Арбитражные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист

Файлы: 1 файл

арбитражный процесс.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 252 АПК РФ последствия  рассмотрения иностранным судом  тождественного дела (дела по спору между теми же лицами о том же предмете и по тем же основаниям) наступают следующим образом. При рассмотрении в иностранном суде тождественного дела иск должен быть оставлен без рассмотрения по основаниям гл. 17 АПК РФ. Поскольку следует учитывать, что процесс в другом государстве может завершиться безрезультатно, например, иск может быть не рассмотрен вследствие правил о судебном залоге и т.д. При наличии решения иностранного суда, исполнение которого может быть возможным в Российской Федерации, производство по делу должно быть прекращено (гл. 18 АПК РФ).

Процессуально-правовые последствия, связанные с оставлением  иска без рассмотрения либо прекращением производства по делу, наступают только при условии возможности придания судебному решению, которое может быть вынесено за рубежом, равной юридической силы с российским судебным решением на основе двустороннего или международного договора о взаимном признании и исполнении судебных решений.

Хотя  в части 2 статьи 252 АПК РФ прекращение производства по делу в российском арбитражном процессе связывается с наличием оснований ст. 244 АПК РФ, при этом следует учитывать и правила ч. 1 ст. 241 АПК РФ, согласно которой признание и приведение в исполнение решений иностранных судов возможно только в том случае, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом. Последнее положение имеет принципиальное значение, поскольку до настоящего времени Россия имеет не так много договоров о взаимном признании и исполнении решений государственных судов, в связи с чем норма ч. 2 ст. 252 АПК РФ подлежит применению во взаимосвязи с соответствующим международным договором Российской Федерации об исполнении судебных актов.

Некоторые международные договоры и соглашения также устанавливают последствия рассмотрения тождественных дел судами различных государств. Например, в ст. 22 Минской конвенции установлено вообще только одно правовое последствие: в случае возбуждения производства по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям в судах двух договаривающихся сторон, компетентных в соответствии с данной Конвенцией, суд, возбудивший дело позднее, прекращает производство.

В соответствии же со ст. 27 Регламента N 44/2001, согласно которому если были предъявлены иски по одному и тому же основанию между теми же сторонами в суды разных государств, то суд, который вторым принял дело к производству, приостанавливает производство по делу до тех пор, пока не будет установлена юрисдикция суда, который первым принял иск к рассмотрению. Как только признана компетенция суда, первым принявшего дело к производству, любой другой суд отказывается от своей компетенции в пользу первого.

 

16.3. Особенности рассмотрения дел  с участием

иностранных лиц. Судебные поручения. Требования,

предъявляемые к документам иностранного происхождения

 

В соответствии со ст. 253 АПК РФ дела с  участием иностранных лиц рассматриваются  арбитражным судом по общим правилам АПК РФ с особенностями, предусмотренными гл. 33 АПК РФ, если международным  договором Российской Федерации не предусмотрено иное. При этом дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории РФ, рассматриваются в сроки, установленные АПК РФ.

В случаях если иностранные лица, участвующие  в деле, рассматриваемом арбитражным  судом, находятся или проживают  вне пределов России, такие лица извещаются о судебном разбирательстве  определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора - не более чем на шесть месяцев.

Таким образом, разбирательство дел с  участием иностранных лиц в арбитражных судах ведется преимущественно в соответствии с национальным процессуальным законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, а не те, которые предусмотрены законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Поэтому возникает необходимость анализа правил судопроизводства с точки зрения, во-первых, особенностей правового регулирования рассмотрения дел с иностранным элементом с точки зрения национального законодательства и, во-вторых, применения и в целом реализации положений международного и иностранного процессуального законодательства.

 

Порядок извещения иностранных лиц

 

Согласно  части 5 статьи 121 АПК РФ иностранные  лица извещаются арбитражным судом  по правилам, установленным в гл. 12 АПК РФ, если иное не предусмотрено АПК РФ или международным договором Российской Федерации.

Способ  извещения ответчика о времени  и месте судебного заседания, выбранный арбитражным судом, определяет не только сроки судебного производства, но и результативность процесса исполнения, поскольку в качестве одного из основных возражений ответчика при рассмотрении ходатайства о принудительном исполнении может быть неизвещение либо ненадлежащее извещение о судебном процессе в другом государстве.

Такой иной порядок, о котором говорит ч. 5 ст. 121 АПК РФ, установлен в ч. 3 ст. 253 АПК РФ, в Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (далее - Гаагская конвенция 1965 г.) и других международных договорах.

Во-первых, в отношении граждан и организаций  стран, с которыми у Российской Федерации  заключены двусторонние договоры о  правовой помощи, судебные извещения  и вызовы высылаются на условиях, предусмотренных  таким договором. Варианты доставки могут быть различными: начиная от передачи документов как между центральными, так и территориальными органами юстиции и заканчивая отправкой документов непосредственно по почте.

Так, например, положения ст. 8 Гаагской конвенции 1965 г. устанавливают, что каждое государство-участник полномочно непосредственно и добровольно проводить через своих дипломатических и консульских представителей вручение судебных документов или уведомление о них лицам, находящимся за рубежом. В то же время любое государство может заявить о противодействии использованию этого полномочия на своей территории, кроме случаев, когда документ должен быть вручен гражданину страны-заявителя или когда он должен быть уведомлен об этом документе. Со стороны Российской Федерации подобных сообщений не поступало, а значит, теперь будет допустимо вручение любым находящимся в России лицам (в том числе и российским гражданам) судебных и внесудебных документов через дипломатические представительства или консульские учреждения государств - участников Гаагской конвенции 1965 г.

Согласно  ст. 10 Гаагской конвенции 1965 г. при условии, если запрашиваемое государство  не возражает, Конвенция не препятствует свободно посылать судебные документы  почтой непосредственно лицам, находящимся  за границей. Поскольку Россия никаких оговорок и заявлений при ратификации не сделала, это означает возможность направления судебных документов российским лицам непосредственно по почте.

 

Процессуальные  льготы

 

В части 1 статьи 254 АПК РФ устанавливается  положение о том, что процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации.

Под процессуальными льготами можно  понимать правила, допускающие более  удобный правовой режим в арбитражном  процессе по сравнению с общим процессуальным регламентом, например при уплате судебных расходов, получении правовой помощи и т.д.

Если  раньше можно было говорить о том, что в силу национального правового  режима иностранных лиц на них  распространялись как общие, так  и льготные правила, то теперь право на получение льгот иностранные лица имеют только в случаях, предусмотренных международными договорами. Аналогичное положение отражено в ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которой иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

 

Государственная пошлина

 

Вопрос  уплаты государственной пошлины  может решаться по разному. Например, между странами СНГ заключено Соглашение о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств (Ашхабад, 24 декабря 1993 г.). В целях обеспечения при разрешении споров равной возможности для судебной защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств, Соглашением установлены ставки государственной пошлины при обращении с иском в суд другого государства.

В качестве единого денежного эквивалента  при уплате государственной пошлины  в судебно-арбитражные органы государств - участников СНГ установлен рубль. Курсы национальных валют к рублю  определяются национальными банками  государств - участников СНГ. Оплата государственной пошлины в судебно-арбитражные органы производится в национальной валюте государства нахождения суда либо в рублях РФ с пересчетом по курсам национальных валют, определяемых национальными банками государств - участников СНГ. Следует обратить внимание, что также, в соответствии с п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса", иностранные лица из государств - участников Соглашения о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств уплачивают государственную пошлину в порядке, предусмотренном этим Соглашением. Расходы, связанные с конвертацией национальных валют при уплате государственной пошлины в рублях при рассмотрении хозяйственных споров между лицами государств - участников СНГ, следует рассматривать в качестве убытков, возникающих дополнительно из-за невыполнения ответчиком основного обязательства.

Что касается истцов из стран, не являющихся участницами Ашхабадского Соглашения, то они уплачивают государственную  пошлину при обращении в арбитражные  суды в размерах, установленных в  Налоговом кодексе РФ.

Что касается иных судебных расходов, то в  данной сфере основополагающее значение имеют акты Совета Европы, в частности  ст. 6 Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод, поскольку право на эффективную  судебную защиту включает в себя возможность оказания поддержки при несении расходов, связанных с отправлением правосудия.

Ряд положений Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. закрепляет, в частности, равное право  на получение бесплатной правовой помощи в соответствии с законодательством государства, где требуется бесплатная правовая помощь, а также раскрыт ряд процедурных вопросов оказания такой помощи. То есть в ряде стран существуют специальные системы, обеспечивающие помощь нуждающимся лицам в доступе к правосудию, в частности, путем снижения либо освобождения от уплаты государственной пошлины, оказания помощи при оплате услуг судебного представителя, прежде всего адвоката, при оплате совершения отдельных процессуальных действий, например при оплате производства экспертизы. Поэтому граждане каждой из стран, подписавших Конвенцию по вопросам гражданского процесса, имеют равные возможности в доступе к такой системе правовой помощи.

В отношении РФ это означает, например, возможность использования иностранными физическими лицами из государств - участников Конвенции по вопросам гражданского процесса льгот, установленных при оплате государственной пошлины, в том числе предоставляемых и по усмотрению арбитражного суда в порядке ст. 333.36 и ст. 333.41 НК РФ.

Основным  с точки зрения практики является вопрос документального обоснования и доказывания права заявителя на получение юридической помощи с учетом необходимости предоставления документов о нуждаемости, возможности их проверки, различных критериев малообеспеченности в различных государствах.

 

Судебный  залог

 

В некоторых странах законодательством  установлено правило о необходимости  внесения судебного залога. В данном случае определяются гарантии возмещения судебных расходов от истца, являющегося  иностранным лицом, в случае отказа в иске.

В арбитражных судах РФ не предусмотрено  взимание судебного залога, как, например, в ст. 58 Закона Грузии о международном  частном праве, в ст. ст. 110 - 113 ГПК  Германии, § 57 ГПК Австрии (судебный залог требуется лишь при отсутствии соглашения с другим государством об этом либо на основе взаимности).

В то же время практически все двусторонние договоры Российской Федерации о  правовой помощи предусматривают равенство  правовых возможностей обращения в  суды договаривающихся государств, в  связи с чем они исключают требования об уплате такого судебного залога.

 

Участие иностранных лиц в качестве третьих  лиц

 

Иностранные лица могут участвовать в суде не только в качестве истцов и ответчиков. Формой защиты их прав может быть и  участие в качестве третьих лиц. В случае если затрагиваются права и интересы иностранных лиц, необходимо их привлечение в уже возникший судебный процесс между двумя российскими лицами (см. п. 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 58 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов").

 

Судебные  поручения

 

В соответствии со ст. 256 АПК РФ арбитражный  суд исполняет переданные ему  в порядке, установленном международным  договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.).

Информация о работе Арбитражные суды