Конституционные принципы правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется вышестоящим судом и дело направляется на новое рассмотрение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
2 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПОРЯДОК ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ 23
2.1 Районный (городской) суд Республики Беларусь 23
2.2 Областной и Минский городской суд Республики Беларусь 28
2.3 Военные суды Республики Беларусь 30
2.4 Верховный Суд Республики Беларусь 34
3 СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

Тема Конст принципы правосудия.docx

— 101.73 Кб (Скачать файл)

Важнейшим положением статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления  установленного законом предельного  возраста, за исключением случаев, когда  он совершил преступление или недостойно вел себя, но он может уйти в отставку и по собственному желанию. Несменяемость  означает также, что смена партии у власти не влияет на положение  судей.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках и т.п. На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой, торговой или промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во время пребывания их в должности.

Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной  стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать  ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, это сравнительно слабая власть, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители  – крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение  к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц  сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и  существует, прежде всего, в странах  с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип  господства права[9, с. 143].

Обращение в суд, как правило, является для  сторон платным. Судебный процесс стоит  дорого, поэтому во всех странах  стоит вопрос о доступности суда для бедных. Обычно, в некоторых  случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь (бесплатное оказание адвокатских услуг и др.), некоторые  виды исков не подлежат обложению  судебной пошлиной, например, дела об алиментах, трудовые споры.

Другая  проблема – длительность судебного  процесса. Иногда решение дела занимает годы. Это снижает эффективность  судебной власти. Наконец, во многих странах  остро стоит проблема исполнения судебных решений: решения судов  иногда игнорируется исполнительной властью, а сами суды не достаточно авторитетны, их материальное оснащение бедно. Поэтому  роль суда в разных странах не одинакова. Особенно это характерно для стран  Востока, где предпочитают улаживать  споры традиционными методами, часто  с помощью племенных вождей, старейшин, нередко путем выкупа как возмещения за совершенные преступления, а иногда путем кровной мести.

Судебная  власть осуществляется единолично судьей или судебной коллегией, действующих  в особом судебном процессе. Вне  судебного процесса судья может  обладать лишь другими полномочиями. Деятельность суда закрепляется принципами, закрепленными в конституциях. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно  на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.

Судебная система  Республики Беларусь стала более  современной, доступной, демократичной  по сравнению с ранее действовавшей  судебной системой.

Система судов  строится на принципах территориальности  и специализации. Она состоит  из Конституционного Суда, системы  общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов  запрещается.

Одним из проявлений суверенитета государства на своей  территории является наличие высшего  судебного органа, принимающего последнее, окончательной решение подсудным  ему делам и контролирующего  деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом  для общих судов является Верховный  Суд. Его правовой основой является то, что он является высшей надзорной  инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное  решение уголовным, гражданским  и административным делам; дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов; имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа.

Представляется, что идея разработки нормативного правового  акта, в котором будет закреплен  процессуальный порядок рассмотрения административных дел, заслуживает  внимания. К специфическим принципам  административного судопроизводства могут быть отнесены следующие:

    • доступность правосудия;
    • оперативность и простота рассмотрения административных споров;
    • презумпция правоты гражданина или субъекта хозяйствования, обращающегося в суд за защитой своих прав;
    • возложение бремени доказывания законности действий на орган власти, действия которого обжалуются;
    • активная позиция суда в процессе и т.д.

Непростым является и вопрос о пределах прав административных судов, поскольку он носит принципиальный характер, влияет на определение баланса  взаимоотношений ветвей власти и  в различных странах решается по-разному. Речь идет о том, могут  ли суды в определенных случаях вмешиваться  в вопросы целесообразности принятия обжалуемого решения или же они  должны ограничиваться лишь рассмотрением  правомерности действий государственных  органов и их должностных лиц? Этот и ряд других вопросов еще  ждут своего изучения и решения.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что формирование административных судов для любой страны, включая  Беларусь, - это сложный и тернистый  путь, который сопряжен с необходимостью разрешения целого комплекса вопросов, наиболее "болезненным" из которых  является увеличение финансирования судебной системы. Однако нельзя не согласиться  с высказанным в литературе утверждением, что экономить на правосудии опасно и что нет ничего дороже, чем  дешевое правосудие.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 года № 2875-XII (с изменениями  и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь 11.01.1999 N 238-З  // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  4. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29.06.2006 N 139-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  5. Бибило В.Н. Судоустройство: Учебник. – Мн.: «Право и экономика», 2001 г. – 328 с.
  6. Большая Советская Энциклопедия, т.25, М., 1979 г. – 860 с.
  7. Борико С.В. Судоустройство: Учебник. – Мн.: «Амалфея», 2000 г. – 304 с.
  8. Бутенко, А.П. Советская многопартийность: современность и первый послеоктябрьский опыт //Сов. государство и право. 2001. №1.  С.80–90.
  9. Василевич, Г.А. Конституционное право. Мн., 2003.–452 с.
  10. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно–практический комментарий. Мн., 2001.–454 с.
  11. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3–е изд./ Венгеров  А.Б.  – М.: Юриспруденция, 2000.– 528 с.
  12. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. – Саратов, 1969. – 169 с.
  13. Вишневский, А.Ф., Горбаток, Н.А., Кучинский, В.А. Общая теория государства и права: учеб. пособие: / Вишневский А.Ф. – Мн.: Тесей, 2002.–627 с.
  14. Градовский, А. Д. Начала русского государственного права. Тома I-III. - С.-Петербург, типография М. Стасюлевича, 1875 г. (том I), Москва, 1984 г. – 178 с.
  15. Гревцов, Ю. И. Проблемы теории правоотношения: /  Гревцов Ю. И. – Л., 1981.– 227 с.
  16. Гришкевич, А. Система вертикали власти должна работать в интересах человека // Народная газета . –2006. –№281 (4405). – С.1–2
  17. Данилевич, А.А., Мартинович И.И. Судоустройство. – Мн.: Амалфея, 2002. – 480с.
  18. Дементьев, И. П., Об исторических взглядах Чарлза Бирда, "Вопросы истории", 1957 г. – 367 с.
  19. Егоров, А.В. Основы сравнительного правоведения: Учебн. Пособие. Новополоцк: Норма, 2009. –535 с.
  20. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Высшая школа, 1968 г. – 246 с.
  21. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., Юрист, 1996. – 368 с.
  22. Исаков, В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования: /  Исаков В. Б. – Саратов, 1980.– 379 с.
  23. Карташов, В. Н. Применение права: /  Карташов В. Н. – Ярославль, 1980.– 221 с.
  24. Кечекьян,  С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе: / Кечекьян,  С. Ф. – М., 1958.– 254 с.
  25. Коваленко, А.И. Теория государства и права. М.: «Юридическая литература»,  2002. С. 284–287.
  26. Козлова, Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2005.–443 с.
  27. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть. В двух томах. /Под. ред. Страшуна Б.А.. М., 2006.–456 с.
  28. Конституционное (государственное) право: Справочник /Под ред.    В.И. Лафитского. М., 2005.–472 с.
  29. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл. - корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л.М. Эити-на. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2006. - 1056 с.
  30. Красавчиков, О. А. Юридические факты в советском гражданском праве: / Красавчиков О. А – М., 1958.– 367 с.
  31. Кунцевич ,К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.     Могилев, 2000.–432 с.
  32. Куприн Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России (XIX век). – М., Издательство МГУ, 1980. – 230 с.
  33. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь в таблицах, схемах, определениях: Справочное пособие. Мн., 2001.–156 с.
  34. Кучинский, В. А.  Современное учение о правовых отношениях: / Красавчиков, О. А –  Минск: «Интегралполиграф», 2008.– 320 с.
  35. Лозовик, Н.И. Организационно – правовая основа и практика работы органов территориального общественного самоуправления в условиях сельской местности: метод. рекомендации /  Н.И. Лозовик, В.Н. Кивель; под общ. ред. А.А. Попкова – Мн.: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь. – 88с. 
  36. Лозовик, Н.И. Под знаменем Европейской хартии. // Беларуская думка – 2003. – №8. – С. 31–34.
  37. Лугвин, С. Новые приоритеты управления. // Беларуская думка. – 2006. – №12. – С.16 –22. 
  38. Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник; Науч. ред. П.Г. Никитенко. — 2–е изд., испр. и доп. — Мн.: Тесей, 2003. — 240 с.
  39. Милль,  Дж. Ст. «О свободе», Москва, 2004 г. – 157 с.
  40. Муромцев, Г.И. Основные правовые современности // Проблемы общей теории права и государства. Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Зерцало–м, 2009. – 659 с.
  41. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических ВУЗов и факультетов. М.: Спарк, 2000. – 566 с.
  42. Общая теория государства и права. Академический курс. В двух томах / Под ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 2008.– 528 с.
  43. Общая теория права и государства: Учебник // Под ред. В.В. Лазарева. М.: Зерцало–м, 2004. – 496 с.
  44. Основы идеологии белорусского государства. Учебное пособие для ВУЗов/ Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В.. Решетникова. –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь 2004. – 491 с. 
  45. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.– 543 с.
  46. Пиголкин,  А.С. Общая теория права: учеб. пособие: / А.С. Пиголкин. – Мн. 2004.–489 с.
  47. Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т., т.8, Судебная реформа. – М., Юридическая литература, 1991. – 450 с.
  48. Саидов, А.Х. Теория государства и права/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Зерцало–м, 2002. – 569 с.
  49. Спиридонов, Л. И. Теория государства и права. Курс лекций. СПб., 2005.– 478 с.
  50. Спиридонов, Л. И. Теория государства и права. Курс лекций: /  Спиридонов Л. И. СПб., 1995.– 478 с.
  51. Стракун, Б.А. Конституционные перемены в Восточной Европе. М.: Юрист, 2002. –  143 с.
  52. Суд и правосудие в БССР" Мартинович И.И., Плюта Е.Ф, Мн.: Издательство БГУ 1987 г. – 250 с.
  53. Судебные системы западных государств. М., 2006. – 452 c/
  54. Сукало В.О. Реформа судебной системы и уголовного судопроизводства // Теоретическое и правовое обеспечение реформы в сфере борьбы с преступностью (Материалы научно-практической конференции) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  55. Сукало В.О. Судебная защита прав и свобод человека  // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  56. Сырых, В. М. Теория государства и права: учебник: / Сырых В. М. – М., 2004. С. 330–331 и др. 210
  57. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2007.– 559 с.
  58. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 2005.– 697 с.
  59. Тетушкин О.П. Толкование закона Пленумом Верховного Суда СССР. — «Советское государство и право», 1976, № 12
  60. Тиковенко А.Г. Конституционная природа судебной власти // Сборник науч. трудов. Право и демократия. Вып. 10. Минск, 2009.- 94 c.
  61. Тиковенко А.Г. Судебная власть в механизме разделения властей // Конституционное правосудие в Республике Беларусь: пятилетний опыт, проблемы и перспективы. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  62. Халфина, Р. О. Общее учение о правоотношении: / Халфина Р. О. – М., 1974.– 412 с.
  63. Четвернин, В.А. Понятие права и государства: Введение в курс теории права и государства. М.: Спарк, 2007. – 442 с.
  64. Юшков С.В. История государства и права СССР ч.1. – М., 1961. – 249 с.

 

 

 

 


Информация о работе Конституционные принципы правосудия