Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 13:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключаются в исследовании и обосновании теоретических подходов анализа деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь.
Достижение поставленной цели в исследовании потребовало решения следующих задач:
рассмотреть теоретические основы пенсионного обеспечения;
Введение 4
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 6
1.1. Пенсионные фонды как звено системы социальной защиты 6
1.2. Нормативно-правовая база функционирования пенсионного фонда в Республике Беларусь 11
2. Финансовая устойчивость и эффективность пенсионных фондов 17
2.1. Источники формирования бюджета органов социальной защиты населения и основные направления его использования 17
2.2. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости и эффективности пенсионных фондов 21
2.3. Направление и виды деятельности пенсионного фонда Республики Беларусь 24
3. Совершенствование организации деятельности пенсионных фондов в современных условиях 28
3.1. Проблемные вопросы организации деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь 28
3.2. Пути совершенствования функционирования пенсионной системы Республики Беларусь в современных условиях 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других. Среди видов социального обеспечения граждан Республики Беларусь основное место занимают пенсии [11, c.12].
Понятие пенсии в юридической литературе имеет различные определения. Основное внимание при его определении авторы обращают на то, что пенсия представляет собой материальное обеспечение граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет в виде систематических денежных выплат. Ее выплата имеет целью материально обеспечить престарелых и нетрудоспособных.
Существует много трактовок понятия и сущности пенсионного фонда. Однако глубокого и комплексного теоретического анализа последнего не проводилось уже давно. В этой связи предлагается рассмотрение пенсионного фонда с четырех позиций:
В Беларуси система социального страхования в современном его понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства [13, c.14].
В начале 1922 года Советом Народных Комиссаров Беларуси было принято постановление "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах" и в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано управление социального страхования. С 7 июня 1922 года управление социального страхования было переведено на самоокупаемость.
В 1933 году социальное страхование передано в ведение профсоюзов. Им были переданы все средства социального страхования, санатории, дома отдыха и другие учреждения. Непосредственное руководство осуществлялось отраслевыми, а также территориальными межсоюзными организациями. Тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию и комиссии по пенсионным вопросам.
Провозглашенная в конце 80-х годов в бывшем СССР перестройка вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования. Были приняты Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года №818 "Об организации пенсионного Фонда СССР" и №827 "О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение". В соответствии с этим Советом Министров Белорусской ССР и Федерацией профсоюзов Белоруссии принято Постановление от 20 декабря 1990 года №327 "Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР". В 1991 году Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление от 20 декабря 1991 года №481 "Об организации Пенсионного Фонда Республики Беларусь". Состав Правления Пенсионного Фонда утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1992 года №278. Эти документы фактически положили начало внедрению страховых принципов в пенсионную систему республики.
В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования (последний находился в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси) был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.
Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Система пенсионного обеспечения является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения Республики Беларусь. Она затрагивает жизненно важные интересы не только 2,5 млн.граждан, находящихся на пенсии, но и тех, кто, участвуя в финансировании системы, "зарабатывает" себе будущую пенсию [12, c.27].
Несмотря на возросшие расходы на пенсии, выплачиваемые из Фонда социальной защиты населения), состояние пенсионного обеспечения в настоящее время представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем, в основе которой, с одной стороны, низкий уровень размеров пенсий, с другой – достаточно высокий тариф страховых взносов. Из 35 процентов отчислений от фонда оплаты труда, установленных для большинства нанимателей, на цели социального страхования расходуется 6 процентов, а 29 процентов страхового взноса и 1 процент от заработка, установленного для работающих граждан, используются непосредственно на пенсионное обеспечение.
Возможности пенсионной системы любого государства находятся в прямой зависимости от состояния экономики, численности работающих граждан, формирующих своими отчислениями пенсионные средства, доли пенсионеров по отношению к работающим, тарифа страховых отчислений. Большое влияние на величину базы начисления страхового тарифа оказывают сложившийся уровень и структура денежных доходов населения.
Таким образом, социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.
Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право граждан на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты. Законом закреплены условия предоставления гражданам трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой [12, c.32].
В соответствии с действующим законодательством, право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам – по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.
Следует иметь также в виду, что при исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. Начиная с 1 января 2000 года ежегодно при назначении пенсии 5–летний период, за который учитывается заработок для исчисления пенсии, а также 15–летний период, из которого он избирается обратившимся за пенсией, увеличиваются на один год, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося стажа работы. (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2010 году – за 16 лет из последних 26 лет работы и т.д.).
В соответствии со статьей 23 Закона минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.
Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе – 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).
Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона). Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона. К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и повышение пенсий (статья 68 Закона).
Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Согласно статье 73 Закона эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:
Одним из важных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий путем их перерасчета.
В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.[15]
В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. В 2014 году произведены перерасчеты:
с 1 февраля:
трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, с повышением ее величины на 5 процентов (4960,0 тыс. руб.) (Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2014 г. № 52);
минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2013 г. – 1128,1 тыс. руб.
с 1 мая минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах марта 2014 г. – 1212,5 тыс. руб.
с 1 августа:
трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, с повышением ее величины на 7,5 процента (5332,0 тыс. руб.) (Указ Президента Республики Беларусь от 24 июля 2014 г. № 366);
минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2014 г. – 1343,4 тыс. руб.
с 1 ноября:
трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, с повышением ее величины на 5,5 процента (5625,3 тыс. руб.) (Указ Президента Республики Беларусь от 24 октября 2014 г. № 506);
минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2014 г. – 1396,0 тыс. руб.[15]