Анализ деятельности государственных служащих: проблемы, пути повышения эффективности деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ исторического опыта и современных направлений деятельности государственного служащего.
Задачи работы:
проанализировать систему органов государственной службы в дореволюционной России;
рассмотреть специфику деятельности государственного служащего;
мини исследование

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторический опыт становления и развития
государственной службы……………………………………………………….…6
Историческое развитие государственной службы при Петре I…......6
Виды государственной службы…………………………………….. 10
Проблемы реформирования государственной службы………...…..14
Глава 2. Профессионально - нравственные требования в
деятельности государственных служащих………………………………...….17
Этические требования к государственному служащему:
основные принципы, нормы, качества………………………...……17
Этикет государственного служащего……………………………..…24
Глава 3. Анализ деятельности государственных служащих: проблемы, пути повышения эффективности деятельности
3.1. Сравнить статус государственного служащего РФ и Японии…...….26
3.2. Мини исследование: «Мое отношение к чиновникам,
как государственным служащим»…………………………………….……30
Заключение…………………………………………………………………..…….33
Библиография……………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом (Государственнвц служащий России история и современнность).docx

— 107.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                               1.2 Виды государственной службы

 

        Конституция Российской Федерации играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы. В ней, в частности, определены компетенция Президента, Совета Федерации и Государственной Думы по назначению на должности и освобождению от должности государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов.

     Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

  1. государственная гражданская служба;
  2. военная служба;
  3. правоохранительная служба.

      Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную                  государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной  службы (ст. 2 ФЗ)5

         Военная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или в условиях, предусмотренных федеральными законами. Таким гражданам присваиваются воинские звания (ст. 6 ФЗ)6.

       

         

    

 

   Закон выделил правоохранительную службу в качестве особого вида государственной службы, не только установил признаки правоохранительной службы и ввел связанное с ним понятие должностей правоохранительной службы, но и предусмотрел необходимость принятия федерального закона о соответствующем виде государственной службы7.

    Существуют четыре характерных признака государственной должности:

  1. её принадлежность только государственному органу;
  2. объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа;
  3. оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и   бюджетами субъектов Федерации;
  4. государственный служащий за действия (бездействие), связанные с исполнением должностных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством.

Юридическое закрепление в положениях и должностных  инструкциях конкретных должностных  обязанностей и прав обеспечивает более  качественное осуществление подбора  и расстановки государственных  служащих, поскольку это осуществляется целенаправленно – с учётом квалификационных требований, предъявляемых к ним  по той или иной должности. И при  аттестации государственного служащего  его профессионализм оценивается  не вообще, а применительно к конкретной должности. Каждый государственный  служащий свою трудовую деятельность, успехи и недостатки по работе, возможности  продвижения по службе связывает  с определенными должностями, а  не только с их принадлежностью к  какому-либо государственному органу8.

     Руководители федеральных органов государственной власти и их аппаратов, иных государственных органов и их аппаратов, образованных в соответствии с Конституцией, могут в отдельных случаях оставлять на государственной должности или назначать на такую должность лиц, не имеющих установленного стажа государственной службы, но обладающих профессиональными качествами, необходимыми для исполнения соответствующих должностных обязанностей9.

       Устанавливаются требования и к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

       Профессионализм работника – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только высокая эффективность труда, но и непременно наличие психологических компонентов. Психолого-акмеологический подход к проблемам профессионализма рассматривает его как качество деятельности, определяемое личными возможностями служащего к карьерному росту10. Личностные возможности не являются единственным фактором качества деятельности. Социологический подход к профессионализму показывает, что основу его становления, поддержания и развития у государственных служащих составляют три определяющих компонента: базовое образование; профессиональная деятельность в условиях конкретной среды; система непрерывного профессионального образования.

 

 

 

 

     

     Некоторые отмечают, что существует некая иерархия приоритетных качеств государственного служащего. К основным из них относятся следующие качества:

  • умение анализировать;
  • политическая и социальная эрудиция;
  • творческий подход к делу;
  • коммуникабельность;
  • объективность;
  • корректность, порядочность;
  • сопротивляемость стрессам и разочарованиям.

При исполнении своих обязанностей сотрудники гражданской службы обязаны соблюдать  беспристрастность и сохранять  независимость по отношению к  политическим партиям.

  Институт государственной службы, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивает во многих странах стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Проблемы  реформирования государственной  службы

 

        Проблема реформирования государственной службы Российской Федерации в современный период управления страной возникла не случайно. Необходимость ее решения программными методами обосновывается целым рядом факторов, прежде всего относящихся к проблемам количественного и качественного состояния кадрового состава государственной службы.

      Необходимо оптимизировать численность государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления, поскольку в последние годы наблюдается рост численности государственных служащих государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления12.На 2011 год в общей численности государственных служащих среди женщин на занимаемых должностях составляли более 70% это сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.Таким образом, в течение ближайших 10 лет может произойти высвобождение более половины государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию. Государственные служащие еще не в полной мере отвечают требованиям образовательного уровня по замещаемым должностям. Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. Так, не имеют профессионального образования 26,7 тыс. человек, или 4,6% от численности государственных служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции13.

      К началу разработки Программы переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих осуществлялись за счет средств федерального бюджета. При этом средства на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в федеральном бюджете не предусматривались.

     Одним из самостоятельных факторов, послуживших причиной начала реформирования государственной службы Российской Федерации, была необходимость дальнейшего совершенствования системы оплаты труда государственных служащих. По сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики труд государственных служащих недооценен. Небольшая дифференциация в оплате труда государственных служащих, предусмотренная законодательством, слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности.

     Такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную, муниципальную службу квалифицированных работников, что снижает эффективность деятельности государственных органов и ухудшает профессиональный состав государственных служащих14.

      Сложившееся до недавнего времени состояние государственной службы выявляет и другие негативные тенденции ее развития. Так, поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственных служащих нередко зависят от личного отношения к ним руководителя государственного органа, а не от профессионального уровня и деловых качеств государственных служащих.

     

 

       Кроме того, частая смена руководителей государственных органов приводит к очередному изменению структуры этих органов, зачастую неоправданному увольнению государственных служащих, приему на государственную службу граждан, профессионально слабо подготовленных к управленческой и организационно-распорядительной деятельности. Поэтому качество подготавливаемых соответствующих управленческих документов и решений во многих случаях является неудовлетворительным.

      Есть и другие проблемы, относящиеся к необходимости реформирования государственной службы Российской Федерации. Среди них следует отметить недостаточную правовую регламентацию деятельности государственных органов, слабый контроль со стороны гражданского общества.

Утратили  силу прежние нормы морали и идеологического  воздействия, регулировавшие поведение  работников органов государственной  власти и управления и ставившие  барьеры на пути злоупотреблений, коррупции, произвола в этих органах15.

Недостаточно  используется положительный зарубежный опыт развития и совершенствования  государственной службы.

Все эти  проблемы тесно связаны между  собой и не могут быть решены в  отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Профессионально-нравственные требования в деятельности

государственных служащих

 

2.1. Этические требования  к государственному служащему:  основные принципы, нормы, качества

         

          Этические принципы выступают в качестве требования и служат обычно основанием для более частных этических норм, предписывающих, какие конкретно поступки человек должен или не должен совершать.

В соответствии с Федеральным  законом «Об основах государственной  службы Российской Федерации»16 все многообразие видов и содержания деятельности государственных служащих объединяет призвание обеспечивать поддержку конституционного строя, соблюдение Конституции РФ и федеральных законов. Принцип законности, верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными актами и должностными инструкциями выступает важнейшим этическим принципом деятельности государственного служащего.

Наряду с законностью  одним из фундаментальных принципов  этики государственной службы и  важнейшим компонентом нравственной оценки деятельности чиновника является сформулированный еще древними римлянами  принцип «справедливость есть основа государственного строя». Реализация этого принципа обнаруживает себя в  законном и рациональном использовании  властных полномочий, в защите (а  не имитации ее) прав и законных интересов  граждан, удовлетворении их социальных ожиданий.

В этом его смысл как  регулятора взаимоотношений государственных  служащих как «слуг» общества с гражданами этого общества.

Удовлетворение потребности  в справедливости - самое важное из моральных ожиданий общества не только в общем социальном плане, но и по отношению к каждому  человеку в любой коллизионной ситуации.

Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит  моральный ущерб авторитету власти в целом.

Как показывают результаты проведенного в ряде регионов России опроса, свыше половины избирателей  полагают, что государственная власть несправедлива, и только 5% считают, что она действует в интересах  народа.

Осуществляя служебные функции, государственный служащий обязан руководствоваться  моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с  общественными.

         Это является непременным условием его служебной деятельности. Нарушение этого принципа проявляется в фактах коррупции, взяточничества как в рамках своей служебной деятельности, так и при совершении в пользу дающего взятку действий, несовместимых с должностными обязанностями.

Информация о работе Анализ деятельности государственных служащих: проблемы, пути повышения эффективности деятельности