Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
Формирование
органов местного самоуправления……………………………………………5
Деятельность
органов местного самоуправления по
решению вопросов местного значения………………………………………………………………………………………….8
Заключения…………………………………………………………………………………….24
Список
литературы…………………………………………………………………………….25
Введение
Местное
самоуправление представляет собой
один из важнейших институтов современного
общества. Сегодня оно является одновременно
формой самоорганизации граждан
и, в этом качестве, составной частью
гражданского общества, уровнем публичной
власти.
В
настоящее время совершенствование
основ организации и функционирования
местного самоуправления, уточнение
его места и роли в структуре
органов публичной власти – одна
из первоочередных задач государственного
строительства. Будучи максимально
приближенным к населению, местное
самоуправление является первичным
уровнем организации публичной
власти, во многом обеспечивающим устойчивость
и демократический характер всей
системы властных институтов. Поэтому
недостатки и проблемы в формировании
и работе органов местного самоуправления
могут негативным образом отразиться
на состоянии всего общества.
В
своем выступлении на II Общероссийском
гражданском форуме 22 января 2008 года
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев
обозначил работу по развитию местного
самоуправления как одну из приоритетных
задач государства, подчеркнув, что «местное
самоуправление должно открывать гражданам
возможность самостоятельно решать свои
локальные проблемы без указаний и распоряжений
сверху». В ежегодном Послании Федеральному
Собранию Российской Федерации 5 ноября
2008 года Президент Российской Федерации
также уточнил, что «работа по совершенствованию
муниципального законодательства будет
продолжаться».
Местное
самоуправление, как и вся российская
политическая система, накапливает
положительный опыт функционирования
в качестве полноправного института
и в то же время требует дальнейшего
развития и совершенствования. Определяя
в своем Послании задачи по развитию
институтов демократии, повышению уровня
и качества народного представительства
во власти, Президент Российской Федерации
Д.А. Медведев акцентировал внимание на
тех аспектах работы, которые непосредственно
связаны с низовыми уровнями публичной
власти: «Созданные за эти годы (прямо
скажем, по указанию «сверху») демократические
учреждения должны укорениться во всех
социальных слоях. Для этого, во-первых,
нужно постоянно доказывать дееспособность
демократического устройства. И во-вторых,
доверять все большее число социальных
и политических функций непосредственно
гражданам, их организациям и самоуправлению».
Формирование
органов местного
самоуправления
Важнейший
принцип организации местного
самоуправления - формирование его
руководящих органов посредством
выборов.
На
основании федерального законодательства
и в соответствии с заключенными
Российской Федерацией международными
договорами, Европейской хартией
о местном самоуправлении наличие
выборных органов местного самоуправления
является обязательным, а выборы
проводятся в сроки, установленные
законами субъектов Федерации
и уставами муниципальных образований.
Подготовку
и проведение выборов в органы
местного самоуправления осуществляют
территориальные, окружные, участковые
избирательные комиссии, которые
вместе с избирательными комиссиями
субъектов Российской Федерации
и Центральной избирательной
комиссией Российской Федерации
несут всю полноту ответственности
за обеспечение избирательных
прав российских граждан. Именно
поэтому принципиально важно,
чтобы избирательные комиссии
в пределах своей компетенции
проявляли независимость от органов
государственной власти и местного
самоуправления, и в то же время
- обеспечили деятельное взаимодействие
с законодательными, исполнительными
и судебными органами, работали
в тесном контакте со средствами
массовой информации, а избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации
и Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации, используя собственные
полномочия, обеспечивали бы контроль
за соблюдением избирательных прав граждан
и единообразным применением законодательства,
оказывали организационно-методическую,
правовую и иную консультативную помощь
комиссиям, непосредственно организующим
выборы на местах.
В
России накоплен значительный
опыт подготовки и проведения
выборов в органы местного
самоуправления.
Выборы
проводятся на основе всеобщего
равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании,
что отвечает демократическим
принципам и международным стандартам.
Граждане наделены правом избирать
и быть избранными в органы
местного самоуправления независимо
от пола, расы, языка, социального
и имущественного положения, профессии,
образования, отношения к религии
и политических убеждений. Голоса
избирателей имеют одинаковый вес, а носителей
мандатов определяют исключительно сами
избиратели. Выборы в органы местного
самоуправления, как и все другие, обычно
проводятся на альтернативной основе
(практика показывает, что на один депутатский
мандат претендуют от 2 до 12 кандидатов).
В
формировании органов местного
самоуправления принимают участие
общественные объединения. Чаще
всего – это наиболее крупные
объединения, способные организовать
предвыборную агитацию в пользу
своих сторонников и обеспечить
общественный контроль за проведением
выборов.
В
России, также как и во многих
европейских странах, существует
несколько способов формирования
органов местного самоуправления.
Представительные
органы местного самоуправления
избираются непосредственно населением.
В отдельных случаях их полномочия
осуществляют собрания (сходы) граждан.
Составной
частью системы органов местного
самоуправления является исполнительные
органы – местная администрация
– занимающаяся повседневным
управлением на подведомственной
территории. Руководят местной администрацией,
как правило, выборные должностные
лица – главы местного самоуправления.
В городах это чаще всего
мэр, либо глава администрации,
глава города; в районах – глава
местного самоуправления, глава
района; на других территориях
– глава муниципального округа,
сельсовета и так далее. Глава местного
сообщества избирается либо непосредственно
населением, либо из состава представительного
органа. Он может быть нанятым по контракту
или занимать эту должность в силу избрания
его председателем соответствующего представительного
органа (в большинстве – почти 2/3 – субъектах
Федерации главы местного самоуправления
избраны населением в ходе выборов тайным
голосованием).
В
большинстве субъектов Федерации
имеется необходимая законодательная
база, обеспечивающая реформирование
органов местного самоуправления.
Наряду с конституциями и уставами
субъектов Российской Федерации на местах
действуют законы:
Об организации
местного самоуправления;
О порядке
образования, объединения, преобразования
или упразднения муниципальных
образований;
Об установлении
и изменении границ и наименований
муниципальных образований;
О выборах
в органы местного самоуправления;
О местном
референдуме;
О собраниях
и сходах граждан и другие.
В
поле зрения Центральной избирательной
комиссии постоянно находятся
проблемы юридической чистоты
правовой базы организации и
проведения выборов в субъектах
Российской Федерации. Проведенный
Центральной избирательной комиссией
анализ региональных законодательных
актов о выборах в органы
местного самоуправления обнаружил
определенные отступления от
федерального законодательства, а
в ряде случаев и нарушения
его требований. Порой нарушаются
условия приобретения гражданами
активного избирательного права.
В ряде регионов этим правом
обладают лишь граждане, постоянно
проживающие на соответствующей
территории. Допускается установление
верхнего возрастного предела, вводятся
языковые и другие ограничения для получения
пассивного избирательного права. В некоторых
законах закреплена возможность образования
разновеликих избирательных округов с
недопустимо высоким превышением установленной
Федеральным законом нормы.
Таким
образом, еще предстоит кропотливая
работа по совершенствованию
региональных законов, приведению
их в соответствие с Федеральным
законом “Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации. Причем
практика последних лет по
выборам в органы местного
самоуправления показала, что нуждается
в совершенствовании и федеральное
законодательство, в которое следует
внести дополнения в части
установления общих принципов
учета мнения населения при
преобразовании существующих и
формировании новых муниципальных
образований, в том числе в
связи с установлением и изменением
их границ.
Деятельность
органов местного самоуправления
по решению вопросов
местного значения
Решение
вопросов местного значения по обеспечению
жизнедеятельности населения муниципального
образования подразумевает оптимальное
использование бюджетных средств
и других имеющихся ресурсов, осуществляется
населением и (или) органами местного самоуправления
и затрагивает интересы каждого
гражданина.
Решение
вопросов местного значения, связанных
с предоставлением муниципальных
услуг, состоит в обеспечении
гарантированного предоставления названных
услуг на территории муниципального
образования, а не в их предоставлении
органами местного самоуправления. При
этом органы местного самоуправления
принимают все необходимые меры
к организации надлежащего функционирования
системы предоставления услуг в
соответствии с действующим законодательством.
Согласно
Федеральному закону от 06.10.03 № 131 - Ф3 "Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон
№ 131-ФЗ) к ведению поселения отнесены
34 вопроса, муниципального района - 32 вопроса,
городского округа - 39 вопросов. Обращает
на себя внимание то обстоятельство, что
для описания различных вопросов
местного значения законодатель использует
различные ключевые термины. Несмотря
на достаточное разнообразие самих
формулировок, даже при самом первом
их прочтении возникает мысль
о некоторой категоризации вопросов
местного значения:
- создание условий для предоставления
услуг
- организация
деятельности
-
содержание объектов
-
обеспечение
-
участие
-
содействие
-
решение вопросов прямого значения
Разнообразие
используемых терминов и отсутствие
их определений в Федеральном
законе № 131-ФЗ порождают сложности
в понимании законодательных
формулировок и существенные расхождения
в их толковании. Единообразный подход
к трактовке норм ст. ст. 14-16 Федерального
закона № 131-ФЗ представляется нам чрезвычайно
важным, ибо в конечном счете от
этого зависит то, какие действия
должны и готовы осуществлять органы
местного самоуправления муниципальных
образований соответствующего типа
для решения вопросов местного значения
и соответственно влияет на формирование
местных бюджетов с точки зрения
определения объема бюджетных средств,
необходимых для решения вопросов
местного значения. В конечном итоге,
этим определяется и фактический
набор муниципальных услуг, на которые
вправе претендовать жители муниципальных
образований. Кроме того, правильное
и единообразное толкование самих
терминов имеет немаловажное значение
для формирования структуры органов
местного самоуправления, определения
штатной численности их сотрудников.