Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 09:39, контрольная работа
Описание работы
Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Содержание работы
Введение 1 Глава 1.Понятие и историческое развитие судебной системы в РФ 3 1.1 Понятие судебной системы 3 1.2 Судебная система в историческом аспекте 5 Глава 2.Роль судебной системы РФ в управлении государством на примере арбитражного суда 11 2.1 Структура арбитражно-судебной системы РФ 11 2.2 Роль арбитражной судебной системы в управлении государством 15 Глава 3.Судебная система РФ 19 3.1 Высшие судебные органы 19 3.2 Федеральные суды 24 3.3 Суды субъектов РФ 31 Заключение 33 Список литературы 35
Свое дальнейшее
развитие теория разделения властей получила
в работах Монтескье, назвавшего три «рода
власти»: законодательную, исполнительную
и судебную. Последняя, по его мнению, может
быть доверена не какому-либо специальному
органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым
к отправлению правосудия на определенное
время. «Таким образом, судебная власть,
столь страшная для людей, не будет связана
ни с известной профессией, ни с известным
положением, она станет невидимой и как
бы несуществующей». Отсюда Монтескье
делал вывод: судебная власть в известном
смысле как бы совсем не власть, из трех
властей власть судебная есть некоторым
образом нечто.
Формирование
органов судебной власти в первые дни
и месяцы после Октябрьской революции
происходило во многом стихийно, так что
к моменту принятия Советом Народных Комиссаров
22 ноября 1917 года первого законодательного
акта о советском суде – Декрета № 1 о
суде – в ряде городов и губерний России
были созданы разные по названиям и не
всегда одинаковые по полномочиям суды,
которые рассматривались как необходимые
органы охраны общественного порядка.
Для новых судебных органов было характерно
то, что участники судебного процесса
расследовали дела и судили не по писаным
законам, так как их попросту не было, а
руководствуясь индивидуальным "революционным
правосознанием". Каждый участник процесса
чувствовал себя и следователем и судьёй.
Из старых судебных
органов первое время после Октября кое-где
сохранились и дореволюционные суды, особенно
мировые.
В целях внесения
единообразия в систему советских судебных
и следственных учреждений Советское
правительство и приняло 22 ноября 1917 году
первый декрет о суде. Декрет определил,
что все дореволюционные окружные суды,
судебные палаты, правительствующий Сенат,
военные и морские суды, институты судебных
следователей, прокурорского надзора,
присяжной и частной адвокатуры упраздняются,
а действие института мировых судей приостанавливается.
Взамен прежних образовывались новые
выборные советские судебно-следственные
учреждения, организуемые на широких демократических
основах. Предусматривалось и создание
специальных судебно-следственных учреждений
для борьбы с контрреволюцией.
6
Важным этапом
в развитии советской судебной системы
были разработка и принятие Декретов
№ 2 и 3 о суде.
Декрет № 2 о суде
предусматривал создание окружных судов
для рассмотрения дел, превышающих подсудность
местных судов, которые отныне стали именоваться
местными народными судами. Жалобы на
приговоры и решения окружных судов должны
были рассматривать областные суды. Кассационной
инстанцией для местных народных судов
оставался уездный или столичный съезд
местных народных судей.
Окружные суды избирались Советами.
Декрет закрепил такое принципиальное
для многонациональной России положение,
как ведение судопроизводства на языке
большинства населения той местности,
где слушается дело. В литературе неоднократно
указывалось на двойственность в построении
общих судов в соответствии с Декретом
№ 2. Система общих судов фактически
делилась на две самостоятельные и обособленные
друг от друга подсистемы – местные народные
суды и окружные суды (каждая с самостоятельной
кассационной инстанцией).
В 1922 году образовался
СССР. Первая союзная Конституция
в целях утверждения единой законности
на территории всего государства отнесла
к ведению Союза ССР принятие основ судоустройства
и судопроизводства, а также законов, определяющих
порядок организации и деятельности союзных
судебных органов. Верховному Суду специально
посвящена седьмая глава первой союзной
конституции. Верховный Суд был призван
обеспечить соблюдение союзной Конституции.
Верховный Суд СССР должен был осуществлять
надзор за соответствием Конституции
СССР постановлений, принимаемых ЦИК и
СНК союзных республик или СНК СССР. Верховному
Суду СССР было предоставлено право дачи
руководящих разъяснений и толкований
общесоюзного законодательства. В случае
несоответствия общесоюзному закону постановлений
центральных органов и наркоматов СССР
и союзных республик, кроме постановлений
ЦИК СССР и его Президиума, Верховный Суд
СССР вправе был вносить в Президиум ЦИК
представления о приостановлении и отмене
незаконных актов.
На Верховный
Суд СССР было возложено рассмотрение
в качестве суда первой инстанции дел
особой важности либо дел по обвинению
высших должностных лиц в преступлениях
по должности. Верховный Суд СССР также
должен был разбирать судебные споры между
союзными республиками.
7
На основе Конституции
1936 года в 1938 году был принят Закон о судоустройстве
Союза ССР, союзных и автономных
республик. Этот закон окончательно закрепил
судебную систему СССР. В этом законе явно
проявилась тенденция к ограничению прав
и полномочий кассационных судов, что
имело объяснение в общей социально-политической
обстановке конца 30-х годах. Так, Закон
значительно ограничил круг субъектов
поднадзорного опротестования и число
судебно-надзорных инстанций. Право принесения
надзорных протестов предоставлялось
лишь Председателю Верховного Суда СССР,
Прокурору СССР, Председателям Верховных
судов и прокурорам союзных республик.
После окончания
Великой Отечественной войны произошла
существенная реорганизация судебной
системы СССР. Были в основном отменены
акты военного времени. Так, военные трибуналы,
ранее действовавшие в прифронтовой полосе,
были преобразованы в народные и областные
суды. Военные трибуналы железнодорожного
и водного транспорта были реорганизованы
в линейные суды железнодорожного и водного
транспорта. При рассмотрении дел в военных
трибуналах стали применяться общие процессуальные
нормы без ограничений, обусловленных
военным временем.
В целях повышения
ответственности судей за правильное
осуществление правосудия 15 июля 1948 году
было принято общесоюзное Положение о
дисциплинарной ответственности судей,
которое устанавливало, что за служебные
упущения и поступки судьи несут ответственность
в дисциплинарном порядке только перед
вышестоящими судебными органами.
Началом становления
судебной власти в современной России
считается 24 октября 1991 года - день принятия
Концепции судебной реформы в Российской
Федерации Верховным Советом РСФСР. Главной
задачей судебной реформы тогда было признано
утверждение судебной власти в государственном
механизме как самостоятельной влиятельной
силы, независимой в своей деятельности
от законодательной и исполнительной
ветвей власти. Основные положения Концепции
судебной реформы получили свое отражение
в Конституции Российской Федерации, в
главе 7 - «Судебная власть». В 1996 году принят
Федеральный конституционный закон «О
судебной системе Российской Федерации».
В статье 1 указанного закона закреплены
важнейшие положения о том, что судебная
власть в Российской
8
Федерации осуществляется только
судами, а также то, что судебная власть
является
самостоятельной и действует
независимо от законодательной и исполнительной
властей. Кроме того, в целях развития
судебной реформы за последние годы в
Российской Федерации принят и еще ряд
законов: федеральный закон от 17.12.1998 «О
мировых судьях в Российской Федерации»,
федеральный закон от 21.07.1997 «Об исполнительном
производстве», федеральный закон от 21.07.1997
«О судебных приставах», федеральный закон
от 23.06.1999 «О военных судах Российской
Федерации», федеральный закон от 02.01.2000
«О народных заседателях федеральных
судов общей юрисдикции в Российской Федерации»,
федеральный закон от 10.01.1996 «О дополнительных
гарантиях социальной защиты судей и работников
аппаратов судов Российской Федерации».
Таким образом, законодателем предприняты
достаточно большие меры для реализации
в нашей стране Концепции судебной реформы,
для наиболее оптимального осуществления
правосудия.
В результате
проведения в России судебной реформы
1864 года было создано две системы судов:
местные и общие суды. К местным судам
относились мировые суды. Они рассматривали
мелкие уголовные дела (проступки против
общественного порядка, личные оскорбления
и побои, мошенничества и кражи на сумму
до 300 рублей), а также гражданские дела
с ценой иска первоначально до 500 рублей,
позднее – до 1500 рублей. Дела по спорам
о недвижимом имуществе мировые суды не
рассматривали. Мировой судья все подсудные
ему дела рассматривал единолично. Они
избирались на три года уездным земским
собранием. Ими могли быть лица не моложе
25 лет, со средним или высшим образованием,
обладавшие высоким имущественным цензом.
Кроме участковых мировых судей, получавших
жалование за свой труд, существовали
так называемые почетные мировые судьи.
Их труд не оплачивался. Почетными мировыми
судьями являлись лица, имеющие значительный
доход. Обычно ими были уездные и губернские
предводители дворянства, отставные военные
и статские чиновники и судебные чиновники
высокого ранга. Они осуществляли свою
деятельность при отсутствии участкового
судьи либо при согласии обеих сторон.
Второй (апелляционной) инстанцией для
мировых судов являлся уездный съезд мировых
судей, который включал в себя всех участковых
и почетных мировых судей уезда. Приговоры
съезда суда мировых судей считались окончательными.
На них допускались лишь жалобы сторон
и протесты товарища
9
прокурора в кассационном порядке.
Жалобы и протесты рассматривались уголовным
Что касается
системы общих судов, то ее в пореформенной
России составляли окружные суды и судебные
палаты. Окружным судам были подсудны
для рассмотрения по первой инстанции
все дела, неподсудные мировым судьям.
Гражданские дела рассматривались в составе
трех постоянных судей. Уголовные дела,
в зависимости от характера дела, могли
рассматриваться в двух составах: либо
в составе трех судей, либо в составе судей
окружного суда с участием присяжных заседателей
(в этом составе рассматривались дела
о тяжких преступлениях). Судьи окружных
судов назначались царем по представлению
министра юстиции. В качестве второй инстанции
для окружных судов были учреждены судебные
палаты. Они состояли из департаментов
по гражданским и уголовным делам. Их председатели
и члены также назначались царем по представлению
министра юстиции. В округ судебной палаты
входило несколько губерний. Палата являлась
апелляционной инстанцией по пересмотру
всех гражданских и уголовных дел, рассмотренных
в окружном суде по первой инстанции без
участия присяжных заседателей. Кроме
того, судебные палаты рассматривали в
качестве суда первой инстанции ряд дел
о государственных и должностных преступлениях.
В случаях рассмотрения дел по первой
инстанции в судебном разбирательстве
помимо «коронных судей» участвовали
сословные представители.
10
Глава 2.
Роль судебной системы РФ в управлении
государством на примере арбитражного
суда
2.1 Структура
арбитражно - судебной системы РФ
Сфера деятельности
современной арбитражно-судебной системы
России - экономика. Экономическая основа
конституционного строя закреплена в
ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, согласно которой
в Российской Федерации гарантируется
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, поддержка конкуренции.
Совокупность
всех арбитражных судов в нашей стране,
"работающих" в экономике России,
это и есть арбитражно-судебная система
Российской Федерации. В свою очередь,
она является подсистемой судебной системы
страны, входит в нее в качестве системы
специализированных на осуществлении
экономического правосудия судебных органов.
Цели и задачи разнятся в зависимости
от данного этапа исторического развития
нашей страны и наиболее выпукло они определяются
в соответствующем данному этапу АПК РФ.
Ныне действующий
АПК РФ 2002 году закрепил положение, в
соответствии с которым арбитражным судам
подведомственны дела по экономическим
спорам и другие дела, связанные с осуществлением
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Если в 2001 году
всеми арбитражными судами системы было
рассмотрено и разрешено 775,5 тысяч дел
силами 2518 арбитражных судей при среднемесячной
нагрузке на одного судью 34 дела в месяц,
то в 2004 году число рассмотренных и разрешенных
дел только арбитражными судами субъектов
РФ превысило миллион, а нагрузка на одного
судью превысила уже 50 дел в месяц.
Для сравнения:
в 1993 году было рассмотрено и разрешено
275304 дела при ежемесячной нагрузке в 20,8
дел на судью (в 1994 году эта нагрузка составляла
15,9 дел, в 1995 году - 17,5) - что свидетельствует
о неоднозначности динамики поступления
дел в арбитражные суды России и в то же
время - о неуклонном расширении сферы
юрисдикции арбитражных судов.
Рассматривая
и разрешая такое огромное, все возрастающее
число все более усложняющихся экономических
споров, арбитражные суды при этом решают
две основные поставленные законом об
арбитражных судах задачи: осуществляют