Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа
В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист
В АПК РФ 2002 года достаточно подробно освещены вопросы, касающиеся деятельности Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ на заседании по рассмотрению поступившего дела. Единственным основанием для принятия к производству дела Президиумом ВАС РФ является определение, вынесенное коллегией судей в порядке, установленном ст. 299 АПК РФ.
Существует следующая последовательность рассмотрения Президиумом ВАС РФ дел. Во-первых, дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий трех месяцев, исчисляемый со дня принятия определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 114 АПК РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Во-вторых, дела назначаются к слушанию и рассматриваются в порядке очередности их поступления в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ может рассматривать дела только при участии в заседании большинства его членов (50% плюс один). При составе Президиума в 18 человек кворум составляет не менее 10 человек.
Заседания Президиума ВАС РФ являются открытыми и ведутся гласно. По решению Президиума ВАС РФ, его заседания могут быть закрытыми (ст. 11 АПК РФ). На них вправе присутствовать только члены Президиума ВАС РФ, извещенные лица, участвующие в деле, а также специально приглашенные лица.
Право всех участвующих в деле лиц присутствовать в судебном заседании, на котором рассматривается вопрос о надзорном пересмотре дела, является реализацией равных для них процессуальных возможностей на данной стадии судебного разбирательства.
Судья-докладчик в соответствии с действующими правилами, утвержденными Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, является членом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и участвует в принятии решения по делу, которое он докладывает.
Основная цель докладчика - раскрытие основного содержания дела для выяснения наличия оснований для надзорного пересмотра. Поэтому основное направление доклада заключается в разборе доводов, изложенных в обращении в Высший Арбитражный Суд РФ, и мотивов, исходя из которых состав суда, передавший дело в Президиум, счел, что имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Учитывая, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ полномочен решать только вопросы применения закона, доклад должен быть посвящен анализу правильности применения правовых норм в сопоставлении с основаниями, предусмотренными в ст. 304 АПК РФ.
Лица, из числа участвующих в деле, изъявившие желание присутствовать на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, имеют право выступить и дать устные объяснения. Эти объяснения применительно к основаниям пересмотра будут содержать изложение доводов "за" или "против" позиции, изложенной в обращении и поддержанной в определении о направлении дела в Президиум ВАС РФ. Лица, участвующие в деле, и явившиеся в заседание Президиума ВАС РФ, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи-докладчика, первым дает объяснения заявитель. Очередность выступлений также может быть определена председательствующим.
Заседание
Президиума Высшего Арбитражного Суда
РФ завершается после выступлений
участвующих лиц принятием
Принятие
постановления Президиумом
При
равенстве голосов судей
19.5. Основания для отмены или изменения судебного акта
судом надзорной инстанции
Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установит, что оспариваемый судебный акт:
1)
нарушает единообразие в
2)
нарушает права и свободы
3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Применение ст. 304 АПК РФ вызывает затруднения, поскольку основания отмены судебных актов изложены нечетко и неконкретно. Более того, большая часть вынесенных в порядке надзора постановлений опирается на пункт 1 ст. 304: нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Также приведенный в ст. 304 АПК РФ перечень оснований к отмене или изменению судебных актов довольно узок и не охватывает всех имевших место на практике случаев нарушения или неправильного применения норм материального права, что ведет к ослаблению гарантий реализации принципа законности в арбитражном судопроизводстве, а на практике - к расширенному толкованию судом надзорной инстанции закрепленных в ст. 304 АПК РФ правовых норм.
19.6.
Полномочия суда надзорной
По
результатам рассмотрения дела о
пересмотре судебного акта в порядке
надзора Президиум Высшего
- оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
-
отменить судебный акт
-
отменить судебный акт
- отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
- оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.
В случаях изменения или отмены решения, определения или постановления Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ должен указать конкретные основания для изменения или отмены судебного акта (ст. 304 АПК РФ).
Указания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении об отмене решения, постановления суда, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Президиум ВАС РФ не вправе:
-
устанавливать или считать
-
предрешать вопросы о
Постановление Президиума ВАС РФ подписывается председательствующим в заседании Президиума.
19.7. Постановление суда надзорной инстанции
Постановление Президиума ВАС РФ должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к судебным актам. Оно должно быть законным, обоснованным и мотивированным (ч. 3 ст. 15 АПК РФ).
В постановлении Президиума ВАС РФ указываются:
- номер дела, дата и место принятия постановления; состав суда, принявшего постановление;
-
наименование лица, обратившегося
с заявлением или
-
наименования лиц, участвующих
в деле; предмет спора; фамилии
лиц, присутствовавших в
-
наименования арбитражных
- доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, и требования заявителя;
-
возражения, содержащиеся в отзыве
на заявление или
- объяснения лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании;
- основания для изменения или отмены судебного акта, установленные судом, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
-
мотивы принятого
-
выводы и решения по
- действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом при направлении дела на новое рассмотрение.
Постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия; копии направляются лицам, участвующим в деле, другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления.
Постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Глава 20. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ
СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
20.1. Сущность, основания и предмет пересмотра актов
арбитражного
суда по вновь открывшимся
Пересмотр актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам - самостоятельная стадия арбитражного процесса, имеющая специфический субъектный состав, объект, содержание, основания пересмотра.
Сущность
и специфичность проверки судебных
актов по вновь открывшимся
По
вновь открывшимся
Вновь открывшиеся обстоятельства отличаются от новых обстоятельств, которых не было в момент рассмотрения дела, и возникли они после вынесения решения.
Судебный акт арбитражного суда не может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам, если существенные для дела обстоятельства возникли после принятия этого акта, поскольку по смыслу п. 1 ст. 311 АПК РФ основанием для такого пересмотра является открытие обстоятельств, которые, хотя объективно и существовали, но не могли быть учтены, поскольку не были и не могли быть известны заявителю (Постановление Пленума ВАС РФ от 12 марта 2007 г. N 17).
Вновь открывшиеся обстоятельства - это юридический факт:
-
который предусмотрен нормами
права и влечет возникновение,
изменение или прекращение
-
имеющий существенное значение
для правильного разрешения
-
существовавший в момент
- который не мог быть известен ни лицу, заявившему об этом впоследствии, ни суду, рассматривающему дело.
Арбитражные суды, пересматривающие по вновь открывшимся обстоятельствам:
-
вступившие в законную силу
решение, определение,
-
постановления и определения
арбитражного суда
Согласно ст. 311 АПК РФ основаниями пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
-
существенные для дела
-
установленные вступившим в
-
установленные вступившим в