Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 09:39, контрольная работа
Описание работы
Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Содержание работы
Введение 1 Глава 1.Понятие и историческое развитие судебной системы в РФ 3 1.1 Понятие судебной системы 3 1.2 Судебная система в историческом аспекте 5 Глава 2.Роль судебной системы РФ в управлении государством на примере арбитражного суда 11 2.1 Структура арбитражно-судебной системы РФ 11 2.2 Роль арбитражной судебной системы в управлении государством 15 Глава 3.Судебная система РФ 19 3.1 Высшие судебные органы 19 3.2 Федеральные суды 24 3.3 Суды субъектов РФ 31 Заключение 33 Список литературы 35
Глава 1.Понятие и историческое
развитие судебной системы в РФ
3
1.1 Понятие судебной системы
3
1.2 Судебная система в
историческом аспекте
5
Глава 2.Роль судебной системы
РФ в управлении государством на
примере арбитражного суда
11
2.1 Структура арбитражно-судебной
системы РФ
11
2.2 Роль арбитражной судебной
системы в управлении государством
15
Глава 3.Судебная система РФ
19
3.1 Высшие судебные органы
19
3.2 Федеральные суды
24
3.3 Суды субъектов РФ
31
Заключение
33 Список литературы
35
Введение
Устройство судебной
системы России и ее структура регулируются
в настоящее время, помимо положений Конституции
РФ, достаточно большим числом законодательных
актов. Часть этих актов распространяется
лишь на отдельные ветви судебной власти,
но многие из них - универсальны, регулируют
устройство, структуру всех ветвей судебной
власти и статус всех государственных
судей.
Подавляющее большинство
этих актов - федеральные, в полном соответствии
с федеральным законодательством в субъектах
РФ, в пределах их компетенции, также принимаются
законодательные акты: о конституционные
(уставных) судах, о народных заседателях
судов общей юрисдикции, о представителях
общественности в составе квалификационных
коллегий судей субъектов РФ.
Суд занимает
особое место среди других органов государственной
власти. Задачи суда – признание виновным
или оправдание человека в совершении
преступления, реализация прав граждан
на действия должностных лиц, рассматривает
некоторые виды административных правонарушений.
Другие органы не могут выполнять данные
функции.
Судебная система –
понятие конституционное. Под судебной
системой понимается установленная Конституцией
и принятым на ее основе федеральным конституционным
законом совокупность судов разных уровней,
организованных и действующих в соответствии
с их компетенцией, с учетом федеративного
и административно-территориального деления
страны.
Все суды подразделяются на
федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок
образования и деятельности федеральных
судов устанавливается на основе Конституции
РФ федеральными конституционными законами,
а судов субъектов Федерации – с учетом
федерального законодательства законами
субъектов РФ.
Федеральные суды разделяются
на три подсистемы: Конституционный Суд
РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные
суды.
Конституционный
Суд РФ занимает особое место в судебной
системе страны, выполняет функции высшего
органа судебной власти по защите основ
конституционного строя, прав и свобод
человека и гражданина, обеспечению верховенства
и прямого действия Конституции на всей
территории государства.
1
Конституционный Суд
выполняет судопроизводство самостоятельно,
независимо от иных государственных
структур и других подсистем
судебной власти.
Суды общей юрисдикции Российской
Федерации, возглавляемые Верховным Судом
РФ, включают федеральные суды в субъектах
РФ и военные суды.
К федеральным
судам в субъектах РФ относятся: верховные
суды республик,
краевые и областные суды, суды городов
федерального значения, суды автономной
области и автономных округов, районные
суды.
Систему военных
судов составляют окружные (флотские) военные
суды и гарнизонные военные суды. Их состав,
компетенция, порядок образования, полномочия
должностных лиц определяются Законом
о военных судах. Федеральный конституционный
закон «О судебной системе Российской
Федерации» предусматривает создание
специализированных федеральных судов
общей юрисдикции по рассмотрению гражданских
и административных дел.
Суды субъектов
Российской Федерации включают: конституционные
(уставные) суды и мировых судей. Последние
относятся к судам общей юрисдикции.
Конституционные
(уставные) суды субъектов РФ могут создаваться
самими субъектами Федерации для разрешения
вопросов соответствия законов и нормативных
правовых актов органов власти субъектов
Федерации и органов местного самоуправления
конституциями (уставами) субъектов Федерации,
а также для толкования соответствующих
региональных конституционно-правовых
норм.
Мировые судьи
входят в общую систему судов РФ. Их полномочия,
порядок создания и деятельности определяются
Федеральным законом «О мировых судьях
в Российской Федерации». Порядок избрания
и некоторые вопросы обеспечения их деятельности
устанавливаются законами субъектов РФ.
В компетенцию дел мировых судей включается
рассмотрение дел о менее опасных уголовных
преступлениях, некоторых имущественных
споров, отдельных трудовых и семейных
дел, а также дел об административных правонарушениях.
Объектом данной
курсовой работы является судебная система
Российской Федерации.
Цель данной работы
– показать, что представляет собой судебная
власть в Российской Федерации, принципы
организации, систему и основные органы
правосудия.
2
Глава 1.
Понятие и историческое развитие судебной
системы в РФ
1.1 Понятие
судебной системы
Судебная система
есть совокупность судебных органов, предназначенных
для осуществления судебной власти. В
связи с этим необходимо определить, что
есть судебная власть. По определению
О.А. Галустьяна, судебная власть это вид
государственной деятельности, осуществляемой
специально уполномоченными органами
государства (суд, судья), содержание которой
составляют полномочия по рассмотрению
и разрешению уголовных, гражданских,
административных дел и экономических
споров, а также иные полномочия, осуществляемые
путем конституционного, гражданского,
уголовного, административного и арбитражного
судопроизводства.
По мнению Л.Ю.
Грудцыны, существуют два аспекта понятия
«судебная власть» - функциональный и
институциональный. В функциональном
аспекте судебная власть представляет
собой совокупность юрисдикционных полномочий,
ограниченных юридической конституцией
и общими принципами права, и связанных
с ними полномочий государства, реализуемых
от имени народа независимыми должностными
лицами, судьями, в особо оговоренной законом
судебной процедуре и иными должностными
лицами, которые обеспечивают юрисдикционную
деятельность судей. В институциональном
аспекте судебная власть - это обособленная
группа связанных между собой государственных
учреждений (в основном судов), организующих
и обеспечивающих реализацию судьями
юрисдикционных полномочий. Именно в институциональном
аспекте понятие «судебная власть» можно
приравнять к понятию «судебная система»,
поскольку в обоих случаях речь идет об
государственных учреждениях, органах,
непосредственно занимающихся судопроизводством
и правосудием. Органы суда фактически
являются материальными носителями судебной
власти.
Конституция устанавливает
судебную систему страны, но не определяет
состава судебной системы. Судебная система
РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе
РФ». Часть 2 ст.4 Закона четко определяет
круг судебных органов – то есть состав
судебной системы России: В Российской
Федерации действуют федеральные суды,
конституционные (уставные) суды и мировые
судьи субъектов Российской Федерации,
составляющие судебную систему Российской
Федерации. Ниже в этой же
3
статье дается исчерпывающий
перечень федеральных судов: Конституционный
Суд Российской Федерации; Верховный Суд
Российской Федерации, верховные суды
республик, краевые и областные суды, суды
городов федерального значения, суды автономной
области и автономных округов, районные
суды, военные и специализированные суды,
составляющие систему федеральных судов
общей юрисдикции; Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации, федеральные
арбитражные суды округов (арбитражные
кассационные суды) арбитражные апелляционные
суды, арбитражные суды субъектов Российской
Федерации, составляющие систему федеральных
арбитражных судов.
К судам субъектов
Российской Федерации относятся: конституционные
(уставные) суды субъектов Российской
Федерации, мировые судьи, являющиеся
судьями общей юрисдикции субъектов Российской
Федерации.
Выводы по анализу
данной статьи Закона следующие: судебная
система это сложно организованная система
судебных органов, состоящая из отдельных
подсистем (федеральные суды и суды субъектов
федерации). Судебную систему можно разложить
на три элемента – федеральные суды, конституционные
и мировые. То есть, в законе мы видим конституционное
деление системы судов на виды и звенья
по признакам предмета их ведения, занимаемого
в системе государственного устройства
положения, характера юрисдикции, объема
инстанционных полномочий.
Основным принципом построения
судебной системы России является ее единство.
Государством устанавливаются правовые
гарантии реализации и соблюдения этого
принципа.
Единство судебной
системы Российской Федерации обеспечивается
путем (ст.3 Закона): установления судебной
системы Российской Федерации Конституцией
Российской Федерации и настоящим Федеральным
конституционным законом; соблюдения
всеми федеральными судами и мировыми
судьями установленных федеральными законами
правил судопроизводства; применения
всеми судами Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, общепризнанных
принципов и норм международного права
и международных договоров Российской
Федерации, а также конституций (уставов)
и других законов субъектов Российской
Федерации; признания обязательности
исполнения на всей территории Российской
Федерации судебных постановлений,
4
вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства
статуса судей;
финансирования федеральных
судов и мировых судей из федерального
бюджета. Совокупность избранных законодателем
основных принципов построения судебной
системы и их содержание характеризуют
направленность развития российского
судоустройства на дальнейшую демократизацию,
на выполнение главнейшей задачи правосудия
- охраны прав и свобод граждан.
Утверждение принципа
единства необходимо для исключения отступлений
в судоустройственном нормотворчестве
от общих установлений Конституции РФ
и федерального конституционного законодательства
в сфере правового регулирования организации
судебной власти в Российской Федерации.
Единство построения
судебной системы заключается в общем
подходе к правовому регулированию основ
судебной власти, известной унификации
источников этого регулирования, в закреплении
федеральным конституционным законодательством
главных условий образования и функционирования
судебной системы.
Суды призваны
творить правосудие, в этом их назначение
и полномочия. Само слово «правосудие»
состоит из корней «право» и «суд», то
есть по своему прямому этимологическому
смыслу означает осуществление права
судом.
1.2 Судебная система
в историческом аспекте
Теория разделения
властей лежит в основе западных концепций
правового государства. Еще античные мыслители
- Платон, Аристотель. Высказывали о своих
работах подобные идеи. Одним из первых
выдвинул идею разделения властей на исполнительную,
законодательную и судебную с целью гарантии
законности и предупреждения возможных
злоупотреблений в государстве Д.Мильберн
(1614-1657 годах). Традиционно основоположниками
«классического» варианта теории разделения
властей в юридической литературе называют
Дж.Локка и Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк,
не выделяя отдельно судебную власть и
разделяя власти лишь на законодательную,
исполнительную и федеративную (регулирующую
отношения с другими государствами), подчинил
все власти законодательным органам, поскольку,
«тот выше, кто может подписывать законы».
Судебную власть Локк считал элементом
исполнительной власти.