Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 13:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключаются в исследовании и обосновании теоретических подходов анализа деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь.
Достижение поставленной цели в исследовании потребовало решения следующих задач:
рассмотреть теоретические основы пенсионного обеспечения;
Введение 4
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 6
1.1. Пенсионные фонды как звено системы социальной защиты 6
1.2. Нормативно-правовая база функционирования пенсионного фонда в Республике Беларусь 11
2. Финансовая устойчивость и эффективность пенсионных фондов 17
2.1. Источники формирования бюджета органов социальной защиты населения и основные направления его использования 17
2.2. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости и эффективности пенсионных фондов 21
2.3. Направление и виды деятельности пенсионного фонда Республики Беларусь 24
3. Совершенствование организации деятельности пенсионных фондов в современных условиях 28
3.1. Проблемные вопросы организации деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь 28
3.2. Пути совершенствования функционирования пенсионной системы Республики Беларусь в современных условиях 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
Для урегулирования ряда вопросов ППС Фондом подготовлены 9 проектов нормативных правовых актов. Приняты:
В 2011 году внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты:
В соответствии с указанными документами проведены:
Законом Республики Беларусь от 14 июля 2014 года внесены дополнения и изменения в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
В частности, Законом установлено, что право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении». При этом право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 17–22 Закона «О пенсионном обеспечении» предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет, а на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 11–13 и 15 Закона «О пенсионном обеспечении» и за выслугу лет в соответствии со статьями 47–49-2 Закона «О пенсионном обеспечении» – не менее 10 лет.
Законом закреплено право работников, имевших в силу ранее действовавшего законодательства право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и выработавших до 1 января 2009 г. не менее половины стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, на назначение им трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда вместо профессиональной пенсии. Кроме того, при определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 г. учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Законом внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», в частности, он дополнен положением о выплачиваемой работодателем в соответствии с законодательством ежемесячной доплате к заработной плате работнику, выбравшему ее вместо профессионального пенсионного страхования.
Законом также уточнены положения законов Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» в части определения сроков уплаты обязательных страховых взносов как одного из условий возникновения права на трудовые пенсии по возрасту.
Закон вступает в силу с 1 августа 2014 г.[17]
Основным источником финансирования территориальных центров социального обслуживания являются средства местных бюджетов, в разных регионах на их долю в последние годы приходилось от 75 до 97 процентов общего объема финансирования. Другой источник – спонсорская помощь – от 0,7 до 25,0 процентов, третий – поступления в качестве оплаты за социальные услуги – от 0,7 до 5,6 процентов. Спонсорская помощь во многом носит случайный характер и зависит от наличия в районе крупных прибыльных организаций реального сектора экономики, а также согласия администрации этих организаций поддерживать социальные учреждения.
С целью применения более прогрессивных методов обслуживания, расширения видов услуг, регулирования порядка их предоставления с 2001 г. отделениями социальной помощи на дому и другими структурными подразделениями центров социального обслуживания населения осуществляется предоставление социальных услуг на платной основе.
Средства Фонда образуются за счет:
Разработанный Фондом на планируемый год бюджет рассматривается на правлении Фонда, направляется в Министерство финансов и утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Бюджет разрабатывается на год, с разбивкой по кварталам, в целом по Фонду и в разрезе областных и Минского городского управлений.
При подготовке бюджета в основу закладываются прогнозируемые макроэкономические показатели по данным Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда, Национального банка, статистические и отчетные данные, аналитические показатели. Отчетность по исполнению бюджета Фонда формируется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года.
Все годы существования Фонда его бюджет исполнялся без дефицита, был сбалансированным, расходы бюджета покрывались доходами без дотаций со стороны государства.
С Р Е Д С Т В А Б Ю Д Ж Е Т А Ф О Н Д А |
Сумма по отчету (тыс.рублей) |
Поступления в бюджет фонда - всего |
69 098 419 280,0 |
Взносы на государственное социальное страхование |
66 689 489 932,6 |
Обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь |
65 937 556 498,7 |
Взносы на профессиональное пенсионное страхование |
751 933 433,9 |
Субвенции на возмещение расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, получаемые из республиканского бюджета |
1 052 640 000,0 |
Неналоговые доходы |
1 356 289 347,4 |
в том числе |
|
проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами |
17 774 744,0 |
доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования |
450 863 190,1 |
доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование |
504 390 814,0 |
административные штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании |
24 644 223,1 |
другие поступления |
358 616 376,2 |
Примечание – Источник [18]
Средства Фонда имеют целевое назначение и направляются на:
Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.
Таблица 2.2 Исполнение бюджета Фонда за 9 месяцев 2014 года
Р А С Х О Д Ы Б Ю Д Ж Е Т А Ф О Н Д А |
Сумма по отчету (тыс.рублей) |
На выплату: |
|
трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий |
53 391 066 753,9 |
пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в гос. Орг-ях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребение |
13 277 799 654,7 |
пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь в соответствии с законодательством и международными договорами РБ |
348 394 013,8 |
Доп-ых профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами общеустановл пенсионного возраста |
12 379 563,4 |
Оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования |
26 872 111,0 |
Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения |
119 017 244,6 |
из них субвенции в бюджеты областей и бюджет г. Минска |
116 562 859,8 |
Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление |
450 267 181,6 |
из них средства, направляемые на оказание помощи в подготовке стационарных оздоровительных лагерей к работе в летний период |
3 659 329,3 |
Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси |
142 740 029,0 |
Финансирование деятельности Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в том числе его материально-технического обеспечения |
238 183 873,7 |
из них государственная инвестиционная программа |
20 450 418,2 |
Финансирование мероприятий по развитию стационарных учреждений социального обслуживания |
63 461 380,0 |
из них субвенции в бюджеты областей и бюджет г. Минска |
63 461 380,0 |
Иные расходы в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании |
1 375 773,0 |
Итого расходов в бюджет фонда всего |
68 071 557 578,7 |