Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 09:39, контрольная работа
Описание работы
Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Содержание работы
Введение 1 Глава 1.Понятие и историческое развитие судебной системы в РФ 3 1.1 Понятие судебной системы 3 1.2 Судебная система в историческом аспекте 5 Глава 2.Роль судебной системы РФ в управлении государством на примере арбитражного суда 11 2.1 Структура арбитражно-судебной системы РФ 11 2.2 Роль арбитражной судебной системы в управлении государством 15 Глава 3.Судебная система РФ 19 3.1 Высшие судебные органы 19 3.2 Федеральные суды 24 3.3 Суды субъектов РФ 31 Заключение 33 Список литературы 35
В случае приостановления
или прекращения полномочий председателя
суда его полномочия осуществляет по решению
Председателя Верховного Суда Российской
Федерации один из заместителей председателя
суда, а при отсутствии у председателя
суда заместителей - по решению Председателя
Верховного Суда Российской Федерации
один из судей этого суда.
Статья 30. Заместители председателя верховного
суда республики, краевого, областного
суда, суда города федерального значения,
суда автономной области, суда автономного
округа.
Заместители председателя
верховного суда республики, краевого,
областного суда, суда города федерального
значения, суда автономной области, суда
автономного
29
округа назначаются на должность
Президентом Российской Федерации сроком
на шесть лет по представлению Председателя
Верховного Суда Российской Федерации
и при наличии положительного заключения
Высшей квалификационной коллегии судей
Российской Федерации.
Одно и то же лицо
может быть назначено на должность заместителя
председателя одного и того же верховного
суда республики, краевого, областного
суда, суда города федерального значения,
суда автономной области, суда автономного
округа неоднократно, но не более двух
раз подряд.
Заместители председателя
верховного суда республики, краевого,
областного суда, суда города федерального
значения, суда автономной области, суда
автономного округа наряду с осуществлением
полномочий судей соответствующего суда:
осуществляют в соответствии с распределением
обязанностей руководство работой соответствующих
судебных коллегий и аппарата суда; могут
председательствовать в судебных заседаниях
соответствующих судебных коллегий суда;
в случае отсутствия председателей судебной
коллегии по гражданским делам и судебной
коллегии по уголовным делам осуществляют
их полномочия, предусмотренные пунктами 3-5 статьи 31 настоящего Федерального конституционного
закона.
В случае отсутствия
председателя соответствующего суда его
полномочия осуществляет по поручению
председателя этого суда один из его заместителей.
Статья 31. Председатели судебных коллегий
верховного суда республики, краевого,
областного суда, суда города федерального
значения, суда автономной области, суда
автономного округа.
Председатели
судебной коллегии по гражданским делам
и судебной коллегии по уголовным делам
верховного суда республики, краевого,
областного суда, суда города федерального
значения, суда автономной области, суда
автономного округа наряду с осуществлением
полномочий судей соответствующего суда:
председательствуют на заседаниях соответствующих
судебных коллегий или назначают председательствующих
из числа членов судебных коллегий; осуществляют
руководство работой соответствующих
судебных коллегий; формируют судебные
составы суда для рассмотрения судебных
дел на заседаниях соответствующих судебных
коллегий; представляют в президиум суда
отчеты о деятельности соответствующих
судебных коллегий; вправе истребовать
из районных
30
судов судебные дела для изучения
и обобщения судебной практики.
3.3 Суды
субъектов РФ
К судам
субъектов РФ относятся: конституционные
(уставные) суды субъектов РФ, мировые
судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции
субъектов РФ.
В соответствии со ст. 27 Закона о судебной
системе РФ Конституционный (уставный)
суд субъекта Российской Федерации может
создаваться субъектом РФ для рассмотрения
вопросов соответствия законов субъекта
РФ, нормативных правовых актов органов
государственной власти субъектов РФ
конституции (уставу) субъекта РФ, а также
для толкования конституции (устава) субъекта
РФ. Финансирование конституционного
(уставного) суда субъекта РФ производится
за счет средств бюджета соответствующего
субъекта РФ. На 1 января 2001 года конституционные
(уставные) суды учреждены в 44 субъектах
Федерации, в том числе в 15 республиках.
Данные суды функционируют в 12 субъектах
Федерации, из которых 10 -республики. Создан
Консультативный совет председателей
органов конституционного (уставного)
контроля в Российской Федерации.
В настоящее
время происходит унификация формы конституционного
контроля: комитеты конституционного
контроля, палаты преобразованы в суды
(Татарстан, Северная Осетия - Алания, Адыгея,
Иркутская, Тюменская и Челябинская области).
Конституционный (уставный) суд субъекта
Российской Федерации рассматривает отнесенные
к его компетенции вопросы в порядке, установленном
законом субъекта РФ. Решение конституционного
(уставного) суда субъекта РФ, принятое
в пределах его полномочий, не может быть
пересмотрено иным судом.
Мировые
судьи. В соответствии с Законом "О мировых
судьях в РФ" мировые судьи в РФ являются
судьями общей юрисдикции субъектов РФ
и входят в единую судебную систему РФ.
На них распространяются гарантии статуса
судей, установленные Законом "О статусе
судей в РФ". В то же время законами субъектов
РФ мировым судьям могут быть установлены
дополнительные гарантии материального
обеспечения и социальной защиты.
Мировым
судьей может быть гражданин РФ, достигший
возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое
образование, стаж работы по юридической
профессии не менее пяти лет, не совершивший
порочащих его поступков, сдавший квалификационный
31
экзамен и получивший
рекомендацию квалификационной коллегии
судей соответствующего субъекта РФ. Законом
субъекта РФ могут быть установлены дополнительные
требования к кандидату на должность судьи.
Мировые
судьи назначаются (избираются) на должность
законодательным органом государственной
власти субъекта РФ либо избираются на
должность населением соответствующего
судебного участка в порядке, установленном
законом субъекта РФ.
Срок полномочий
мирового судьи устанавливается законом
субъекта РФ, но он не должен превышать
пяти лет. По истечении указанного срока
лицо, занимавшее должность мирового судьи,
вправе снова выдвинуть свою кандидатуру
для назначения (избрания) на данную должность.
При повторном
и последующих назначениях (избраниях)
срок полномочий мирового судьи также
устанавливается законом соответствующего
субъекта РФ, но он не должен быть менее
пяти лет.
Работу
мирового судьи обеспечивает аппарат
мирового судьи. Финансирование расходов
на заработную плату мирового судьи и
социальные выплаты, предусмотренные
для судей федеральным законом, осуществляется
из федерального бюджета через органы
Судебного департамента при Верховном
Суде РФ.
Материально-техническое обеспечение
деятельности мировых судей осуществляют
органы юстиции либо органы исполнительной
власти соответствующего субъекта РФ
в порядке, установленном законом субъекта
РФ.
Мировые
судьи единолично рассматривают в первой
инстанции уголовные дела о преступлениях,
за совершение которых может быть назначено
максимальное наказание, не превышающее
двух лет лишения свободы; дела о выдаче
судебного приказа; гражданские дела,
возникающие из семейно-правовых, имущественных
и трудовых отношений, а также дела об
административных правонарушениях, отнесенные
к их компетенции ст. 3 закона о мировых
судьях.
Мировые
судьи осуществляют свою деятельность
в пределах судебных участков. Общее число
мировых судей и количество судебных участков
субъекта РФ определяется федеральным
законом по законодательной инициативе
субъекта РФ, согласованной с Верховным
Судом РФ, или по инициативе Верховного
Суда РФ, согласованной с соответствующим
субъектом РФ.
32
Заключение
Своими решениями
суд поддерживает и укрепляет существующий
порядок, легитимность государственного
управления, содействуя тем самым его
большему контролю над обществом. Будучи
же органом государства, он может противопоставить
себя ему и его учреждениям, когда они
выходят за пределы законов, норм, созданных
ими же. Тем самым суд ограничивает государство,
содействуя развитию демократических
начал.
Решая споры, поддерживая
социальные нормы в обществе, заставляя
добросовестно выполнять контракты, взыскивая
долги и налоги, запрещая недобросовестную
конкуренцию, пресекая монополистическую
практику, наказывая разного рода мошенничество,
суды укрепляют экономическую стабильность
в обществе. Они поддерживают политическую
стабильность, наказывая участников путчей
и заговоров, объявляя незаконными террористические
организации, партии, цели которых противоречат
конституционному строю.
Суд играет значительную
идеологическую роль, воспитывает у граждан
уважение к закону, принятым в обществе
стандартам поведения.
Все эти задачи
суд может выполнять только в условиях
его правильной ориентации, соответствия
принципов его деятельности общечеловеческим
ценностям. Напротив, извращенные формы
суда (например, чрезвычайные суды, действующие
как органы прямого подавления), неправосудные
решения оказывают деструктивное влияние
на общество.
Судебная ветвь
власти имеет свои органы судейского самоуправления
(в России -съезды судей, советы судей,
избранные квалификационные коллегии
судей. Только по их решениям (квалификационных
коллегий) назначаются судьи (кроме высших
судов), освобождаются от должности, перемещаются
в другие суды, могут быть преданы суду
по обвинению в преступлении.
Арбитражные суды
рассматривают экономические, хозяйственные
споры и некоторые иные дела (о праве собственности
на имущество, об аренде, о правах в сфере
хозяйственного управления). В арбитражных
судах есть арбитражные заседатели. В
систему арбитражных судов входит Высший
Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды
округов, арбитражные суды субъектов РФ.
На территории одного субъекта может быть
несколько арбитражных судов, и один арбитражный
суд может
33
быть создан для нескольких
субъектов.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда РФ назначается
на должность Советом Федерации по представлению
Президента РФ, судьи арбитражных судов
округов в субъектах РФ назначаются на
должность Президентом РФ по представлению
Председателя Высшего Арбитражного Суда
РФ с учетом предложений субъектов РФ.
Судья не может быть назначен на должность
без согласия соответствующей квалификационной
коллегии судей. Прекращение полномочий
судьи также возможно только по решению
такой коллегии.
Высший Арбитражный
Суд РФ действует в составе пленума, президиума,
судебной коллегии по рассмотрению споров,
возникающих из гражданских и иных правоотношений,
судебной коллегии по рассмотрению споров,
возникающих из административных правоотношений.
Суд
с участием присяжных заседателей - это
специфическая конструкция организации
суда, атрибутивным признаком которой
является разрешение и рассмотрение одного
уголовного дела двумя организационно
и функционально независимыми друг от
друга судебными составами. В один такой
состав входит жюри, состоящее из обычных
представителей общества, а во второй
- профессиональные судьи. При этом присяжные
заседатели решают так называемые «вопросы
факта», то есть совершено ли деяние, виновен
либо невиновен, подлежит наказанию, либо
не подлежит, необходимо ли применить
те или иные смягчающие или отягчающие
обстоятельства. Профессиональные судьи,
в свою очередь, рассматривают и разрешают
сугубо юридические вопросы, касающиеся
применения права квалификации деяния,
назначение наказания, а также изучают
личность обвиняемого, как члена общества,
организуют и проводят судебное заседание.
34
Список литературы
1. Конституция РФ // Российская
газета 2011 год 25 декабря N 237.
2. Федеральный конституционный
закон от 21 июля 2011 года №1-ФКЗ "О Конституционном
Суде Российской Федерации" // Собрание
законодательства Российской Федерации
от 25 июля 2011 г0да, №13, ст. 1447.
3. Федеральный конституционный
закон от 31 декабря 2012 года N 1-ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации» // Собрание
законодательства Российской Федерации
от 6 января 2012года- №1 - Ст. 1.
4. Амосов С.М. Судьи. Суд.
"Законодательство", М., 2011 -540с.
5. Андреева Т.А. ФКЗ Об
арбитражных судах в РФ. Хозяйство
и право, 2011 -480с.
6. Анисимов Л.Н. Конституционное
право России: Учебно-методические материалы
и программа. – "Юстицинформ", 2013
-340с.
7. Батурина Р.А. Судоустройство:
Сборник нормативных документов.
- М.: Белые альвы, 2011 – 440с.
8.Вишняков В.Г. Система и структура
федеральных органов исполнительной власти:
теория и практика. "Журнал российского
права", N 8, август 2012- 34с.)
9.Волков В.В. Реалии судебной
реформы в России. "Предприниматель
без образования юридического лица. ПБОЮЛ",
2011-470с.
10. Воронцов С.А. Правоохранительные
органы Российской Федерации: История
и современность. Ростов н/Д, 2013 -330с.
11. Галустьян А.П.Правоохранительные
органы: Учебник для вузов. М.,2012 – 340с.
12. Горбань В.В. Функция судебного
контроля как необходимое условие развития
демократических основ, "Российская
юстиция", N 3, март 2011-117с.)