Конституционные принципы правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется вышестоящим судом и дело направляется на новое рассмотрение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
2 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПОРЯДОК ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ 23
2.1 Районный (городской) суд Республики Беларусь 23
2.2 Областной и Минский городской суд Республики Беларусь 28
2.3 Военные суды Республики Беларусь 30
2.4 Верховный Суд Республики Беларусь 34
3 СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

Тема Конст принципы правосудия.docx

— 101.73 Кб (Скачать файл)

Судьи по административным делам и исполнительным производствам  назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей  по осуществлению правосудия не допускается  и влечет ответственность по закону.

Важнейшие задачи, стоящие сегодня перед каждым судом, это оперативное рассмотрение конкретного дела, принятие законного, обоснованного и справедливого  решения по нему, своевременное его  исполнение. Для успешного решения  этих задач необходимо, чтобы как  судьи, так и технические работники  судов были высококвалифицированными специалистами, людьми честными и порядочными, с глубоко развитым чувством личной ответственности за порученное дело и желанием работать в суде. Известно, что в суд идут, как правило, со своей бедой, с самыми различными проблемами, требующими незамедлительного  решения при непосредственном участии  судьи. И от того, как в суде примут, выслушают и помогут разобраться  со сложной житейской ситуацией, зависит авторитет конкретного  суда и его председателя.

Районные (городские) суды — основное звено в системе  судов общей юрисдикции. Эти суды наделены чрезвычайно широкими полномочиями по осуществлению правосудия. Ими  рассматривается по первой инстанции  подавляющее большинство уголовных  и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие на исполнительных производств. Число их значительно  превышает количество других судов, входящих в судебную систему. Эти  суды характеризуются наибольшей близостью  к селению, поскольку создаются  в низовых административно - территориальных  единицах. Районный (городской) суд  образуется в районе и городе областного подчинения, не имеющих районного  деления, а также в районе города республиканского подчинения, имеющем  районное деление, и городе Минске. Таким образом, к одному звену  судебной системы относятся, например, суды Щучинского района Гродненской  области, г. Борисова Минской области. Московского района г. Бреста и Ленинского района г. Минска. Президентом Республики Беларусь по совместному представлению  министра юстиции и Председателя Верховного Суда может быть образован  один районный (городской) суд на район  и город. Это, например, суды Слуцкого района и г. Слуцка, Солигорского района и г. Солигорска Минской области  и другие [15, с.221]. Состав любого суда образуют лица, осуществляющие правосудие. В районном (городском) суде это председатель суда, судьи и народные заседатели. При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя этого суда (6,ст.19).

Председатель  районного (городского) суда и его  заместитель назначаются Президентом  Республики Беларусь по совместному  представлению Министра юстиции  и Председателя Верховного суда сроком на семь лет. Количество судей для  каждого районного (городского) суда также устанавливается Президентом  Республики Беларусь по совместному  представлению Министра юстиция  и Председателя Верховного Суда (6,ст.20). Количество судей зависит от численности  населений района (города) и объема работы суда. Так, в большинстве сельских районных (городских) судов количество судей составляет 3 человек. В густонаселенных  районах и городах, таких как  Борисов, Молодечно, Солигорск, Слуцк  я другие, в судах работают от 8 до 13 судей. В районных (городских) судах работают судьи, рассматривающее уголовные и гражданские дела, и судьи, по административным делам и исполнительным производствам.

Судьей районного (городского) суда может быть гражданин  Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое  образование, не совершивший порочащих  его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший  в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший  квалификационный экзамен.

Судьей по административным делам и исполнительным производствам  может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование  и не совершивший порочащих его  поступков. В состав районного (городского) суда входят и народные заседатели, которые участвуют в рассмотрении уголовных дел о преступлениях  несовершеннолетних. Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории данного района (города) и достигшие 25 лет. Их количество для районного (городского) суда ранее составляло 35 человек на одного судью. Расширение единоличного рассмотрения судьей уголовных  и гражданских дел существенно  уменьшило число народных заседателей  в составе районных (городских) судов [14,с.133].

Районный (городской) суд общей юрисдикции выступает  только как суд первое инстанции. Однако сфера его деятельности чрезвычайно  широка и охватывает рассмотрение гражданских, уголовных и административных матёриалов об исполнении судебных постановлений, изучение и обобщение также выполнение иных полномочий, возложенных него законом. Например, районный (городской) суд г. Могилева Ленинского района рассматривал административное дело в отношении  активиста движения «Зубр» Евгения Суворова. Евгений Суворов был приговорен по ст.156 КоАП (мелкое хулиганство) к штрафу в размере одной базовой величины – 29 тысяч бел.руб. Решение вынесла судья Елена Дыбленко.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел, подсудных вышестоящим  и военным судам (3,ст.267). Дела о  преступлениях, за которые мера наказания  не превышает 10 лет лишения свободы, рассматриваются судьей единолично. Исключение составляют лишь дела о  преступлениях несовершеннолетних, правосудие по которым возложено  на судебную коллегию, состоящую из профессионального судьи и двух народных заседателей (3,ст. 32).

Районный (городской) суд осуществляет контроль за предварительным  расследованием уголовных дел, за законностью  и обоснованностью совершения отдельных  следственных действий. Это проявляется  в рассмотрении судьей единолично жалоб  граждан на задержание, заключение под стражу, продление сроков содержания под стражей, прекращение дела, принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение для производства экспертизы. На судей районных (городских) судов  возложено обращение приговора  к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора. Это, например, отсрочка исполнения наказания, освобождение от, отбывания наказания, но болезни, условно-досрочное освобождение от наказания. После отбывания наказания судья рассматривает ходатайства о снятии судимости и включении времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж (3,ст.435). К подсудности районного (городского) суда относятся многочисленные категории дел искового производства, где хотя бы одной из сторон выступает гражданин. В соответствии со ст.37 Гражданского процессуального кодекса это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов окружающей среды. Например, дела о защите права собственности, чести и достоинства, возмещении имущественного и морального вреда, восстановлении на работе, выселении из жилого помещения, взыскании алиментов, расторжении брака, лишении родительских прав и другие.

К работникам аппарата суда относятся: заведующий канцелярией, секретарь судебного заседания, судебный исполнитель, делопроизводитель, консультант, архивариус, помощник председателя. На заведующего канцелярией возлагаются ведение делопроизводства, организация работы канцелярии, руководство работой секретарей и архива. Он распределяет работу между сотрудниками канцелярии и контролирует ее исполнение, распределяет поступившую корреспонденцию; осуществляет учет рабочего времени сотрудников суда; ведение нарядов, книг и журналов учета; контроль за ведением статистической и финансовой отчетности; учет и регистрацию поступающих в суд обращений граждан; ведение приказов и распоряжений по суду, личных дел и трудовых книжек сотрудников и т.д. [15,c.137].

На секретаря суда возлагается ведение делопроизводства по уголовным и гражданским делам, в частности: вызов участников процесса и свидетелей; выписка исполнительных листов; регистрация, учет и хранение уголовных, гражданских, административных дел и материалов; ведение журналов и карточек; составление статистических отчетов; учет и хранение вещественных доказательств, подготовка и сдача в архив законченных дел, нарядов, журналов, карточек и т.д.

Секретарь судебного  заседания — обязательный участник рассмотрения по первой инстанции любых уголовных и гражданских дел, а в необходимых случаях — и дел об административных правонарушениях. Поэтому количество секретарей судебных заседаний в районном (городском) суде всегда соответствует числу судей данного суда, так, чтобы у каждого судьи был свой секретарь. На него возлагается выполнение определенной работы при приеме судьей граждан (подготовка запросов, писем, выписка повесток и т.д.); составление списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании; проверка явки лиц, которые вызывались в судебные заседания, и отметка на повестках времени нахождения в суде; оформление дел после судебного заседания; ведение журнала учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, отметка о результатах рассмотрения и т.д. Но главная его обязанность — ведение протокола судебного заседания. Права и обязанности секретаря судебного заседания и порядок его участия в судебном разбирательстве определяются Уголовно-процессуальным (3,ст.291) и Гражданским процессуальным (2,ст.30) кодексами Республики Беларусь.

2.2 Областной и Минский городской суд Республики Беларусь

 

Областные суды образуют второе, среднее звено в  системе судов общей юрисдикции. К этому звену относится и  Минский городской суд. Эти суды являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь. Областной, Минский городской  суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда, судей  и народных заседателей. Количественный состав этих судов устанавливается  Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (6,ст.24). Он зависит от объема работы суда, количества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необходимо осуществлять надзор. Количество народных заседателей для среднего звена  судебной системы составляет 26 человек  на одного судью. Они принимают участие  в рассмотрении уголовных дел  о преступлениях, где мера наказания  может быть выше десяти лет лишения  свободы, а также по делам несовершеннолетних. Их подбор осуществляется, как и  для районных (городских) судов, управлениями юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов  сроком на пять лет из числа граждан, постоянно проживающих на территории области или г. Минска, на основании  списков избирателей по выборам  в местные или высшие органы власти.

В областных  и Минском городском судах  имеются судебная коллегия по уголовным  делам и судебная коллегия по гражданским  делам. Они состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей  соответствующего суда. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом данного суда по предложению  его председателя. При этом учитываются  опыт работы и склонности каждого  из судей. Количественный состав судебных коллегий по гражданским делам, как  правило, меньший, чем судебных коллегий по уголовным делам. Это объясняется  меньшим объемом работы последних  в качестве суда второй инстанции, поскольку  многие решения по гражданским делам  районных (городских) судов на практике не подвергаются кассационному обжалованию.

Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанций (6,ст.30). Так, судебная коллегия по уголовным  делам рассматривает по первой инстанции  дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях  против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена  смертная казнь. Кроме того, она вправе принять к своему производству в  качестве суда первой инстанции любое  уголовное дело, подсудное районному (городскому) суду (3,ст.268).

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает  по первой инстанции лишь отдельные  категории гражданских дел. Это, в частности, дела по жалобам на отказ  в регистрации местных общественных объединений граждан, на отказ в  регистрации инициативной группы по проведению областного референдума, об усыновлении иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь, а также она изъять любое гражданское  дело из районного (городского) суда и  принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (2,ст. 44).

Судебные коллегии областных и Минского городского судов действуют и как суды второй (кассационной) инстанции. Предметом  их рассмотрения в этом случае являются приговоры, решения, определения и  постановления районных (городских) судов, не вступивших в законную силу. Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется тремя судьями. С этой целью в судебных коллегиях  председателем суда образуются составы  суда для разрешения в качестве суда второй инстанции дел (6,ст.29). Внутри составов за каждым из судей закрепляется один либо несколько районов. Председатели судебных коллегий назначают председателей  каждого из составов, которые в  свою очередь распределяют дела для  подготовки и рассмотрения между  членами данного состава и  председательствуют в судебных заседаниях.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности: о рассмотрении уголовных и гражданских  дел по первой инстанции и в  кассационном порядке, анализируют  судебную статистику (6, ст. 30). Это способствует выявлению как положительных, так  и отрицательных тенденций в  работе районных (городских) судов, самого областного (Минского городского) суда, определению мер по совершенствованию  судебной деятельности.

Информация о работе Конституционные принципы правосудия