятельности пенсионного фонда Республики Беларусь 24
3. Совершенствование организации деятельности пенсионных фондов в современных условиях 28
3.1. Проблемные вопросы организации деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь 28
3.2. Пути совершенствования функционирования пенсионной системы Республики Беларусь в современных условиях 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 38 страницы, 18 источников.
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ, РЕФОРМИРОВАНИЕ, ФИНАНСИРОВАНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Объект исследования – финансирование и формирование пенсионных фондов.
Предмет исследования – пенсионные фонды, источники формирования бюджета, направления и виды деятельности.
Цель работы: исследование и обосновании теоретических подходов анализа деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, общенаучный, аналитический.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их автора.
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 6
1.1. Пенсионные фонды как звено системы социальной защиты 6
1.2. Нормативно-правовая база функционирования пенсионного фонда в Республике Беларусь 11
2. Финансовая устойчивость и эффективность пенсионных фондов 17
2.1. Источники формирования бюджета органов социальной защиты населения и основные направления его использования 17
2.2. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости и эффективности пенсионных фондов 21
2.3. Направление и виды деятельности пенсионного фонда Республики Беларусь 24
3. Совершенствование организации деятельности пенсионных фондов в современных условиях 28
3.1. Проблемные вопросы организации деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь 28
3.2. Пути совершенствования функционирования пенсионной системы Республики Беларусь в современных условиях 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионное обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий, которая непосредственно касается интересов нетрудоспособного населения, составляющего около трети жителей страны. Качественные и количественные характеристики государственного пенсионного обеспечения свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства, вместе с тем показатели структуры и функционирования государственной пенсионной системы во многом определяют её устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Государственное социальное обеспечение охватывает большинство трудоспособного населения страны. Правом на трудовую (страховую) пенсию пользуется 2,5 млн. человек, которые в свое время создавали национальное богатство, и забота о них является приоритетным направлением социальной политики государства.
Пенсионная система является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения Республики Беларусь. Она затрагивает жизненно важные интересы не только граждан, находящихся на пенсии, но и тех, кто, участвуя в финансировании системы, «зарабатывает» себе будущую пенсию. Поэтому от состояния системы пенсионного обеспечения зависит благополучие практически всех граждан нашей республики. В этом и заключается актуальность темы курсового исследования.
Государственное значение пенсионного обеспечения повышается в период экономической трансформации. Пенсионная система, действующая на распределительных принципах и создающаяся в течение продолжительного времени в иных социально-политических и экономических условиях, перестала удовлетворять потребностям населения. Анализ сложившейся ситуации показывает, что проблемы пенсионного обеспечения во многом обусловлены экономическими факторами: инфляционные процессы, относительно невысокие объемы ВВП, безработица, низкий уровень заработной платы, недостаточный размер тарифной базы страховых взносов, неразвитость страховых принципов в деятельности Пенсионного фонда. Негативное воздействие на финансовую устойчивость пенсионной системы оказывает демографическая тенденция старения населения.
Становление новой модели пенсионной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области теории и практики государственных финансов, бюджетных отношений, финансирования социальной сферы, финансового обеспечения пенсионных фондов, а также законодательные и нормативные акты, периодические издания.
Цель данной курсовой работы заключаются в исследовании и обосновании теоретических подходов анализа деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь.
Достижение поставленной цели в исследовании потребовало решения следующих задач:
Объектом исследования является деятельность Фонда социальной защиты населения.
Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся в процессе формирования и исполнения бюджета Фонда социальной защиты населения.
Методы исследования. В работе применялись следующие экономико-статистические методы: статистической обработки данных, структурно-динамического анализа, группировок, сравнительного и системного анализа, синтеза теоретического и практического материала.
Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике [3, c.15].
Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий [4, c.19].
Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.
Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.
Для осмысления состояния развития института социальной защиты в Беларуси и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя такой институт в Беларуси имеется и играет исключительно важную роль в жизни граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.
Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в Беларуси и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается [5, c.18].
Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института,
В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения».
Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.
В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».
Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».
Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения)[7, c.21]
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
Одной из государственно-правовых форм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения – финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органа-ми государственной власти[8, c.55].
Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.
Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.
В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования [13, c.46].
Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провиденные фонды – обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы [10, c.24].