Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:47, курсовая работа
Целью дипломной работы является анализ исторического опыта и современных направлений деятельности государственного служащего.
Задачи работы:
проанализировать систему органов государственной службы в дореволюционной России;
рассмотреть специфику деятельности государственного служащего;
мини исследование
Ведение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторический опыт становления и развития
государственной службы……………………………………………………….…6
Историческое развитие государственной службы при Петре I…......6
Виды государственной службы…………………………………….. 10
Проблемы реформирования государственной службы………...…..14
Глава 2. Профессионально - нравственные требования в
деятельности государственных служащих………………………………...….17
Этические требования к государственному служащему:
основные принципы, нормы, качества………………………...……17
Этикет государственного служащего……………………………..…24
Глава 3. Анализ деятельности государственных служащих: проблемы, пути повышения эффективности деятельности
3.1. Сравнить статус государственного служащего РФ и Японии…...….26
3.2. Мини исследование: «Мое отношение к чиновникам,
как государственным служащим»…………………………………….……30
Заключение…………………………………………………………………..…….33
Библиография……………………………………….
1.2 Виды государственной службы
Конституция Российской Федерации играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы. В ней, в частности, определены компетенция Президента, Совета Федерации и Государственной Думы по назначению на должности и освобождению от должности государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы (ст. 2 ФЗ)5.
Военная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или в условиях, предусмотренных федеральными законами. Таким гражданам присваиваются воинские звания (ст. 6 ФЗ)6.
Закон выделил правоохранительную службу в качестве особого вида государственной службы, не только установил признаки правоохранительной службы и ввел связанное с ним понятие должностей правоохранительной службы, но и предусмотрел необходимость принятия федерального закона о соответствующем виде государственной службы7.
Существуют четыре характерных признака государственной должности:
Юридическое
закрепление в положениях и должностных
инструкциях конкретных должностных
обязанностей и прав обеспечивает более
качественное осуществление подбора
и расстановки государственных
служащих, поскольку это осуществляется
целенаправленно – с учётом квалификационных
требований, предъявляемых к ним
по той или иной должности. И при
аттестации государственного служащего
его профессионализм
Руководители федеральных органов государственной власти и их аппаратов, иных государственных органов и их аппаратов, образованных в соответствии с Конституцией, могут в отдельных случаях оставлять на государственной должности или назначать на такую должность лиц, не имеющих установленного стажа государственной службы, но обладающих профессиональными качествами, необходимыми для исполнения соответствующих должностных обязанностей9.
Устанавливаются требования и к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Профессионализм работника – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только высокая эффективность труда, но и непременно наличие психологических компонентов. Психолого-акмеологический подход к проблемам профессионализма рассматривает его как качество деятельности, определяемое личными возможностями служащего к карьерному росту10. Личностные возможности не являются единственным фактором качества деятельности. Социологический подход к профессионализму показывает, что основу его становления, поддержания и развития у государственных служащих составляют три определяющих компонента: базовое образование; профессиональная деятельность в условиях конкретной среды; система непрерывного профессионального образования.
Некоторые отмечают, что существует некая иерархия приоритетных качеств государственного служащего. К основным из них относятся следующие качества:
При исполнении своих обязанностей сотрудники гражданской службы обязаны соблюдать беспристрастность и сохранять независимость по отношению к политическим партиям.
Институт государственной службы, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивает во многих странах стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности11.
1.3.Проблемы
реформирования
Проблема реформирования государственной службы Российской Федерации в современный период управления страной возникла не случайно. Необходимость ее решения программными методами обосновывается целым рядом факторов, прежде всего относящихся к проблемам количественного и качественного состояния кадрового состава государственной службы.
Необходимо оптимизировать численность государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления, поскольку в последние годы наблюдается рост численности государственных служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления12.На 2011 год в общей численности государственных служащих среди женщин на занимаемых должностях составляли более 70% это сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.Таким образом, в течение ближайших 10 лет может произойти высвобождение более половины государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию. Государственные служащие еще не в полной мере отвечают требованиям образовательного уровня по замещаемым должностям. Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. Так, не имеют профессионального образования 26,7 тыс. человек, или 4,6% от численности государственных служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции13.
К началу разработки Программы переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих осуществлялись за счет средств федерального бюджета. При этом средства на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в федеральном бюджете не предусматривались.
Одним из самостоятельных факторов, послуживших причиной начала реформирования государственной службы Российской Федерации, была необходимость дальнейшего совершенствования системы оплаты труда государственных служащих. По сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики труд государственных служащих недооценен. Небольшая дифференциация в оплате труда государственных служащих, предусмотренная законодательством, слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности.
Такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную, муниципальную службу квалифицированных работников, что снижает эффективность деятельности государственных органов и ухудшает профессиональный состав государственных служащих14.
Сложившееся до недавнего времени состояние государственной службы выявляет и другие негативные тенденции ее развития. Так, поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственных служащих нередко зависят от личного отношения к ним руководителя государственного органа, а не от профессионального уровня и деловых качеств государственных служащих.
Кроме того, частая смена руководителей
государственных органов приводит к очередному
изменению структуры этих органов, зачастую
неоправданному увольнению государственных
служащих, приему на государственную службу
граждан, профессионально слабо подготовленных
к управленческой и организационно-
Есть и другие проблемы, относящиеся к необходимости реформирования государственной службы Российской Федерации. Среди них следует отметить недостаточную правовую регламентацию деятельности государственных органов, слабый контроль со стороны гражданского общества.
Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции, произвола в этих органах15.
Недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития и совершенствования государственной службы.
Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности.
Глава 2.Профессионально-нравственные требования в деятельности
государственных служащих
2.1. Этические требования к государственному служащему: основные принципы, нормы, качества
Этические принципы выступают в качестве требования и служат обычно основанием для более частных этических норм, предписывающих, какие конкретно поступки человек должен или не должен совершать.
В соответствии с Федеральным
законом «Об основах
Наряду с законностью
одним из фундаментальных принципов
этики государственной службы и
важнейшим компонентом
В этом его смысл как
регулятора взаимоотношений
Удовлетворение потребности в справедливости - самое важное из моральных ожиданий общества не только в общем социальном плане, но и по отношению к каждому человеку в любой коллизионной ситуации.
Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом.
Как показывают результаты проведенного в ряде регионов России опроса, свыше половины избирателей полагают, что государственная власть несправедлива, и только 5% считают, что она действует в интересах народа.
Осуществляя служебные функции,
государственный служащий обязан руководствоваться
моральным принципом
Это является непременным условием его служебной деятельности. Нарушение этого принципа проявляется в фактах коррупции, взяточничества как в рамках своей служебной деятельности, так и при совершении в пользу дающего взятку действий, несовместимых с должностными обязанностями.