Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:51, курсовая работа
К настоящему времени в России сформировались все основные элементы института несостоятельности. Вместе с тем институт банкротства в России пока нельзя рассматривать как стабильный и эффективный механизм, направленный на оздоровление управления и финансов компаний. В 2010 году вновь незначительно (на 1,7%) увеличилось число поступивших в суды заявлений о признании должников банкротами . Существующий институт несостоятельности, несмотря на рост количества дел о признании должников банкротами, по масштабам своего применения носит «точечный» характер и не решает на макроуровне задачу вывода неэффективных предприятий с рынка и возврата долгов кредиторам.
3. В целях предупреждения
Законодатель лишь условно обозначил меры по предупреждению банкротства в рамках досудебной санации, между тем именно профилактика кризисного состояния предприятия и своевременная помощь со стороны государства способны эффективно справиться с проблемой банкротства, поскольку известно, что "болезнь легче предупредить, нежели лечить". Российское государство не в состоянии перенять опыт Японии и предоставлять беспроцентные кредиты неплатежеспособным должникам. Для РФ реальны следующие способы финансовой помощи со стороны федеральных органов власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления:
Использование указанных мер во многом зависит от инициативы организации-должника. Часто, незнание своих возможностей не позволяет должнику своевременно предоставить все необходимые документы и получить государственную поддержку. Что касается обязанности государственных органов и органов местного самоуправления принимать меры по предупреждению банкротства, то они предусмотрены в отношении стратегических предприятий, субъектов естественных монополий ТЭК. Еще сложнее обстоит дело в отношении градообразующих организаций. Здесь участие федеральных органов, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований возможно только после возбуждения дела о банкротстве8.
Таким образом, если не вдаваться в частности, суть процедуры банкротства можно свести к избавлению от непосильных долгов. При этом государство, если оно, конечно, не является одной из сторон конфликта, выступает лишь в качестве арбитра. Главными сторонами в процессе банкротства являются сам банкрот и его кредиторы. При рассмотрении дела применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Юридическое
лицо, за исключением казенного
К отношениям, связанным с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий, применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие банкротство должников - юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Правовым основанием регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) финансовых организаций является статья 180 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которой должен быть принят федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций», однако такой закон еще не принят9.
Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
Отношения,
связанные с осуществлением мер
по предупреждению несостоятельности
(банкротства) кредитных организаций,
не урегулированные настоящим
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными актами Банка России10.
Согласно ст.5 данного закона при банкротстве кредитной организации наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не применяются. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство.
Подчеркнем,
что регулирование процессов
несостоятельности и
Сегодня мы можем говорить о том, что российское законодательство о несостоятельности не только не уступает странам Восточной Европы и СНГ, но и является одним из самых лучших по сравнению с законодательством этих стран. Такую оценку дают не только представители судебной власти, но и внешние эксперты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Действительно, третий Федеральный закон (от 26 октября № 127-ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)» является положительным примером сочетания как отечественного практического опыта в этой области за предшествующее десятилетие, так и опыта регулирования процессов банкротства в развитых странах. Не удивительно, что новый закон, отменивший действие Федерального закона от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», эксперты характеризовали как прорыв в формировании сбалансированной системы, где учитываются как интересы должника, так и кредиторов. В частности, можно отметить такое нововведение: в соответствии с новым законом о банкротстве был полностью изменен порядок утверждения арбитражного управляющего. Принципиальное отличие состоит в том, что теперь на выбор арбитражного управляющего могут влиять как кредиторы (представитель собрания кредиторов), так и собственно должник, что делает этот выбор более объективным. Здесь учитываются интересы обоих сторон, и возможность назначения на роль арбитражного управляющего «своего человека» сводится к минимуму (по закону о банкротстве от 1998 года кандидатуру управляющего определяли только кредиторы, и затем утверждал суд)11.
Также в законе от 2002 года был изменен состав процедур (механизмов) банкротства. Большее внимание законодатель уделил процедурам, направленным на восстановление платежеспособности должника. Так, была введена процедура финансового оздоровления с целью оказания должнику финансовой помощи и предоставления возможности расплатиться по своим долгам в установленном порядке в соответствии с графиком погашения задолженности, утвержденным совместно кредиторами и должником.
Однако, несмотря на целый ряд положительных изменений, внесенных в закон, на практике результаты не оказываются столь уж блестящими. За последние четыре года не удалось изменить тенденцию, проявившуюся еще до принятия нового законодательства, – в Российской Федерации большинство дел о несостоятельности завершается не восстановлением платежеспособности должника, а, напротив, введением конкурсного производства. Назначение конкурсного производства даже стало одним из наиболее доходных направлений бизнеса некоторых заинтересованных юристов и предпринимателей (табл. 1). Более того, продолжается передел собственности с использованием процедуры банкротства как ускоренного механизма приватизации.
Таблица 112
Динамика дел о несостоятельности (банкротстве), рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации (2006-2010 годы)
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Темпы
прироста,%
(2010 к 2009) | |
Принято
решений о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного
производства
Из них: -государственных унитарных предприятий -муниципальных унитарных предприятий |
76447 747 1947 |
19238 464 1009 |
13916 176 676 |
15473 126 551 |
16009 109 399 |
3,5 -13,5 -27,6 |
Анализ статистики за 2010 год показывает рост числа банкротств предприятий (16 009 решений), закончившихся конкурсным производством, что на 3,5% больше, чем 2009 году. Из них в 508 случаях (3,2%) признаны банкротами государственные и муниципальные унитарные предприятия, в 4 882 (13,1%) случаях – индивидуальные предприниматели. На долю сельскохозяйственных и финансовых организаций приходится 5 и 1,4% соответственно.
Таблица 213
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Темпы
прироста,%
(2010 к 2009) | |
Поступило
заявлений о признаний Из них: Принято к производству |
91431 83068 |
44255 30015 |
34367 27032 |
39570 35545 |
40243 33270 |
1,7 -6,4 |
Количество
дел, по которым проводилась процедура
финансового оздоровления
Из них: Прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности |
39 8 |
33 3 |
48 6 |
53 2 |
91 6 |
71,7 в 3 раза |
Количество
дел, по которым проводилась процедура
внешнего управления
Из них: Прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности |
947 31 |
752 41 |
579 40 |
604 11 |
908 14 |
50,3 27,3 |
Информация о работе Специфика и государственное регулирование процессов банкротства в РФ