Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 13:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключаются в исследовании и обосновании теоретических подходов анализа деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь.
Достижение поставленной цели в исследовании потребовало решения следующих задач:
рассмотреть теоретические основы пенсионного обеспечения;
Введение 4
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 6
1.1. Пенсионные фонды как звено системы социальной защиты 6
1.2. Нормативно-правовая база функционирования пенсионного фонда в Республике Беларусь 11
2. Финансовая устойчивость и эффективность пенсионных фондов 17
2.1. Источники формирования бюджета органов социальной защиты населения и основные направления его использования 17
2.2. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости и эффективности пенсионных фондов 21
2.3. Направление и виды деятельности пенсионного фонда Республики Беларусь 24
3. Совершенствование организации деятельности пенсионных фондов в современных условиях 28
3.1. Проблемные вопросы организации деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь 28
3.2. Пути совершенствования функционирования пенсионной системы Республики Беларусь в современных условиях 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
Примечание – Источник [18]
Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно- территориальным устройством государства и т.д.
В расходы бюджета включаются затраты на финансирование народного хозяйства, оборону страны, расходы по государственному долгу, содержание органов управления и правоохранительных органов и др. Разумеется, расходы бюджета включают в себя и затраты на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальное обеспечение).
В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера – важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства.
В отечественной литературе нет однозначного подхода к трактовке понятия финансовой устойчивости пенсионного фонда. Можно выделить следующую систему показателей долгосрочной финансовой устойчивости пенсионных фондов:
Показатели краткосрочной финансовой устойчивости пенсионных фондов рассчитываются на основе данных Баланса исполнения бюджета фонда. Методологически важным для анализа финансовой устойчивости является обоснование нового подхода к делению финансовых ресурсов Пенсионного фонда на собственные и привлеченные.
Первая группа – показатели, характеризующие уровень зрелости пенсионной системы (табл. 2.3). Если ПС достигла зрелости, то это означает, что наиболее молодые из плательщиков взносов в момент формирования системы получают право на пенсию и тем больше становится нагрузка на работающее население в связи с обеспечением нетрудоспособных.
Таблица 2.3 Показатели оценки уровня зрелости ПС (группа 1)
Показатель |
Характеристика показателя |
Расчет показателя |
Экспликация формулы |
Коэффициент поддержки ПС |
Характеризует степень зрелости ПС.Чем выше показатель, тем моложе ПС. Чем ниже показатель, тем старше ПС |
Кп = Чпл/Чпенс |
Кп - коэффициент поддержки ПС; Чпл - численность плательщиков взносов; Чпенс - численность пенсионеров |
Коэффициент экономической зависимости |
Показывает число пенсионеров, приходящихся на одного плательщика. Чем выше коэффициент экономической зависимости, тем более зрелой является ПС |
Кэ.з= Чпенс/ Чпл |
Кэ.з - коэффициент экономической зависимости; Чпенс - численность пенсионеров в системе обязательного государст- венного пенсионного обеспечения; Чпл - численность плательщиков взносов |
Вторая группа – показатели оценки уровня пенсионных выплат, позволяющие провести оценку эффективности функционирования ПС с позиции достаточности пенсионных выплат для обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров. В рамках данной группы разграничен коэффициент замещения для системы обязательного государственного пенсионного обеспечения и негосударственного пенсионного страхования, что позволяет оценить степень замещения как государственной, так и негосударственной пенсией утраченного заработка.
В отечественной практике необходимо развивать механизмы вмешательства государства при формировании эффективной системы инвестирования пенсионных средств, разрабатывая не только механизмы административного лимитирования и финансового контроля за деятельностью управляющих компаний пенсионных фондов на фондовом рынке, но и новые методические подходы к комплексной оценке эффективности ПС, которая, на наш взгляд, должна осуществляться посредством системы адаптивных показателей, позволяющих оценить степень зрелости пенсионной системы, дать всестороннюю оценку уровня пенсионных выплат, определить абсолютные и относительные стоимостные показатели эффективности ее функционирования и финансовой устойчивости.
Отметим, что Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Современная система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.
Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:
Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере Республики Беларусь повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. В республике складывается обновленная национальная модель соц. защиты, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений.
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.
Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы[5, c.22].
Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.
В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Положением о фонде, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями. [6, c.45].
Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов. Имущество Фонда является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
В структуру центрального аппарата Фонда входят управления, отделы, секторы.
В систему Фонда входят областные и Минское городское управления с правами юридического лица, а также городские, районные и районные в городах отделы (далее – территориальные органы). В структуру территориальных органов входят отделы, секторы[9, c.21].
Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.
Фонд социальной защиты населения в целях выполнения возложенных на него задач:
Руководство Фондом осуществляется его правлением и исполнительным органом - центральным аппаратом Фонда. Количественный и персональный состав правления утверждается Советом Министров Республики Беларусь. В состав правления входят Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь (председатель правления Фонда), управляющий Фондом (заместитель председателя правления Фонда) и его заместители по должности, а также представители Министерства финансов, Министерства экономики. Национального банка, объединений нанимателей и профсоюзов.
Правление Фонда определяет направления его текущей деятельности и на перспективу, рассматривает и утверждает бюджет Фонда и отчеты о его исполнении. Правление отвечает за своевременное и полное финансирование Фондом всех установленных законодательством выплат. В компетенцию правления Фонда входя также вопросы: согласование назначения руководителей областных и Минского городского управлений и руководителя контрольно-ревизионного подразделения центрального аппарата, утверждение положений и инструкций по вопросам деятельности Фонда. Правление заслушивает отчеты начальников областных и Минского городского управлений об их работе[13, c.13].
Оперативное руководство деятельностью Фонда осуществляет Управляющий Фондом, назначаемый Советом Министров Республики Беларусь. Он имеет двух заместителей, назначаемых на должность Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Для решения поставленных задач создана централизованная двухуровневая система управления.
Как отмечалось выше, на республиканском уровне управление Фондом осуществляется его правлением и исполнительным органом – центральным аппаратом. В аппарате создано 9 самостоятельных структурных подразделений – управлений и отделов, которые выполняют многочисленные функции, главными из которых являются:[4. с. 50]
На областном уровне и в городе Минске созданы управления Фонда с правами юридического лица. В составе управлений функционирует 150 городских, районных и районных в городах отделов Фонда. На дату, создания Фонда количество отделов строго соответствовало количеству административных единиц в органах власти на местах. В целях сокращения административного аппарата и повышения оперативности в работе количество отделов в последние годы было сокращено за счет их слияния в ряде городов[2, с. 23]