Важнейшим
положением статуса судей является
принцип несменяемости. Это означает,
что судья не может быть смещен
с должности досрочно, до наступления
установленного законом предельного
возраста, за исключением случаев, когда
он совершил преступление или недостойно
вел себя, но он может уйти в отставку
и по собственному желанию. Несменяемость
означает также, что смена партии
у власти не влияет на положение
судей.
Судьи
независимы и подчиняются только
закону. Признаются принципы их деполитизации
и департизации. Как правило, судьи не
могут состоять в политических партиях,
участвовать в политических акциях, забастовках
и т.п. На судей распространяется принцип
несовместимости должностей: они не могут
заниматься другой оплачиваемой работой,
торговой или промышленной деятельностью.
В судебных учреждениях исключаются родственные
связи. Закон устанавливает, что вознаграждение
судей не может быть уменьшено во время
пребывания их в должности.
Положение
ветви судебной власти в определенной
степени противоречиво. С одной
стороны, это очень сильная власть,
так как только она может осуществлять
такие меры, которые не вправе предпринимать
ни законодательная, ни исполнительная
власть. С другой стороны, это сравнительно
слабая власть, потому что она не
опирается на прямую поддержку избирателей,
как власть законодательная. Судебная
власть не имеет силовых механизмов,
как исполнительная (ее судебные исполнители
– крайне слабый аппарат). Сила этой
власти коренится в неуклонном исполнении
закона, в уважении судебного решения,
его непререкаемости. Такое отношение
к судебной власти со стороны других
государственных органов, граждан,
их объединений, юридических лиц
сложилось, однако, не во всех государствах.
Оно воспитывается долго и
существует, прежде всего, в странах
с длительными демократическими
традициями, там, где укоренился принцип
господства права[9, с. 143].
Обращение
в суд, как правило, является для
сторон платным. Судебный процесс стоит
дорого, поэтому во всех странах
стоит вопрос о доступности суда
для бедных. Обычно, в некоторых
случаях предусматривается бесплатная
юридическая помощь (бесплатное оказание
адвокатских услуг и др.), некоторые
виды исков не подлежат обложению
судебной пошлиной, например, дела об алиментах,
трудовые споры.
Другая
проблема – длительность судебного
процесса. Иногда решение дела занимает
годы. Это снижает эффективность
судебной власти. Наконец, во многих странах
остро стоит проблема исполнения
судебных решений: решения судов
иногда игнорируется исполнительной властью,
а сами суды не достаточно авторитетны,
их материальное оснащение бедно. Поэтому
роль суда в разных странах не одинакова.
Особенно это характерно для стран
Востока, где предпочитают улаживать
споры традиционными методами, часто
с помощью племенных вождей, старейшин,
нередко путем выкупа как возмещения
за совершенные преступления, а иногда
путем кровной мести.
Судебная
власть осуществляется единолично судьей
или судебной коллегией, действующих
в особом судебном процессе. Вне
судебного процесса судья может
обладать лишь другими полномочиями.
Деятельность суда закрепляется принципами,
закрепленными в конституциях. Одни
из них имеют общий характер, другие
распространяются преимущественно
на уголовный процесс, где особенно
важна защита прав личности.
Судебная система
Республики Беларусь стала более
современной, доступной, демократичной
по сравнению с ранее действовавшей
судебной системой.
Система судов
строится на принципах территориальности
и специализации. Она состоит
из Конституционного Суда, системы
общих и хозяйственных судов.
Образование чрезвычайных судов
запрещается.
Одним из проявлений
суверенитета государства на своей
территории является наличие высшего
судебного органа, принимающего последнее,
окончательной решение подсудным
ему делам и контролирующего
деятельность всех нижестоящих судов.
В Республике Беларусь таким органом
для общих судов является Верховный
Суд. Его правовой основой является
то, что он является высшей надзорной
инстанцией в системе общих судов,
которая принимает окончательное
решение уголовным, гражданским
и административным делам; дает разъяснения
по вопросам применения законодательства
Республики Беларусь, возникающим при
рассмотрении судебных дел, и осуществляет
контроль за их исполнением. Это является
основной непроцессуальной формой надзора
Верховного Суда за судебной деятельностью
нижестоящих судов; имеет самую разветвленную,
по сравнению с другими судами, организационно-функциональную
структуру, включающую руководящие органы
(Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный
аппарат суда, обеспечивающий осуществление
правосудия и выполнение иных функций
высшего судебного органа.
Представляется,
что идея разработки нормативного правового
акта, в котором будет закреплен
процессуальный порядок рассмотрения
административных дел, заслуживает
внимания. К специфическим принципам
административного судопроизводства
могут быть отнесены следующие:
- доступность правосудия;
- оперативность и простота рассмотрения
административных споров;
- презумпция правоты гражданина
или субъекта хозяйствования, обращающегося
в суд за защитой своих прав;
- возложение бремени доказывания
законности действий на орган власти,
действия которого обжалуются;
- активная позиция суда в процессе
и т.д.
Непростым является
и вопрос о пределах прав административных
судов, поскольку он носит принципиальный
характер, влияет на определение баланса
взаимоотношений ветвей власти и
в различных странах решается
по-разному. Речь идет о том, могут
ли суды в определенных случаях вмешиваться
в вопросы целесообразности принятия
обжалуемого решения или же они
должны ограничиваться лишь рассмотрением
правомерности действий государственных
органов и их должностных лиц?
Этот и ряд других вопросов еще
ждут своего изучения и решения.
Подводя итог, хотелось
бы отметить, что формирование административных
судов для любой страны, включая
Беларусь, - это сложный и тернистый
путь, который сопряжен с необходимостью
разрешения целого комплекса вопросов,
наиболее "болезненным" из которых
является увеличение финансирования судебной
системы. Однако нельзя не согласиться
с высказанным в литературе утверждением,
что экономить на правосудии опасно
и что нет ничего дороже, чем
дешевое правосудие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Республики Беларусь
15 марта 1994 года № 2875-XII (с изменениями
и дополнениями, принятыми на республиканских
референдумах 24 ноября 1996 г.) // КонсультантПлюс:
Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр",
Нац. Центр правовой инфор. Республики
Беларусь. Минск 2013.
- Гражданский процессуальный
кодекс Республики Беларусь 11.01.1999 N 238-З
// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон.
ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр
правовой инфор. Республики Беларусь.
Минск 2013.
- Гражданский кодекс Республики
Беларусь от 07.12.1998 // КонсультантПлюс:
Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр",
Нац. Центр правовой инфор. Республики
Беларусь. Минск 2013.
- Кодекс Республики Беларусь
о судоустройстве и статусе судей от 29.06.2006
N 139-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон.
ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр
правовой инфор. Республики Беларусь.
Минск 2013.
- Бибило В.Н. Судоустройство:
Учебник. – Мн.: «Право и экономика», 2001
г. – 328 с.
- Большая Советская Энциклопедия,
т.25, М., 1979 г. – 860 с.
- Борико С.В. Судоустройство:
Учебник. – Мн.: «Амалфея», 2000 г. – 304 с.
- Бутенко, А.П. Советская
многопартийность: современность и первый
послеоктябрьский опыт //Сов. государство
и право. 2001. №1. С.80–90.
- Василевич, Г.А. Конституционное
право. Мн., 2003.–452 с.
- Василевич, Г.А. Конституция
Республики Беларусь. Научно–практический
комментарий. Мн., 2001.–454 с.
- Венгеров, А.Б. Теория
государства и права: Учебник для юридических
вузов. 3–е изд./ Венгеров А.Б. –
М.: Юриспруденция, 2000.– 528 с.
- Виленский Б.В. Судебная реформа
и контрреформа в России. – Саратов, 1969.
– 169 с.
- Вишневский, А.Ф.,
Горбаток, Н.А., Кучинский, В.А. Общая теория
государства и права: учеб. пособие: / Вишневский
А.Ф. – Мн.: Тесей, 2002.–627 с.
- Градовский, А. Д.
Начала русского государственного права.
Тома I-III. - С.-Петербург, типография М. Стасюлевича,
1875 г. (том I), Москва, 1984 г. – 178 с.
- Гревцов, Ю. И. Проблемы теории правоотношения: / Гревцов Ю. И. – Л., 1981.– 227 с.
- Гришкевич, А. Система
вертикали власти должна работать в интересах
человека // Народная газета . –2006. –№281
(4405). – С.1–2
- Данилевич, А.А., Мартинович
И.И. Судоустройство. – Мн.: Амалфея, 2002.
– 480с.
- Дементьев, И. П.,
Об исторических взглядах Чарлза Бирда,
"Вопросы истории", 1957 г. – 367 с.
- Егоров, А.В. Основы
сравнительного правоведения: Учебн. Пособие.
Новополоцк: Норма, 2009. –535 с.
- Ерошкин Н.П. История государственных
учреждений дореволюционной России. М.:
Высшая школа, 1968 г. – 246 с.
- Исаев И.А. История государства
и права России: Учебное пособие. – М.,
Юрист, 1996. – 368 с.
- Исаков, В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования: / Исаков В. Б. – Саратов, 1980.– 379 с.
- Карташов, В. Н. Применение права: / Карташов В. Н. – Ярославль, 1980.– 221 с.
- Кечекьян, С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе: / Кечекьян, С. Ф. – М., 1958.– 254 с.
- Коваленко, А.И. Теория
государства и права. М.: «Юридическая
литература», 2002. С. 284–287.
- Козлова, Е.И., Кутафин
О.Е. Конституционное право России: Учебник.
М., 2005.–443 с.
- Конституционное
(государственное) право зарубежных стран:
Общая часть. В двух томах. /Под. ред. Страшуна
Б.А.. М., 2006.–456 с.
- Конституционное
(государственное) право: Справочник /Под
ред. В.И. Лафитского. М., 2005.–472 с.
- Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл. - корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л.М. Эити-на. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2006. - 1056 с.
- Красавчиков, О. А. Юридические факты в советском гражданском праве: / Красавчиков О. А – М., 1958.– 367 с.
- Кунцевич ,К.Н. Конституционное
право Республики Беларусь.
Могилев, 2000.–432 с.
- Куприн Н.Я. Из истории государственно-правовой
мысли дореволюционной России (XIX век).
– М., Издательство МГУ, 1980. – 230 с.
- Курак, А.И. Конституционное
право Республики Беларусь в таблицах,
схемах, определениях: Справочное пособие.
Мн., 2001.–156 с.
- Кучинский, В. А. Современное учение о правовых отношениях: / Красавчиков, О. А – Минск: «Интегралполиграф», 2008.– 320 с.
- Лозовик, Н.И. Организационно
– правовая основа и практика работы органов
территориального общественного самоуправления
в условиях сельской местности: метод.
рекомендации / Н.И. Лозовик, В.Н. Кивель;
под общ. ред. А.А. Попкова – Мн.: Акад. упр.
При Президенте Респ. Беларусь. – 88с.
- Лозовик, Н.И. Под
знаменем Европейской хартии. // Беларуская
думка – 2003. – №8. – С. 31–34.
- Лугвин, С. Новые
приоритеты управления. // Беларуская думка.
– 2006. – №12. – С.16 –22.
- Мельник, В.А. Государственная
идеология Республики Беларусь: концептуальные
основы / В.А. Мельник; Науч. ред. П.Г. Никитенко.
— 2–е изд., испр. и доп. — Мн.: Тесей, 2003.
— 240 с.
- Милль, Дж. Ст.
«О свободе», Москва, 2004 г. – 157 с.
- Муромцев, Г.И. Основные
правовые современности // Проблемы общей
теории права и государства. Под ред. В.С. Нерсесянца.
М.: Зерцало–м, 2009. – 659 с.
- Нерсесянц, В.С. Общая
теория права и государства: Учебник для
юридических ВУЗов и факультетов. М.: Спарк,
2000. – 566 с.
- Общая теория государства и права. Академический курс. В двух томах / Под ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 2008.– 528 с.
- Общая теория права
и государства: Учебник // Под ред. В.В. Лазарева.
М.: Зерцало–м, 2004. – 496 с.
- Основы идеологии
белорусского государства. Учебное пособие
для ВУЗов/ Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В..
Решетникова. –Мн.: Академия управления
при Президенте Республики Беларусь 2004.
– 491 с.
- Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.– 543 с.
- Пиголкин, А.С.
Общая теория права: учеб. пособие: / А.С.
Пиголкин. – Мн. 2004.–489 с.
- Российское законодательство
Х-ХХ вв. В 9 т., т.8, Судебная реформа. – М.,
Юридическая литература, 1991. – 450 с.
- Саидов, А.Х. Теория
государства и права/ Под ред. В.С. Нерсесянца.
М.: Зерцало–м, 2002. – 569 с.
- Спиридонов, Л. И. Теория государства и права. Курс лекций. СПб., 2005.– 478 с.
- Спиридонов, Л. И. Теория государства и права. Курс лекций: / Спиридонов Л. И. СПб., 1995.– 478 с.
- Стракун, Б.А. Конституционные
перемены в Восточной Европе. М.: Юрист,
2002. – 143 с.
- Суд и правосудие в БССР"
Мартинович И.И., Плюта Е.Ф, Мн.: Издательство
БГУ 1987 г. – 250 с.
- Судебные системы западных
государств. М., 2006. – 452 c/
- Сукало В.О. Реформа судебной
системы и уголовного судопроизводства
// Теоретическое и правовое обеспечение
реформы в сфере борьбы с преступностью
(Материалы научно-практической конференции)
// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон.
ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр
правовой инфор. Республики Беларусь.
Минск 2013.
- Сукало В.О. Судебная защита
прав и свобод человека // КонсультантПлюс:
Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр",
Нац. Центр правовой инфор. Республики
Беларусь. Минск 2013.
- Сырых, В. М. Теория государства и права: учебник: / Сырых В. М. – М., 2004. С. 330–331 и др. 210
- Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2007.– 559 с.
- Теория государства и права: Учебник / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 2005.– 697 с.
- Тетушкин О.П. Толкование закона
Пленумом Верховного Суда СССР. — «Советское
государство и право», 1976, № 12
- Тиковенко А.Г. Конституционная
природа судебной власти // Сборник науч.
трудов. Право и демократия. Вып. 10. Минск,
2009.- 94 c.
- Тиковенко А.Г. Судебная власть
в механизме разделения властей // Конституционное
правосудие в Республике Беларусь: пятилетний
опыт, проблемы и перспективы. // КонсультантПлюс:
Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр",
Нац. Центр правовой инфор. Республики
Беларусь. Минск 2013.
- Халфина, Р. О. Общее учение о правоотношении: / Халфина Р. О. – М., 1974.– 412 с.
- Четвернин, В.А. Понятие
права и государства: Введение в курс теории
права и государства. М.: Спарк, 2007. – 442 с.
- Юшков С.В. История государства
и права СССР ч.1. – М., 1961. – 249 с.