Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:33, курсовая работа
В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется вышестоящим судом и дело направляется на новое рассмотрение.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
2 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПОРЯДОК ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ 23
2.1 Районный (городской) суд Республики Беларусь 23
2.2 Областной и Минский городской суд Республики Беларусь 28
2.3 Военные суды Республики Беларусь 30
2.4 Верховный Суд Республики Беларусь 34
3 СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Окружные суды состояли из одного или нескольких отделений по уголовным и гражданским делам. Они разбирали большинство дел, причем все гражданские и значительная часть уголовных разбирались коронными судьями. Для рассмотрения дел о преступлениях, за которые могло быть назначено наказание в виде лишения прав состояния, как особенных, связанных с принадлежностью к привилегированным сословиям, так и всех прав (имущественных, брачно-семейных и т.д.), привлекались присяжные заседатели. Как правило, лишение прав состояния сопровождалось другими наказаниями: каторжными работами, ссылкой, тюрьмой – и назначало за тяжкие преступления.
Теория свободной
оценки доказательств была приспособлена
главным образом к деятельности
суда присяжных, а ее сущность выражена
в правилах, определявших исследование
доказательств и вынесение
Реформой 1864 года
была установлена следующая система
судов: суды с избираемыми судьями
– мировые судьи и съезды мировых
судей – и суды с назначаемыми
судьями – окружные суды и судебные
палаты. Каждый уезд, с входившим
в него городом, а в ряде случаев
и отдельно крупный город составляли
мировой округ, делившийся на несколько
участков. Каждый из них имел одного
участкового, мирового судью и одного
почетного. Мировые судьи – участковые
и почетные – избирались на три
года местными органами городского и
земского самоуправления (уездными земскими
собраниями и городскими думами) из
числа лиц, проживавших в данной
местности и имевших
Новая судебная
система по сравнению с прежней
отличалась определенной стройностью.
Для разбора мелких уголовных, гражданских
дел учреждался институт выборных мировых
судей. Мировой судья единолично
рассматривал дела по обвинению в
преступлениях, за совершение которых
могло быть определено одно из следующих
наказаний: замечание, выговор, денежное
взыскание на сумму не свыше 300 рублей,
арест на срок не свыше трех месяцев,
заключение в тюрьму на срок до одного
года. Мировые судьи (участковые и
почетные) данного округа собирались
на уездные съезды мировых судей
или мировой съезд судей, который
был окончательной
Сенат в процессе судебной реформы также претерпел изменения. Он превратился в единственный в стране кассационный суд. Основное отличие кассационного порядка обжалования судебных решений и приговоров от апелляционного порядка обжалования в России состояло в том, что поводом для кассации являлись процессуальные правонарушения.
Судебная реформа
1864 года создала систему общих
судов. Судами первой инстанции были
окружные суды. Каждый окружной суд
учреждался для рассмотрения гражданских
и уголовных дел, выходивших за рамки
подсудности мирового судьи. Второй
инстанцией в системе общих судов
являлась судебная палата. В ней
в апелляционном порядке
В отличие от суда присяжных особое присутствие судебной палаты представляло собой единую коллегию коронных судей и народных представителей, причем права всех членов присутствия были равны и в процессе судебного следствия, и при вынесении приговора. Но это формальное равенство не приводило к повышению их роли по сравнению с присяжными заседателями.
В таком состоянии и практически без значимых изменений судебная система просуществовала до 1917 года, когда было начато строительство новой судебной системы базирующейся на новых принципах и преследующей новые цели.
В Беларуси, как и в центре России, на Украине и в других местах, революционный слом старой судебной системы начался с первых дней Великой Октябрьской социалистической революции. По инициативе трудящихся под руководством большевиков создавались новые суды. Они были первым шагом в организации советской судебной системы.
Исходным правовым документом Советской власти в области судебного строительства явился Декрет Совнаркома РСФСР о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который назывался в последующих законодательных актах Декретом о суде №1. Его историческое значение; заключалось в том, что, законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, декрет предусмотрел организацию новых советских судов на основе новых принципов: выборности судей, участия в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальности, гласности процесса и т. д.
Сразу же после
обнародования декрета в
Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2, изданным 7 марта 1918г., были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие подсудность местного народного суда. В Белоруссии, входившей до января 1919 г. в состав Российской Федерации, были проведены в жизнь и другие декреты ВЦИК и СНК об организации общих судов и революционных трибуналов.
Большую роль в истории советского суда сыграл Декрет (Положение) о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г., повсеместно учредивший единый народный суд в трех составах: народный судья, народный судья и два народных заседателя и народный судья и шесть народных заседателей. В каждом судебном округе для рассмотрения кассационных жалоб на приговоры и решения народных судов создавался Совет народных судей, выполнявший одновременно функции судебного контроля [6, c. 111].
Образование Белорусской
ССР в области судебного
В БССР была создана трехзвенная судебная система: народный суд, Высший суд и Верховный суд. Наряду с системой общих судов предусматривалось действие: военных трибуналов — по делам о преступлениях, совершаемых в армии; особых сессий народного суда по трудовым делам; земельных комиссий — по земельным делам; арбитражной комиссии — по спорам между социалистическими организациями.
Основным звеном судебной системы являлся народный суд. Народный судья единолично или с участием двух народных заседателей осуществлял свою деятельность в пределах уезда или городского района. Кассационной инстанцией для народных судов являлся Высший суд. Он действовал и в качестве суда первой инстанции по отнесенным к его ведению делам и выполнял функции органа судебного контроля.
Верховный суд был высшим судебным органом республики. Он осуществлял надзор и судебный контроль за всеми судами, кроме военных и военно-транспортных трибуналов.
В 1924 и 1925 гг. были
приняты новые Положения о
судоустройстве БССР, которые не внесли
коренных изменений в организацию
судебной системы. В точном соответствии
с Основами судоустройства СССР и
союзных республик, утвержденными
постановлением ЦИК СССР от 29 октября
1924 г., законодательство о судебной
организации БССР сформулировало задачи
правосудия, установило систему судебных
органов. В связи с укрупнением
БССР и введением нового административно-
В годы социалистической
реконструкции народного
Конституция СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г. расширили демократические основы правосудия, обеспечили последовательный демократизм советского суда. В отличие от Конституции СССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению СССР все законодательство о судоустройстве. 16 августа 1938 г. II сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», на длительное время определивший задачи и организацию советского суда.
В соответствии с этим законом на территории Белорусской ССР действовали народные и областные суды и Верховный суд БССР. Реализуя указания XX съезда КПСС о расширении суверенных прав союзных республик, VI сессия Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. приняла закон «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов». Отнесение к компетенции Союза ССР установления основ законодательства о судоустройстве, а к ведению союзных республик — законов о судебной организации отвечает принципам советского федерализма, обеспечивает единство советской судебной системы и вместе с тем позволяет учесть в судоустройстве союзных республик местные и национальные особенности.
Организация судебной системы в БССР определяется Конституцией СССР и Конституцией БССР, Основами законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик от 25 декабря 1958 г., Законом о судоустройстве БССР, принятым Верховным Советом БССР 20 ноября 1959г., Положением о выборах районных (городских) народных судов БССР от 25 октября 1960 г. и другими нормативными актами.
В соответствии со ст. 102 Конституции. СССР и ст. 1 Основ законодательства о судоустройстве советская судебная система состоит из Верховного Суда СССР, Верховных судов союзных и автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов, а также, военных трибуналов.
В СССР различаются общесоюзные суды и суды союзных республик. К первым относятся Верховный Суд СССР и военные трибуналы, ко вторым — все остальные суды. Общесоюзные суды действуют от имени СССР, суды союзных республик — от имени соответствующей союзной республики. Суды БССР выносят приговоры и решения именем Белорусской ССР.
В соответствии
со ст. 104 Конституции СССР Верховный
Суд СССР является высшим судебным
органом Советского государства. На
него возлагается надзор за судебной
деятельностью судебных органов
СССР, а также судебных органов
союзных республик в пределах,
установленных законом. В частности,
Верховный Суд СССР вправе проверить
в порядке судебного надзора
решения, приговоры и постановления
Верховного суда БССР, если эти судебные
акты противоречат общесоюзному законодательству
или нарушают интересы других союзных
республик. Верховный Суд СССР изучает
практику применения судами законодательства
и дает руководящие разъяснения
судам по вопросам его применения.
Ему принадлежит право
Военные трибуналы осуществляют правосудие в Советской Армии и на Военно-Морском Флоте.
В союзных республиках
в зависимости от административно-