Совершенствование организации деятельности пенсионных фондов в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключаются в исследовании и обосновании теоретических подходов анализа деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь.
Достижение поставленной цели в исследовании потребовало решения следующих задач:
рассмотреть теоретические основы пенсионного обеспечения;

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 6
1.1. Пенсионные фонды как звено системы социальной защиты 6
1.2. Нормативно-правовая база функционирования пенсионного фонда в Республике Беларусь 11
2. Финансовая устойчивость и эффективность пенсионных фондов 17
2.1. Источники формирования бюджета органов социальной защиты населения и основные направления его использования 17
2.2. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости и эффективности пенсионных фондов 21
2.3. Направление и виды деятельности пенсионного фонда Республики Беларусь 24
3. Совершенствование организации деятельности пенсионных фондов в современных условиях 28
3.1. Проблемные вопросы организации деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь 28
3.2. Пути совершенствования функционирования пенсионной системы Республики Беларусь в современных условиях 30
Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

готовая для сайтов.docx

— 79.19 Кб (Скачать файл)

Для урегулирования ряда вопросов ППС Фондом подготовлены 9 проектов нормативных правовых актов. Приняты:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 429 «О внесении дополнения и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2011 г. № 1051 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. № 837»;
  • постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 ноября 2011 г. № 110 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 158»;
  • постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 ноября 2011 г. № 111 «О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 159»;
  • постановление Министерства юстиции Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 269/125 «О порядке передачи органами, регистрирующими акты гражданского состояния, копий записей актов о смерти органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»;
  • постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.05.2011 № 5 «Об утверждении формы перечня рабочих мест с особыми условиями труда организации для целей профессионального пенсионного страхования, Указаний по ее заполнению и Инструкции по определению формата формы перечня рабочих мест с особыми условиями труда организации для целей профессионального пенсионного страхования»;
  • постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.06.2011 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты профессиональных пенсий и формы справки о стаже работы для назначения досрочной профессиональной пенсии»;
  • постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.12.2011 № 15 «О внесении дополнений и изменений в постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2011 г. № 5».

В 2011 году внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты:

  • Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования;
  • Инструкцию о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета;
  • Инструкцию о порядке передачи-приема документов персонифицированного учета;
  • Порядок предоставления информации застрахованному лицу и страхователю;
  • Инструкцию по формату документов персонифицированного учета.

В соответствии с указанными документами проведены:

  • разработка новых и доработка существующих контролей автоматизированной системы управления персонифицированным учетом и программного комплекса «Ввод ДПУ»;
  • разработка справочника «Периодов неуплаты обязательных страховых взносов» и доработка программного обеспечения по формированию выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (повторной выписки) с отражением периодов неуплаты обязательных страховых взносов;
  • доработка программного обеспечения в части предоставления застрахованному лицу информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете, с отражением периодов неуплаты обязательных страховых взносов;
  • доработка программного обеспечения по приему форм ПУ-3 «Индивидуальные сведения» по физическим лицам, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы, и подписанных электронной цифровой подписью инспектора районного отдела Фонда;
  • доработка формирования формы пояснительной записки к пачкам документов персонифицированного учета, содержащим формы ПУ-3, и ее соответствие форме государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты).

Законом Республики Беларусь от 14 июля 2014 года внесены дополнения и изменения в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

В частности, Законом установлено, что право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении». При этом право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 17–22 Закона «О пенсионном обеспечении» предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет, а на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 11–13 и 15 Закона «О пенсионном обеспечении» и за выслугу лет в соответствии со статьями 47–49-2 Закона «О пенсионном обеспечении» – не менее 10 лет.

Законом закреплено право работников, имевших в силу ранее действовавшего законодательства право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и выработавших до 1 января 2009 г. не менее половины стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, на назначение им трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда вместо профессиональной пенсии. Кроме того, при определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 г. учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Законом внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», в частности, он дополнен положением о выплачиваемой работодателем в соответствии с законодательством ежемесячной доплате к заработной плате работнику, выбравшему ее вместо профессионального пенсионного страхования.

Законом также уточнены положения законов Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» в части определения сроков уплаты обязательных страховых взносов как одного из условий возникновения права на трудовые пенсии по возрасту.

Закон вступает в силу с 1 августа 2014 г.[17]

 

  1. Финансовая устойчивость и эффективность пенсионных фондов

 

 

 

    1. Источники формирования бюджета органов социальной защиты населения и основные направления его использования

 

 

Основным источником финансирования территориальных центров социального обслуживания являются средства местных бюджетов, в разных регионах на их долю в последние годы приходилось от 75 до 97 процентов общего объема финансирования. Другой источник – спонсорская помощь – от 0,7 до 25,0 процентов, третий – поступления в качестве оплаты за социальные услуги – от 0,7 до 5,6 процентов. Спонсорская помощь во многом носит случайный характер и зависит от наличия в районе крупных прибыльных организаций реального сектора экономики, а также согласия администрации этих организаций поддерживать социальные учреждения.

С целью применения более прогрессивных методов обслуживания, расширения видов услуг, регулирования порядка их предоставления с 2001 г. отделениями социальной помощи на дому и другими структурными подразделениями центров социального обслуживания населения осуществляется предоставление социальных услуг на платной основе.

Средства Фонда образуются за счет:

  • обязательных страховых взносов;
  • взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • ассигнований из республиканского бюджета;
  • доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
  • доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина;
  • сумм недоимок, пеней и административных штрафов;
  • других поступлений.

Разработанный Фондом на планируемый год бюджет рассматривается на правлении Фонда, направляется в Министерство финансов и утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Бюджет разрабатывается на год, с разбивкой по кварталам, в целом по Фонду и в разрезе областных и Минского городского управлений.

При подготовке бюджета в основу закладываются прогнозируемые макроэкономические показатели по данным Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда, Национального банка, статистические и отчетные данные, аналитические показатели. Отчетность по исполнению бюджета Фонда формируется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года.

Все годы существования Фонда его бюджет исполнялся без дефицита, был сбалансированным, расходы бюджета покрывались доходами без дотаций со стороны государства.

 

Таблица 2.1 Формирование бюджета фонда за 9 месяцев 2014 года

С Р Е Д С Т В А   Б Ю Д Ж Е Т А   Ф О Н Д А

Сумма по отчету (тыс.рублей)

Поступления в бюджет фонда - всего

69 098 419 280,0

Взносы на государственное социальное страхование

66 689 489 932,6

Обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь

65 937 556 498,7

Взносы на профессиональное пенсионное страхование

751 933 433,9

Субвенции на возмещение расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, получаемые из республиканского бюджета

1 052 640 000,0

Неналоговые доходы

1 356 289 347,4

в том числе

 

проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами

17 774 744,0

доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования

450 863 190,1

доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование

504 390 814,0

административные штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании

24 644 223,1

другие поступления

358 616 376,2


Примечание – Источник [18]

Средства Фонда имеют целевое назначение и направляются на:

  • выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;
  • за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет;
  • ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;
  • выплату профессиональных пенсий;
  • выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);
  • оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;
  • выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
  • финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;
  • финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
  • финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

 

Таблица 2.2 Исполнение бюджета Фонда за 9 месяцев 2014 года

Р А С Х О Д Ы   Б Ю Д Ж Е Т А   Ф О Н Д А

Сумма по отчету (тыс.рублей)

На выплату:

 

трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий

53 391 066 753,9

пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в гос. Орг-ях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребение

13 277 799 654,7

пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь в соответствии с законодательством и международными договорами РБ

348 394 013,8

Доп-ых профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами общеустановл пенсионного возраста

12 379 563,4

Оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования

26 872 111,0

Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения

119 017 244,6

из них субвенции в бюджеты областей и бюджет г. Минска

116 562 859,8

Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление

450 267 181,6

из них средства, направляемые на оказание помощи в подготовке стационарных оздоровительных лагерей к работе в летний период

3 659 329,3

Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси

142 740 029,0

Финансирование деятельности Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в том числе его материально-технического обеспечения

238 183 873,7

из них государственная инвестиционная программа

20 450 418,2

Финансирование мероприятий по развитию стационарных учреждений социального обслуживания

63 461 380,0

из них субвенции в бюджеты областей и бюджет г. Минска

63 461 380,0

Иные расходы в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании

1 375 773,0

Итого расходов в бюджет фонда всего

68 071 557 578,7

Информация о работе Совершенствование организации деятельности пенсионных фондов в современных условиях