Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа
Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений
Глава 1 Государственное регулирование образования РФ
Государственное управление
в области образования
В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. К основным функциям Министерства образования и науки Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки. Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки является осуществление надзора и контроля над исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров. Федеральная служба осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий.
Федеральная служба осуществляет
лицензирование и государственную
аккредитацию образовательных учреждений
и их филиалов, а также научных
организаций (в сфере послевузовского
и дополнительного
К функциям Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки относится организация государственной аттестации научных работников, т.е. оценки квалификации научных работников, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.
Федеральная служба подтверждает,
признает и устанавливает
Система образования в Российской Федерации – одна из подсистем общества, имеющая свою внутреннюю организацию и функциональную связь с другими социальными системами.1
Как и любая социальная
система, система образования нуждается
в упорядочении своей организации,
в наличии управляющих органов,
которые, в свою очередь, тоже образуют
самостоятельную систему
Особенности управления в
образовании как социальной системе,
определенной сфере жизнедеятельности
общества, обусловлены ее специфическим
характером, выделяющимся в социальной
и экономической структуре
Конституционные положения закладывают правовую основу социального и, в частности, государственного управления образованием в Российской Федерации. При этом именно такие, установленные Конституцией общественные принципы управления, как общенародный характер источника власти, разделение властей, федерализм, социальная направленность управления, приоритет прав и свобод личности, законность управления, проявляемая в определенных правовых формах, определяют формирование, функционирование, развитие общественных отношений в образовательной сфере. Названные принципы получают свое развитие применительно к сфере образования в законодательстве об образовании.
В целом в России в настоящее время существует четыре уровня структуры управления образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения. Передача основной части вопросов управления образованием на региональный и муниципальный уровни в целом отражает закономерности развития современного общества с естественными тенденциями к децентрализации управления во всех отраслях и развитию самоуправления. Наряду с этим опыт показывает, что разделение компетенции в сфере управления образованием должно соответствовать уровню решаемых задач.
Разграничение компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам образования производно от норм Конституции РФ5, закрепившей основы распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Пунктом «е» статьи 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основу нормативного регулирования образованием составляют следующие нормативные акты: Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем послевузовском профессиональном образовании», Закон РФ от 10 июля 1992 года «3266-1 «Об образовании», Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года №300 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки», Приказ Минобрнауки РФ от 3 июля 2006 года №177 «Об утверждении положения о высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации» и другие.6
Сравнительно недавно был принят федеральный закон «Об автономных учреждениях»,7 в котором законодатель усиливает позицию государства и его органов в управлении системы образованием. Данный нормативный акт вызвал неоднозначную реакцию, что свидетельствует о необходимость его совершенствования и дальнейшей проработки.
На федеральном уровне управление образованием осуществляют следующие органы.
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации №314. Минобрнауки России были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам.
Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Федеральное агентство по образованию находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору
в сфере образования и науки
является федеральным органом
Федеральное агентство по
науке и инновациям является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по реализации государственной
политики, по оказанию государственных
услуг, управлению государственным
имуществом в сфере научной, научно-технической
и инновационной деятельности, включая
деятельность федеральных центров
науки и высоких технологий, государственных
научных центров, уникальных научных
стендов и установок, федеральных
центров коллективного
На практике определение и осуществление политики в области образования чаще всего реализуется с помощью принятия целевых программ развития образования субъектов РФ, которые в свою очередь разрабатываются на основе и в соответствии с Федеральной программой развития образования. Целевые программы развития образования принимаются на определенный срок, в течение которого предполагается выполнить ряд мероприятий по сохранению, поддержанию и совершенствованию системы образования. На федеральном уровне в настоящее время действует Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом.8 Общий объем финансирования программы составляет 62 млрд рублей, в том числе 45 млрд рублей бюджетных средств. На 2006 год объем финансирования определен в 7 млрд 847 млн рублей. На основе данной программы субъекты Российской Федерации принимают свои программы развития образования. В качестве примера можно привести Постановление Правительства Курганской области9, согласно которому «организационной основой государственной политики в сфере образования в Курганской области является областная целевая программа развития образования, разрабатываемая в соответствии с законодательством Курганской области». 10Целевые программы по образованию в регионах занимают солидную долю сред других целевых программ, так, например, в Республике Коми из 9 целевых программ 4 относятся к области образования.
До начала перестройки (до 1985 г.) целевые комплексные программы считались, чуть ли не главным средством решения социальных и социально-экономических проблем общества. Достаточно вспомнить многочисленные и разнообразные программы, составляемые и выполняемые на союзном, республиканском и региональном уровнях (продовольственные, жилищные, энергетические, транспортные, охраны природы и здоровья населения). Целевые комплексные программы (их стали называть, просто, программами или целевыми программами) и до сих пор являются одним из основных средств решения федеральных, территориальных и отраслевых проблем. Составляются они и на уровне отдельных предприятий.
Главное достоинство целевых программ заключается в том, что они изначально имеют межотраслевой характер и развивают у руководителей проблемное мышление, увязывая воедино все, что как-то может повлиять на решение проблемы. Основной недостаток целевых программ заключается, на наш взгляд, в том, что их разрабатывают обычно сами исполнители, заинтересованные в выполнении определенных работ и получении для этого надежного финансирования из госбюджета. При этом результат реализации целевых программ, как правило, никем не оценивается и не анализируются, что является основной причиной их низкой эффективности.
В настоящее время значительно повысилось внимание к стратегическому планированию социально-экономического развития региона. Программно-целевой метод служит основным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики развития страны и отдельных ее регионов. Целесообразно рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации, как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Разработка целевой программы – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей региона. Практика показывает, что целевые программы эффективно используются для управления социально-экономическими процессами в регионах.
Актуальность идеи программно-целевого управления в информатизации системы образования заключается в том, что он позволяет:
Кроме того, программа имеет точно определенную целевую ориентацию всех входящих в нее мероприятий характеризуется четко выраженными конечными результатами, на основании которых можно сделать об успешности ее реализации. Например, такими показателями могут быть:
Информация о работе Государственное регулирование образования РФ