Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 10:24, курсовая работа
Цель курсовой работы проанализировать полномочия и особенности суда надзорной инстанции в арбитражном процессе РФ.
В связи с вышеизложенным, выделим основные задачи курсовой работы:
Рассмотреть общую характеристику стадий АП, а также понятие и сущность надзорного производства;
Исследовать основания возбуждения и стадии надзорного производства;
Проанализировать полномочия суда надзорной инстанции.
Проанализировать мнения учёных по затрагиваемым вопросам.
Введение ……………………………………………………………………2
Глава 1. Надзор как стадия арбитражного процесса …………………....4
Общая характеристика стадий АП ………………………………...4
Понятие и сущность надзорного производства …………………..7
Глава 2. Пересмотр судебных актов в порядке надзора ………………11
2.1. Основания возбуждения и стадии надзорного производства …..11
2.2. Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции …………...16
2.3. Полномочия Президиума ВАС в надзорном производстве …….21
Заключение ……………………………………………………………….25
Список используемых источников ………
По мнению Председателя Высшего арбитражного Суда В. Яковлева, оправданием необходимости сегодняшнего арбитражного надзора служит разделение арбитражной кассационной инстанции на 10 судебных округов и, как следствие, различие в правоприменительной практике. Для приведения ее к единообразию нужен высший арбитр, роль которого взял на себя Президиум. Именно это является главной функцией высшей судебной инстанции9.
Как бы то ни было, пересмотр дела в надзорной инстанции – еще одна возможность гарантировать участникам процесса возможность добиться справедливого, законного разрешения спора.
2. Пересмотр судебных актов в порядке надзора
2.1. Основания возбуждения и
Одно из центральных мест в изменениях производства в порядке надзора занимает установление определенных критериев, при наличии которых судебный акт должен быть изменен или отменен. Задача Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ – не дублировать деятельность кассационной инстанции, а выполнять особую возложенную на него законом функцию. Ее осуществление должно обеспечиваться через пересмотр судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций по основаниям, указанным в ст. 304 АПК РФ.
Во-первых, это обеспечение единообразия в толковании и применении закона всеми арбитражными судами. В этом заключается главное предназначение высшего суда государства по обеспечению единства судебной практики. Как обоснованно замечается в юридической литературе, под термином "единообразие" следует понимать соответствие всей остальной правоприменительной практики какому-то образцу (единому образу)10. В качестве подобного образца, по мнению Т.К. Андреевой, с которым также следует согласиться, надлежит признать толкования норм материального и процессуального права, содержащиеся в актах высшего судебного органа11.
Во-вторых, это устранение препятствий для принятия законного судебного решения по другому делу. Известно, что решение суда по ранее рассмотренному делу, вступившее в законную силу, является обязательным для суда, рассматривающего дело, в силу принципа обязательности судебных актов, закрепленного в законе (ст. 16 АПК РФ). Во избежание такого положения одним из оснований надзорного пересмотра является отмена или изменение судебного акта, принятого с нарушением закона, если это не позволяет принять законное решение по другому делу.
В-третьих, это пресечение нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. На указанное обстоятельство справедливо обращалось внимание в юридической литературе. Судебное решение может быть пересмотрено Высшим Арбитражным Судом РФ всего в двух ситуациях: с целью установления единообразия практики, в том числе для принятия законного решения по другому делу, и в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц (публичных интересов)12. К вопросу единого определения понятия "публичные интересы" предлагается мнение Т.К. Андреевой. Она считает, что каждом конкретном случае факт возможности применения п. 3 ст. 304 АПК РФ надлежит определять, исходя из того, будет ли итоговое постановление иметь юридическое значение для неопределенного круга лиц или для всего общества, для государственных интересов13. Подобное толкование п. 3 ст. 304 АПК РФ представляется достаточно интересным, но в то же время не вполне соответствующим положениям действующего законодательства.
Судебная защита неопределенного круга лиц, как показывает жизнь, является весьма актуальной проблемой. Необходимость использования таких сравнительно новых форм защиты проявляется в требованиях об оспаривании нормативных судебных актов, в защите прав вкладчиков так называемых проблемных банков и т. д. Судебная процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора проходит три стадии.
Первой стадией надзорного производства является рассмотрение заявления или представления единолично судьей Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с порядком, установленным ст. 295 АПК РФ. Полномочия судьи на этом этапе прохождения обращения состоят только в решении вопроса о принятии или непринятии его к производству. Иные работники аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ выполняют подготовительные, обеспечительные функции по регистрации обращения и передаче его судье.
На данной стадии судья проверяет соблюдение требований, предусмотренных АПК РФ, и решает вопрос о принятии обращения к производству Высшего Арбитражного Суда РФ. Процессуально принятие заявления или представления к производству оформляется определением в виде отдельного судебного акта, по своему содержанию отвечающего требованиям ч. 1 ст. 185 АПК РФ. Судья, принявший обращение к производству, вправе решить вопрос об истребовании дела из арбитражного суда.
Судья, рассматривающий обращение о пересмотре судебного акта в порядке надзора, проверяет, соблюдены ли требования, содержащиеся в ст. 292 и 294 АПК РФ. В случае установления нарушений оно возвращается заявителю с указанием мотивов возврата. Заявление или представление возвращается также по ходатайству, поступившему от заявителя, до вынесения определения о возбуждении надзорного производства. Возвращение заявления является процессуальным действием, которое оформляется определением. Копия определения вместе со всеми документами, поступившими в Высший Арбитражный Суд РФ, включая заявление или представление, направляются заявителю.
После возбуждения надзорного производства заявление или представление переходит во вторую стадию надзорного производства – направляется в состав судей, который в судебном заседании без извещения участвующих в деле лиц коллегиально рассматривает обращение. Важное значение имеет порядок формирования состава судей, которым заявление или представление передается для рассмотрения. В целях обеспечения справедливого разбирательства, исключающего какое-либо постороннее вмешательство, обращения распределяются исходя из нагрузки и специализации судей, как это предусмотрено ст. 18 АПК РФ, с учетом очередности.
Главная задача, стоящая перед составом судей, рассматривающих обращение, состоит в том, чтобы путем изучения оспариваемых судебных актов и сопоставления их содержания с доводами, приведенными заявителями, сделать вывод о наличии или об отсутствии оснований для надзорного пересмотра. Если из представленных документов коллегия судей не может прийти к определенному заключению, она выносит определение об истребовании дела из суда первой инстанции, если оно не было истребовано ранее, на первой стадии. После поступления дела суд изучает имеющиеся в нем материалы для принятия решения14.
Если состав судей приходит к выводу о наличии хотя бы одного из оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ, он выносит определение о передаче дела и поступивших документов в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В пятидневный срок со дня вынесения определения все материалы вместе с делом передаются в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Третьей, заключительной стадией надзорного производства является рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ дела, переданного ему коллегией судей. Извещение производится по правилам, изложенным в ст. 121 - 124 гл. 12 АПК РФ. При неявке кого-либо из извещенных Президиум рассматривает дело в их отсутствие.
Судья-докладчик в соответствии с действующими правилами, утвержденными Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, является членом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и участвует в принятии решения по делу, которое он докладывает. Требование к докладу заключается в том, чтобы раскрыть основное содержание дела исходя из тех задач, которые должен решить Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ: есть основания для надзорного пересмотра или их нет.
Поэтому главное содержание доклада заключается в разборе доводов, изложенных в обращении в Высший Арбитражный Суд РФ, и мотивов, исходя из которых состав суда, передавший дело в Президиум, счел, что имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Учитывая, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ полномочен решать только вопросы применения закона, доклад должен быть посвящен анализу правильности применения правовых норм в сопоставлении с основаниями, предусмотренными в ст. 304 АПК РФ.
АПК РФ регламентирует последовательность, в которой предоставляется слово для дачи устных объяснений участвующим в заседании лицам: после доклада судьи выступает лицо, обратившееся в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением, затем другие лица. Очередность их выступлений может быть определена председательствующим.
Заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ завершается после выступлений участвующих лиц принятием постановления. Принятие постановления Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ должно соответствовать общим правилам разрешения вопросов судом, рассматривающим дело в коллегиальном составе (ч. 1 ст. 20 АПК РФ), если иное не предусмотрено в гл. 36 АПК РФ.
Все вопросы решаются
большинством голосов членов
Президиума. Никто не вправе воздержаться
от голосования. Председательствующий
обладает равными правами со
всеми членами Президиума, но
голосует последним. При равенстве
голосов членов Президиума
2.2. Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции
Согласно ст. 292 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права15.
Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта по делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности данного судебного акта.
Срок подачи заявления или представления, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с таким заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, не участвовавшим в деле, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом (ч. ч. 3, 4 ст. 292 АПК РФ).
Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в Высший Арбитражный Суд РФ в письменной форме. Заявление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем (ч. 1 ст. 294 АПК РФ).
Заявитель должен указать в заявлении о пересмотре в порядке надзора не только на нарушения норм материального и процессуального права, но и привести доводы, свидетельствующие, например, о нарушении единообразия судебной практики. Если заявитель, защищая свое право, укажет и на основания, предусмотренные в ст. 304 Кодекса, он тем самым обеспечит себе гарантии для изменения или отмены оспариваемого судебного акта16.
Представляется, что для обеспечения эффективности проверки судебных актов судом надзорной инстанции необходимо, чтобы в ч. 2 ст. 292 АПК было четко указано, что заинтересованные лица вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, единообразия судебной практики в толковании и применении норм права, прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Как следствие в п. 3 ч. 2 ст. 294 АПК следует установить обязанность заявителя указать в заявлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора доводы, подтверждающие, по его мнению, нарушение судами при принятии оспариваемых судебных актов единообразия судебной практики в толковании и применении норм права, прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. Исходя из этих доводов, арбитражный суд и будет определять, имеются ли основания для пересмотра оспариваемых судебных актов. Предложенные изменения позволят более четко разграничить полномочия судов кассационной и надзорной инстанций. В компетенции судов кассационной инстанции будет находиться проверка вступившего в законную силу судебного акта с точки зрения правильности применения норм материального и процессуального права, а в компетенцию суда надзорной инстанции - проверка вступившего в законную силу судебного акта с точки зрения соблюдения единообразия судебной практики, прав и интересов общества и государства17.
В заявлении или представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и их представителей и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела. К заявлению или представлению должны быть приложены копии оспариваемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу. К заявлению или представлению, подписанным представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на его подписание.
Заявление или представление и прилагаемые к нему в соответствии с настоящей статьей документы направляются в Высший Арбитражный Суд РФ с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле (ч. ч. 3, 4 ст. 294 АПК РФ). Вопрос о принятии заявления или представления к производству решается судьей Высшего Арбитражного Суда РФ единолично в 5-дневный срок со дня поступления заявления или предоставления в ВАС РФ.
О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство. Копия определения направляется лицу, подавшему заявление или представление. В определении может быть указано на истребование дела из арбитражного суда, который должен в 5-дневный срок со дня получения копии определения направить истребованное дело в Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 295 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, вправе представить отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, который направляется в Высший Арбитражный Суд РФ и другим лицам, участвующим в деле, с приложением документов, подтверждающих возражения относительно пересмотра (ч. 1 ст. 297 АПК РФ).
Согласно ст. 296 АПК РФ заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора возвращается, если при решении вопроса о его принятии к производству суд установит, что:
Информация о работе Пересмотр судебных актов в порядке надзора