Трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Трудовые правонарушения сами по себе еще не являются трудовыми спорами. Одно и тоже действие может быть оценено каждой стороной по своему. Расхождение в оценках есть разногласие. Такого рода разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор в том случае, когда оно не урегулировано самими сторонами, а внесено на рассмотрение юридического органа, иными словами одна сторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовое право.

Содержание работы

Понятие трудовых споров
Виды трудовых споров
Причины трудовых споров
Условия (обстоятельства) трудовых споров
Условия трудовых споров правового характера
Обстоятельства трудовых споров в коллективах
Общая характеристика индивидуальных трудовых споров
Организация и порядок деятельности комиссии по трудовым спорам (КТС)
Трудовые споры, подведомственные КТС
Рассмотрение трудовых споров в суде
Рассмотрение трудовых споров некоторых категорий работников
Исполнение решений по трудовым спорам
Понятие коллективных трудовых споров их предмет, стороны и виды
Порядок разрешения коллективных трудовых споров
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
Посредничество
Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
Республиканский трудовой арбитраж
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

sborka.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

- законодательно не  отрегулированные отношения между  работником и нанимателем в  конкретной области трудовых отношений, что приводит к нарушению интересов той или иной стороны;

- неконкретность формулировок  в нормативно-правовом акте, что  позволяет двояко толковать то или иное отношение, приводящее к нарушению прав;

- «моральное» старение  той или иной нормы права,  возникающее по причинам динамики хозяйственного процесса, вызывающего к жизни новые формы трудовых отношений, не урегулированные правом.

 

Обстоятельства  трудовых споров в коллективах

Трудовые конфликты  носят объективный характер и  являются важным элементом в трудовом процессе. От того, какой микроклимат у них существует, во многом зависит количество возникающих трудовых споров и успешность их разрешения.

Примером возникновения  обстоятельств трудовых споров являются:

- плохо организованный  производственный процесс;

- неэффективная система  оплаты труда, скатывающаяся порой  до обычной уравниловки;

- несоответствующая стандартам  и техническим условиям технология выполнения работ и оказания услуг, некачественное оборудование и материалы, плохие инструменты и т.д.

Все это в совокупности может создавать разного рода недовольства у работников, и в  итоге может сложиться негативная морально-психологическая обстановка в коллективе, обостряющая возникновение трудовых споров.

Новыми обстоятельствами возникновения трудовых споров, ранее не существовавшими, является обстановка в целом в государстве. Высокий уровень инфляции, зарегламентированность экономических отношений в противовес законам хозяйствования в условиях рынка ведет к постоянному обеднению работников, снижению их жизненного уровня, что в свою очередь вызывает потребность в повышении заработной платы, чего часто наниматель не в состоянии осуществить.

На сегодня, можно с  полной уверенностью сказать, что это - одна из основных причин возникновения трудовых споров между работниками и нанимателем. В условиях растущей безработицы многие люди готовы терпеть разного рода неудобства, была бы нормальной и стабильной заработная плата, позволяющая хотя бы как-то выжить в условиях постоянно растущих цен на товары и услуги.

 

Общая характеристика индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры - это разногласия, возникающие  между работником и нанимателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде.

Не все споры, возникающие  между работником и нанимателем, являются трудовыми. Например, если работник, проживающий в заводской квартире, самовольно занял освободившуюся в ней комнату, а предприятие предъявило к нему иск о выселении, то такой спор не является трудовым. Отношения, в связи с которыми он возник, регулируются нормами не трудового, а жилищного права. Трудовыми являются только те споры, которые возникают из отношений, регулируемых трудовым законодательством.

Как правило, трудовой спор возникает тогда, когда субъект  трудового правоотношения считает, что его право нарушено в результате неправильного применения в данном конкретном случае тех или иных норм трудового законодательства. Наряду с этим между субъектами трудового правоотношения могут возникнуть споры в связи с установлением новых или изменением действующих условий труда.

Причины возникновения индивидуальных трудовых споров условно можно разделить на две основные группы,

а) субъективные причины (незнание, неправильное толкование норм трудового законодательства и т.п.);

б) объективные причины (плохая организация труда, упущения в организационно-хозяйственной деятельности предприятия, нечеткие формулировки отдельных норм трудового законодательства, пробелы в законодательстве о труде и т.п.).

Одной из основных причин, порождающих индивидуальные трудовые споры, является слабое знание или незнание работником и нанимателем трудового законодательства, т.е. низкая правовая культура.

В ряде случаев индивидуальные трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения некоторых  работников к исполнению своих трудовых обязанностей и предъявления ими незаконных требовании, а также вследствие сознательного нарушения отдельными нанимателями законодательства о труде.

Дальнейшее совершенствование  трудового законодательства, повышение  правовой культуры граждан, улучшение  организации труда - эти и другие мероприятия, проводимые в нашей стране, направлены на снижение и искоренение причин, порождающих трудовые споры, на укрепление законности в трудовых отношениях.

Законодательство о  труде предусматривает разрешение трех видов трудовых споров:

1) между работником и нанимателем по поводу применения действующих условий труда (например, споры, связанные с увольнением работника, выплатой заработной платы, предоставлением отпуска и др.);

2) между работником  и нанимателем по поводу установления новых или изменения существующих условий труда (например, споры о присвоении новых тарифных разрядов, окладов, об установлении новых норм выработки и др.);

3) между профсоюзным  комитетом и нанимателем по  поводу установления новых или изменения действующих условий труда (например, споры, возникающие при заключении коллективного договора).

Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательных  и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются:

а) комиссиями по трудовым спорам (КТС);

б) районными (городскими) судами.

Индивидуальные трудовые споры некоторых категорий работников рассматриваются в особом порядке (ст. 224 КЗоТ).

Трудовые споры, возникающие  между работником и нанимателем по поводу установления новых или изменения существующих условий труда, разрешаются нанимателем и соответствующим профсоюзом в пределах предоставленных им прав.

Заинтересованное лицо вправе (независимо от обращения в  КТС и суд) обратиться с жалобой на нарушение трудового законодательства в иные компетентные органы, например, в прокуратуру.

Установленный в Республике Беларусь порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров доступен и удобен, обеспечивает реальное восстановление нарушенных трудовых прав. Он основан  на следующих демократических началах: равное право всех работников на защиту своих трудовых прав; доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров; гласность, объективность и полнота исследования дела; быстрота рассмотрения трудовых споров; обеспечение исполнения решении по трудовым спорам.

Правильное и быстрое  разрешение трудовых споров способствует укреплению законности в трудовых отношениях, защите прав и охраняемых законом интересов граждан, воспитанию уважительного отношения к труду.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Кодексом законов о труде Республики Беларусь (ст. ст. 205 - 227), Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и другими нормативными актами.

 

Организация и  порядок деятельности комиссии по трудовым спорам (КТС)

КТС являются обязательным первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих между работником и нанимателем, за исключением споров, непосредственно рассматриваемых районным (городским) судом, и споров некоторых категорий работников (ст.224 КЗоТ).

Комиссии по трудовым спорам образуются из равного числа  представителей профсоюза и нанимателя. Конкретное число представителей от каждой стороны определяется по соглашению между нанимателем и профсоюзом.

Целесообразно в состав комиссии по трудовым спорам выделять не менее 2-3 представителей от каждой стороны. Это предотвращает нарушение сроков рассмотрения заявлений работников при отсутствии на работе одного из членов комиссии и обеспечивает проведение заседаний КТС в правомочном составе ее представителей.

Представители сторон в  состав КТС выделяются сроком на один год. Тот или иной представитель может быть досрочно отозван стороной, его выделившей. В этом случае он должен быть заменен другим представителем на оставшийся срок. Представители профсоюза в состав КТС выделяются специальным постановлением профсоюзного комитета, представители нанимателя - приказом руководителя. В качестве представителя профсоюза в состав КТС может входить председатель профсоюзного комитета, а в качестве представителя нанимателя - руководитель. Следует выделять в состав КТС лиц, имеющих опыт профсоюзной работы, знающих трудовое законодательство, вопросы заработной платы, пользующихся уважением и доверием в коллективе.

По письменному соглашению между профсоюзом и нанимателем либо в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, КТС могут создаваться в структурных подразделениях предприятий. Эти комиссии действуют на тех же началах, что и общезаводская комиссия по трудовым спорам.

В КТС отсутствуют постоянный председатель и секретарь. Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании комиссии поочередно выполняются представителем профсоюза и нанимателя. Эти функции на одном и том же заседании не могут выполнять представители одной стороны. На каждом заседании комиссии сторонами назначаются председатель и секретарь следующего заседания, на которых возлагаются подготовка и созыв заседания КТС.

Техническое обслуживание КТС (делопроизводство, подготовка и выдача выписок из протоколов заседания и пр.) осуществляется нанимателем. Своим приказом наниматель назначает работника, на которого возлагается техническое обслуживание комиссии. Как правило, такие работники назначаются без указания срока их работы по обслуживанию КТС.

Комиссия рассматривает трудовые споры только по заявлениям работников. Наниматель не вправе обращаться в КТС за разрешением трудового спора.

По общему правилу  трудовой спор рассматривается комиссией, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с нанимателем. Работник может обратиться в КТС за разрешением трудового спора в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен КТС.

Закон не устанавливает  специальной формы заявления  в КТС. Как правило, заявление  подается в письменном виде, однако работник может обратиться в комиссию и с устным заявлением.

Отказ в приеме заявления  возможен только в том случае, если трудовой спор уже рассматривался в КТС и по нему было принято соответствующее решение либо стороны не пришли к соглашению.

Комиссия обязана рассмотреть  трудовой спор в десятидневный срок. Заседания КТС проводятся в нерабочее время. На предприятиях со сменным режимом работы заседания КТС назначаются на такое время, чтобы заинтересованный работник, а также свидетели могли присутствовать на заседании комиссии в нерабочее для них время.

На заседании комиссии не обязательно участие всех представителей сторон, выделенных в состав КТС. Но количество членов комиссии, участвующих в заседании от каждой стороны, должно быть одинаковым. Таким образом, принцип паритетности (равенства) сторон должен соблюдаться не только при формировании КТС, но в процессе ее деятельности.

Все споры должны рассматриваться комиссией в присутствии работника, подавшего заявление. Заочное рассмотрение трудового спора допускается только по письменному заявлению работника. Если работник не явился на заседание комиссии, рассмотрение его заявления откладывается. При повторной неявке работника без уважительных причин комиссия может снять данное заявление с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь.

В начале заседания комиссии председатель объявляет состав КТС, знакомит присутствующих с поступившим заявлением, устанавливает явку заявителя, представителя нанимателя, свидетелей и других лиц, вызванных в связи рассмотрением спора.

В целях выяснения  всех обстоятельств рассматриваемого спора комиссия имеет право приглашать на свое заседание свидетелей, поручать отдельным лицам проведение технических и бухгалтерских проверок, требовать от нанимателя представления необходимых документов и расчетов. КТС вправе совершать и другие действия, необходимые для всестороннего и полного исследования всех материалов дела. Решение КТС принимается по соглашению между представителями профсоюза и нанимателя, а не по большинству голосов. Если, например, один из членов комиссии не согласен с мнением остальных - решение считается не принятым.

Решение комиссии по трудовым спорам имеет обязательную силу и в каком либо утверждении не нуждается.

Комиссия не вправе пересматривать свои решения. Решение комиссии должно быть мотивированным, основываться на законодательстве, коллективном или трудовом договорах, правилах внутреннего трудового распорядка и других нормативных актах. Оно должно соответствовать действительным обстоятельствам дела, а также исчерпывающим образом разрешать трудовой спор по существу.

Решение комиссии должно быть конкретным, не нуждающимся в каких-либо уточнениях или разъяснениях. Постановляющая часть решения КТС должна излагаться не в виде каких-либо ходатайств, а в повелительной форме (например: "признать перевод незаконным и восстановить на прежней работе", "отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания' и т.д.). В решениях комиссии по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику. На каждом заседании КТС ведется протокол по установленной форме. Он подписывается председателем и секретарем заседания. При не достижении соглашения в протоколе заседания комиссии излагаются предложения каждой стороны и отмечается, что соглашение не состоялось.

Информация о работе Трудовые споры