Арбитражные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист

Файлы: 1 файл

арбитражный процесс.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Требования к документам, подтверждающим статус иностранных лиц, зависят от того, необходима ли для них легализация. Если соответствующим международным договором нашей страны не предусмотрена легализация, то документы принимаются на условиях, установленных данным договором, либо на условиях Гаагской конвенции 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов.

 

Процессуальные  права иностранных лиц

 

Согласно  статье 254 АПК РФ иностранные лица пользуются процессуальными правами  и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором РФ. Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды в РФ по правилам подведомственности и подсудности, установленным АПК РФ, для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Иностранные лица, участвующие в деле, должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе.

В части 1 статьи 254 АПК РФ установлено правило о равном правовом режиме для иностранцев, лиц без гражданства, иностранных организаций и других лиц. Оно получило название принципа национального правового режима, вытекающего из такого принципа международного и национального гражданского процесса, как принцип равенства. Говоря о порядке предъявления иска и особенностях судопроизводства с участием иностранных лиц, следует также исходить из правил национального правового режима. Поэтому речь идет только о тех положениях, которые могут иметь специфику, связанную, например, с гарантиями возмещения судебных расходов, особенностями уплаты государственной пошлины, поскольку истец - иностранное лицо - может и не иметь счета, имущества на территории страны, в связи с чем могут возникнуть сомнения в возможностях иностранного лица адекватно возместить потери другой стороны на судебные издержки, которые затем могут быть предъявлены к взысканию в зависимости от результатов рассмотрения дела.

На  иностранных лиц распространяются в полной мере положения арбитражной процессуальной правоспособности и дееспособности, установленные для российских лиц. При этом процессуальный статус иностранных лиц одинаков как в исковом производстве, так и в неисковых производствах арбитражного процесса.

Можно отметить, что такой подход - о равенстве гражданских и процессуальных прав иностранных лиц на основе взаимности - распространен в материальном и процессуальном законодательстве многих стран, например в ст. 4 ГК Греции, ст. 11 ГК Франции. Вместе с тем его не следует понимать буквально, поскольку в каждой стране допуск к системе судебной и иной юридической защиты может быть весьма специфичен.

Равенство правовых возможностей проявляется  в равных возможностях доступа к  национальному механизму судебной защиты на одних тех же условиях вместе с гражданами и организациями данного государства, который (судебный механизм) вместе с тем в каждой стране может быть и является весьма различным. Например, по новым правилам гл. 6 АПК РФ и ст. 1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" установлены определенные правила представления интересов организаций в арбитражном суде, заключающиеся в возможности ведения дел через свои органы, лиц, уполномоченных на ведение дела федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, а также состоящих в штате, либо через адвокатов. Установлены также определенные правила представления интересов адвокатами иностранных государств в судах РФ. Поэтому иностранное лицо, вступая в арбитражный процесс в качестве участника, должно соблюдать эти правила.

Вряд  ли такой порядок можно рассматривать  как дискриминацию, поскольку речь идет уже о необходимости соблюдения процессуального регламента, который  отличается многообразием процедур и правил в каждом государстве.

 

Реторсии

 

В соответствии с ч. 4 ст. 254 АПК РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных  лиц тех государств, в которых  введены ограничения в отношении  российских организаций и граждан РФ, так называемые реторсии. Здесь проявляется такой принцип международного гражданского процесса, как взаимность. Аналогичное положение отражено применительно к гражданскому праву в статье 1194 ГК РФ.

 

Представительство иностранных лиц

 

Действие  национального режима по отношению к иностранным лицам предполагает распространение на иностранных лиц всех правил о представительстве.

Однако  это не означает, что представительство  иностранных лиц в арбитражном  процессе не имеет никаких особенностей. Они касаются как вопросов определения круга лиц, могущих быть представителями иностранных лиц в арбитражном процессе, так и правил оформления и подтверждения полномочий на ведение дел.

Согласно  части 3 статьи 59 АПК РФ представителями  граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.

В отличие от российских участников арбитражного процесса, интересы иностранных лиц  в арбитражном суде вправе представлять более широкий круг лиц, включающий адвокатов и консулов иностранных государств.

Согласно  Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и  адвокатуре в Российской Федерации" на территории РФ разрешена деятельность иностранных адвокатов, но с некоторыми ограничениями.

Во-первых, адвокаты иностранного государства  могут оказывать юридическую  помощь на территории РФ только по вопросам права данного иностранного государства (п. 5 ст. 2).

Во-вторых, адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации (п. 5 ст. 2).

В-третьих, адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории РФ, должны быть зарегистрированы Федеральной регистрационной службой в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории РФ запрещается (п. 6 ст. 2).

Иностранные адвокаты могут участвовать в  арбитражном процессе в качестве представителей исключительно по делам, связанным с рассмотрением вопросов права данного иностранного государства  и не связанным с вопросами государственной тайны РФ.

 

Представление иностранных лиц консулом

 

Следует отметить такую особенность обращения  в суд иностранных лиц, как  возможность их представления консулом, находящимся в России. Ряд консульских  конвенций РФ, заключенных, в частности, с Болгарией, Вьетнамом, Польшей, Румынией, Китаем, КНДР, Австрией, ФРГ и рядом других стран, предусматривают, что для признания полномочий консула в суде доверенности не требуется.

Данные  положения вытекают из ст. 5 Венской  конвенции о консульских сношениях, согласно которой консульскими функциями являются среди прочих защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом; охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства "mortis causa" на территории государства пребывания, в соответствии с законами и правилами государства пребывания; с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов <31>.

--------------------------------

<31> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991.

 

Судебный  иммунитет. Понятие

 

Согласно  статье 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом  по отношению к предъявленному к  нему иску в арбитражном суде РФ, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов.

Обращение взыскания на это имущество в  порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается  только с согласия компетентных органов  соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации или федеральным законом.

Судебный  иммунитет международных организаций  определяется международным договором  РФ и федеральным законом.

Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном  законом иностранного государства или правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном АПК РФ.

Под иммунитетом понимается изъятие  определенного субъекта или объекта  права из-под общих правил.

В международном публичном праве  и международном частном праве выделяются иммунитеты государств и международных организаций, которые основаны на других, субъектных критериях.

Под иммунитетом государств понимается изъятие одного государства из-под  юрисдикции другого государства.

Данное  начало вытекает из международно-правового начала суверенитета государств и их равенства в международных отношениях. Поэтому одно государство неподсудно другому в силу принципа "Par in parem non habet jurisdictionem" ("Равный над равными не имеет юрисдикции").

Традиционно выделяется три вида иммунитетов: от предъявления иска, от применения мер предварительной защиты права и обеспечения иска, от принудительного исполнения судебного решения. Каждый из них имеет одну и ту же общую юридическую и доктринальную основу. В АПК РФ особо оговаривается необходимость получения согласия на отказ от иммунитета в случае предъявления в арбитражном суде иска к иностранному государству, привлечение его в качестве третьего лица к участию в деле, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к нему мер по обеспечению иска и имущественных интересов, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения арбитражного суда. Все указанные действия возможны лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Однако  изложенное не означает полной неподсудности  государства по судебным искам. В данном случае речь идет о неподсудности требований к государству в судах другой страны. Правило о судебном иммунитете не распространяется на возможность предъявления иска к государству в его собственные национальные суды, здесь каких-либо ограничений не имеется.

 

Абсолютный  и ограниченный (функциональный) иммунитет

 

В доктрине и законодательстве различается  абсолютный и ограниченный иммунитет  государств. Достаточно длительное время  наша страна придерживалась позиции  абсолютного иммунитета, отстаивая  безусловную неподсудность государства в отношении любых требований независимо от их основы.

В последнее время получила распространение  доктрина ограниченного или функционального  иммунитета, что связано с более  активным вовлечением государств в  гражданский оборот, привлечением многими странами иностранных инвестиций под государственные гарантии, получением кредитов и финансовой помощи от международных организаций и банков, рядом других причин. Поэтому многие государства отошли от концепции абсолютного иммунитета в отношении определенных категорий дел, ведь выступление государства в качестве субъекта гражданского оборота неизбежно приводит и к иному пониманию концепции иммунитета.

Согласно  концепции ограниченного иммунитета иностранное государство, его органы, а также их собственность, пользуется иммунитетом только тогда, когда государство осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperi. Если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений и т.д.), т.е. действия jure gestionis, то оно не пользуется иммунитетом. Нет причины предоставлять иностранным государствам, действующим в рамках частного права, льготы по сравнению с другими участниками гражданского оборота.

Современная судебная практика в РФ склоняется в сторону ограниченного иммунитета иностранного государства на основе принципа определения цели сделки - извлечение прибыли или выполнение публичной функции, несмотря на то что подобный критерий не является универсальным.

Поэтому в каждом конкретном случае следует выяснять правовую основу участия государства в том либо ином деле.

 

Иммунитет международных организаций

 

Иммунитет международных организаций имеет  производный характер от иммунитета государств, образовавших международные организации. В учредительных документах организаций и прежде всего уставах закреплен принцип наличия иммунитета, в то время как содержание иммунитета раскрывается в соглашениях со страной пребывания штаб-квартиры такой организации. Согласно ч. 2 ст. 251 АПК РФ судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором РФ и федеральным законом.

Информация о работе Арбитражные суды