Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:33, курсовая работа
В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется вышестоящим судом и дело направляется на новое рассмотрение.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
2 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПОРЯДОК ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ 23
2.1 Районный (городской) суд Республики Беларусь 23
2.2 Областной и Минский городской суд Республики Беларусь 28
2.3 Военные суды Республики Беларусь 30
2.4 Верховный Суд Республики Беларусь 34
3 СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Подведение итогов и контроль за качеством аналитической работы судей Верховного Суда и его аппарата — одна из основных функций Президиума. Он рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики как самого Верховного Суда, так и нижестоящих судов по отдельным категориям дел либо за определенный период времени. С этой целью на заседаниях Президиума Верховного Суда заслушивают председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о судебной практике по применению законодательства [15,c.180].
В последние годы итоги работы судов республики обсуждаются на совместных заседаниях Президиума Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции, где определяются стратегические задачи правосудия на ближайшие годы. Возможно и предварительное рассмотрение Президиумом материалов изучения и обобщения судебной практики в порядке подготовки их обсуждения на заседаниях Пленума Верховного Суда.
В целях реализации конституционного принципа, касающегося построения судебной системы республики на основе специализации судов, Кодексом регламентирована возможность создания таких судов. Следует отметить, что возможность создания специализированных судов была предусмотрена и ранее (в частности, Законом "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" и Законом "О хозяйственных судах в Республике Беларусь"). Однако Кодекс предусмотрел не только саму возможность создания таких судов, но и регламентировал порядок их создания (статьи 28 - 33 и 59 - 64 Кодекса).
Кодексом установлено,
что специализированные суды могут
быть созданы на уровне низового звена
системы общих и хозяйственных
судов. Наряду с созданием специализированных
судов на уровне низового звена судов
общей юрисдикции и хозяйственных
судов предусмотрена
Рассмотрение
административных споров в общих
и хозяйственных судах
Использование процессуальной формы искового производства для рассмотрения административных споров не позволяет учитывать специфику дел, вытекающих из публично-правовых отношений. Равенство сторон в правоотношении, отсутствие отношений властного характера, возможность принудительного осуществления своих прав только по решению суда, свобода действовать по своему усмотрению и в своем интересе составляют основу принципа диспозитивности, который действует в частном праве. Характер частного права определяет направленность гражданско-процессуальных (хозяйственно-процессуальных) средств его защиты: на первом месте всегда стоит защита субъективного права конкретного лица.
Властные полномочия
государственного органа свидетельствуют
о неравенстве сторон в правоотношении
и о возможности
В этой связи процессуальный порядок рассмотрения дел в публично-правовой сфере нуждается в пересмотре. В частности, речь идет о возложении на ответчика (орган власти) бремени доказывания по делам, вытекающим из административно-правовых отношений. Интересно отметить, что соответствующие требования уже частично реализованы в ХПК.
Так, в соответствии
со статьей 229 ХПК при рассмотрении
заявления о признании
Еще одним важным
направлением является изменение роли
суда. В отличие от искового производства,
в котором судья выступает
в роли арбитра существующего
спора между сторонами, позиция
суда в административном процессе должна
быть наиболее активной, так как
поиск управленческих решений и
выяснение обстоятельств
Кроме того, необходимо
учитывать, что дела, вытекающие из
административно-правовых отношений,
имеют существенную специфику. Стремительно
развивающееся современное
Все это приводит к однозначному выводу о том, что пришло время создания в Беларуси административных судов как гарантии соблюдения прав и законных интересов населения.
Определенный страх перед административными судами связан с нечетким пониманием их назначения. Иногда их путают с ранее существовавшим институтом судей по административным делам и исполнительным производствам. Однако это в корне неверно. Административные суды не должны привлекать к административной ответственности. Их основная цель - рассмотрение споров между органами власти и гражданином, в том числе жалоб на привлечение к административной ответственности.
Один из основных аргументов в пользу сохранения нынешнего положения дел заключается в малочисленности дел, возникающих из административно-правовых отношений, рассматриваемых общими и хозяйственными судами. Тем не менее, представляется, что этот довод, наоборот, "льет воду на жернов" аргументов сторонников изменения нынешней системы, демонстрируя недоверие заявителей к сложившейся форме судебной защиты своих нарушенных прав. А ведь в Беларуси с учетом объема государственного регулирования споров в процессе администрирования возникает никак не меньше, чем в других странах.
Опасения относительно незначительного числа жалоб, подаваемых в административные суды, первоначально были и в ряде стран СНГ, в которых только создавались такие суды. Высказывались опасения, что данная форма "будет невостребована населением", "люди не пойдут в суды" и т.д. Однако реальная жизнь опровергла эти опасения и в настоящее время административные суды стали неотъемлемым элементом судебной системы.
Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что создание системы административных судов на сегодняшний день является перспективным способом совершенствования механизма защиты прав индивидов при спорах с органами власти. Кроме того, это позволит существенно разгрузить государственные органы от рассмотрения постоянно увеличивающегося потока жалоб, что в конечном итоге должно повысить эффективность и результативность их деятельности. При этом административный и судебный порядки разрешения административных жалоб должны не исключать, а взаимодополнять друг друга, способствуя максимальной защите прав и интересов населения.
Вместе с тем создание административных судов для любой страны - дело непростое, связанное с необходимостью решения целого комплекса вопросов. Прежде всего, требуется выбор оптимальной модели создания административных судов, определение их места в судебной системе, налаживание системы обучения судей.
На наш взгляд,
наиболее целесообразным представляется
формирование по аналогии с системой
военных судов отдельной
Однако представляется,
что на нынешнем этапе развития данного
вопроса его реализация в предложенном
виде вызовет серьезные возражения,
прежде всего связанные с
Еще одним важным
вопросом является выработка оптимальной
процессуальной формы рассмотрения
административных дел в таких
судах. Ряд исследователей, отмечая
сложность использования для
рассмотрения публично-правовых споров
гражданско-процессуальной формы, предлагают
принять отдельный
Представляется,
что идея разработки нормативного правового
акта, в котором будет закреплен
процессуальный порядок рассмотрения
административных дел, заслуживает
внимания. К специфическим принципам
административного
Непростым является и вопрос о пределах прав административных судов, поскольку он носит принципиальный характер, влияет на определение баланса взаимоотношений ветвей власти и в различных странах решается по-разному.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что формирование административных судов для любой страны, включая Беларусь, - это сложный и тернистый путь, который сопряжен с необходимостью разрешения целого комплекса вопросов, наиболее "болезненным" из которых является увеличение финансирования судебной системы. Однако нельзя не согласиться с высказанным в литературе утверждением, что экономить на правосудии опасно и что нет ничего дороже, чем дешевое правосудие.
В заключении проведённого исследования мы можем сделать следующие выводы:
Принцип
разделения властей закреплен в
статье 6 Конституции Республики Беларусь.
В ней отмечается, что государство
основывается на принципе разделения
властей: законодательной, исполнительной
и судебной. Государственные органы
в пределах своих полномочий самостоятельны:
они взаимодействуют между
Важное
значение в системе разделения власти
имеет выделение в сфере
Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют государство и сводят разделение властей к чисто формальной процедуре. В таком случае реальной правящей силой может оказаться какая-либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти.
Суд
рассматривает и решает те или
иные конфликты в обществе, возникшие
между его членами –
Особенности судебной власти как независимой ветви предполагает судейское самоуправление – наличие высших квалификационных судейских коллегий. Только они могут решить вопрос об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышении их в должности и т.п. Органы законодательной и исполнительной власти, как правило решать эти вопросы не вправе, хотя они могут избирать или назначать судей (с согласия кандидатов на судебные должности).
В
отличие от законодательной власти,
которая теснейшим образом