Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:50, курсовая работа
Целю данной работы, является изучение и анализ международного опыта регулирования рынка труда и трудовых отношений. Для выполнения поставленной цели определены задачи:
осветить вопросы, связанные с понятием и содержанием рынка труда, его характеристиками;
безработицей, как явлением;
провести оценку положения безработицы в России, с учетом проанализированных данных с периода 2007 – 2011 гг.;
рассмотреть и изучить опыт зарубежных стран в регулировании
трудовых отношений, таких как Германия и США;
Введение
1 Понятие, содержание и основные характеристики рынок труда……………………….......5
1.1 Понятие, содержание рынка труда и механизм его функционирования……………...5
1.2 Безработица, как социальное явление на рынке трудовых отношений………….......15
1.3 Рынок труда и безработица в России, оценка статистических данных………………20
2 Опыт зарубежных стран в регулировании трудовых отношений......................................28
2.1 Государственное регулирование трудовых отношений в США……………………...28
2.2 Опыт регулирования рынка труда в Германии ……………………………………......32
3 Взаимодействие МОТ и России…………………………………………..............................43
3.1 Международная организация труда и ее деятельность в регулировании
трудовых отношений…………………………………..........................................................43
3.2 Конвенции МОТ, ратифицированные Россией………………………….....................47
3.3 Перспективы взаимодействия России с международными организациями………....51
Список литературы……
Это положение не полностью совпадает с определением безработных, данным международными организациями и другими странами. Так, по определению МОТ, безработные — это люди, не имеющие работы, готовые к ней приступить и ищущие ее в течение последних четырех недель, или люди, которые уже устроились на работу, но еще не приступили к ней. В Великобритании и Японии к безработным относятся те, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа. В США безработными считаются лица, которые не были заняты в течение недели обследования, хотя имели возможность работать, стремились найти работу в течение предыдущих четырех недель, обращались к услугам государственной службы занятости или непосредственно к работодателю.
Таким образом, те, кто желает получить статус безработного в стране с рыночной экономикой, должны удовлетворять следующим критериям:
1) они как минимум должны
зарегистрироваться в
2) чтобы считаться безработным, человек должен активно искать работу;
3) статус безработного
и право на пособие по
4) безработица не должна
начинаться добровольно, т.к.
5) безработный не должен
отклонять предложения о
6) безработные не должны
иметь других источников
7) безработный получает
пособие по безработице
Жесткость перечисленных критериев приводит тому, что пособие по безработице получают не все действительно безработные. В США — 30%, во Франции— 39%, в ФРГ — 55%, Швеции—68%. Длительность выплаты пособия колеблется от 26 недель в США, 50— в Канаде и 52 — во Франции, Великобритании и ФРГ до 130 в Дании и Голландии. В России численность безработных, получающих пособие по безработице, также невысока.
Необходимо отметить, что
определение статуса
1.3 Рынок труда и безработица в России, оценка статистических данных
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые и безработные) в феврале 2011 г. составила 75,2 млн. человек, или 53% от общей численности населения страны (На рисунке 1.5 показан уровень безработицы, по методологии МОТ, за период 1999-2010гг). В численности экономически активного населения 69,5 млн. человек классифицировались как занятые и 5,7 млн. человек - как безработные с применением критериев международной организации труда (не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Уровень безработицы в феврале 2011г. составил 7,6% экономически активного населения.7
Рисунок 1.5 - Уровень безработицы в России, по методологии МОТ (без коррекции сезонных колебаний; в % от экономически активного населения)
В кризисный 2008 год на рынке труда остро проявилось противоречие между спросом и предложением на рабочую силу по профессиональному, половозрастному составу, по уровню запрашиваемой и предлагаемой заработной платы. Более 80 % вакансий на рабочие места – для мужчин, тогда как около 70 % состоящих на учете в службе занятости – женщины. Более 35 % вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума, не хватает специалистов рабочих профессий.
В этой обстановке служба занятости должна была не только помогать адаптации граждан к рыночным условиям, быть не только флюгером, показывающим направление рыночных ветров, но и координатором, связующим элементом всех заинтересованных сторон в работе по решению проблем занятости населения.
В РФ имеется опыт взаимодействия Департамента ФГСЗН с организациями, министерствами и ведомствами. Тому пример – план совместных первоочередных мероприятий по реализации постановления Правительства РФ № 659 «О мерах по поддержанию занятости населения», подписанный в октябре 2008 года Департаментом ФГСЗН, Министерством образования и Министерством по делам молодежи и спорту. В рамках этого плана с целью оказания содействия в трудоустройстве, социальной адаптации студенческой и поствузовской молодежи проводится совместная работа по внедрению в учебных заведениях студенческих кадровых агентств, целевых программ содействия трудоустройству выпускников. Технический университет при поддержке департамента принял участие в объявленном Минобразованием России и Минтрудом России конкурсе проектов «Создание системы содействия трудоустройству и переподготовке незанятых выпускников учреждений профессионального образования». При Центре занятости молодежи совместно с Министерством по делам молодежи и спорту создано Бюро вторичной занятости студентов, которое осуществляет координационную работу, взаимодействие со студенческими кадровыми агентствами.
В настоящее время необходимо
более гибкое регулирование объемов
и профилей подготовки кадров, в
первую очередь, это касается отраслевых
учебных заведений. В условиях отсутствия
долгосрочных прогнозов развития экономики,
потребности отраслей в специалистах
сделать это крайне сложно. И все
же мы должны исходить из принципа разумного
подхода. На сегодняшний день большинство
состоящих на учете в службе занятости
выпускников имеет
В связи с реформированием частей и соединений Вооруженных Сил РФ возникают серьезные проблемы по трудоустройству граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. С целью обеспечения их занятости создана система координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон.
В России активно используется
институт социального партнерства.
Между Правительством, Федерацией профсоюзов
и Союзом товаропроизводителей ежегодно
заключается трехстороннее
Рисунок 1.6 – Динамика численности экономически активного населения (без коррекции сезонных колебаний млн. человек)
По сравнению с 2007 годом в 2008 году количество участвующих в общественных работах возросло на 78,2 %, в программе «Молодежная практика» – на 16,7 %, в программе «Временная занятость подростков» – на 11,1 %. Число лиц, направленных на профессиональное обучение, возросло по сравнению с предыдущим годом на 14,8 %. Почти в два раза возросло количество вакансий, поступивших в службу занятости от работодателей. Напряженность на рынке труда уменьшилась за год в два раза, и коэффициент составляет на сегодняшний день 1,1. На 60 % увеличилась сумма поступления страховых взносов, что позволило в одиннадцать раз сократить в 2008 году задолженность по выплате пособий.
По данным Федерации независимых профсоюзов России, с начала экономического кризиса, были уволены около двух миллионов россиян, сообщил председатель ФНПР Михаил Шмаков на заседании генерального совета ФНПР.
По его словам, которые приводит
«Интерфакс», этот показатель вдвое превышает
данные мониторинга Минздравсоцразвития,
в соответствии с которыми с начала кризиса
было уволено около одного миллиона человек.
Профсоюзный лидер отметил, что уровень
общей безработицы в России, рассчитываемый
по методике Международной организации
труда, превышает показатели 1994 года, когда
в стране отмечался значительно больший
спад производства. Следовательно, высвобождение
рабочей силы происходит более активно,
чем в 90-е годы, уверен он.
По оценке лидера ФНПР, тенденция роста
безработицы сохранится и в перспективе:
«Сокращение спроса на труд в Российской
Федерации продолжается, поскольку факторы,
способствующие снижению безработицы,
пока не действуют».
По прогнозам ФНПР, дефицит
рабочей силы в стране к 2020-2025 годам
может составить около 10 млн человек.
«Через 10-15 лет в стране образуется
нехватка рабочей силы в объеме около
10 млн человек, закрыть которую будет крайне сложно», -
По данным Минздравсоцразвития РФ, численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости России, составила к 17 февраля 2,263 млн человек.
C начала 2010 года численность
зарегистрированных
Статистическое ведомство
в конце февраля также
В начале февраля вице-премьер
РФ Александр Жуков заявил, что
около 500 тысяч российских граждан
скоро могут лишиться работы. По
его словам, не уменьшается и число
тех, кто находится в вынужденном
отпуске. На ключевых предприятиях России
в системообразующих
На рисунке 1.7 представлен перечень резюме и вакансий на октябрь 2010 года.
В конце февраля 2011г. в
государственных учреждениях
Всего по итогам прошлого года в региональных программах дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда приняли участие 1,92 млн. чел (данные Минздравсоцразвития). В общественных и временных работах приняли участие чуть менее полутора миллионов человек. Однако, судя по опросам руководителей предприятий, проводимых ИЭП (Институт Экономической Политики) им. Е.Т.Гайдара,
Рисунок 1.7 – Соотношение резюме и вакансий, октябрь 2010 года
Рисунок 1.8 – Диаграмма иллюстрирующая снижение безработицы (без учета сезонных факторов)
сезонное сжатие рынка труда вот-вот должно смениться расширением. Планы предприятий по найму рабочей силы в марте-апреле вышли на кризисный максимум - т.е. никогда с III кв. 2008 г. в промышленности не было столь значительного преобладания намерений увеличить численность занятых над намерениями сократить ее. Самый масштабный набор прогнозируется в промышленности строительных материалов, легкой и черной металлургии.
Рынок труда в России находится пока в стадии становления. Принятие Трудового кодекса, развитие системы социального партнерства, работа трехсторонних комиссий – важные шаги на пути к его формированию, однако пока они не позволяют судить о том, будет ли он гибким, эффективным, обеспечивающим рациональную занятость.
Разумеется, при создании механизмов регулирования рынка труда в России необходимо знать западные аналоги с их позитивными и негативными сторонами.
2.1 Государственное регулирование трудовых отношений в США
В США общая причина резкого увеличения уровня безработицы в 2008 - 2010 гг., связанная со спадом производства и структурными преобразования в экономике в результате кризисных явлений. В связи с чем, в 2009-2010 гг. в США действует программа «План Американского Восстановления и Реинвестирования» предназначенная для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.
План заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта составляет 800-900 млрд. долларов США.
Блок 1в программе регулирования рынка труда и трудовых отношений – это финансовая поддержка людям потерявшим работу.