Государственное регулирование образования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Снижение количества вновь  выданных лицензий обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым лицензии, срок действия которых  не истек до 03.11.2011 года, стали бессрочными.

Впервые лицензии на осуществление  образовательной деятельности были выданы образовательным учреждениям  и организациям, среди которых 30 муниципальных образовательных  учреждений, 2 государственных образовательных  учреждения и 78 негосударственных образовательных  учреждений и организаций. Структура вновь выданных лицензий в 2012 году представлена в приложении 2.

Итак, лицензирование - это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: 1)установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; 2)лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на правоведения образовательной деятельности по указанным программам.

 

 

2.3. Государственный контроль (надзор) в области образования.

 

Государственный контроль (надзор) в области образования включает в себя федеральный государственный  надзор в области образования  и федеральный государственный контроль качества образования15. Федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Под федеральным  государственным надзором в области  образования понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области образования, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами своей деятельности.

В случае выявления нарушения  законодательства Российской Федерации  в области образования, допущенного  образовательным учреждением, иной осуществляющей образовательную деятельность организацией, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере  образования, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере  образования, предписание об устранении выявленного нарушения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.

Орган по контролю и надзору  в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Образовательное  учреждение, научная организация  представляют в орган по контролю и надзору в сфере образования  отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение. В случае неисполнения указанного предписания орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае неисполнения указанного предписания также приостанавливает действие лицензии образовательного учреждения полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов образовательного учреждения, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев. Орган по контролю и надзору в сфере образования в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Орган по контролю и надзору в сфере образования в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.

Если до истечения срока приостановления действия лицензии представили в орган по контролю и надзору в сфере образования документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие лицензии. В случае если эти документы не представлены образовательным учреждением в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия лицензии, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Под федеральным  государственным контролем качества образования понимается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям посредством проведения проверок качества образования и принятия, предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований16.

В случае выявления нарушения  требований федерального государственного образовательного стандарта или  федеральных государственных требований, допущенного образовательным учреждением  или научной организацией, орган  по контролю и надзору в сфере  образования выдает образовательному учреждению или научной организации  и (или) учредителю предписание об устранении выявленного нарушения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев. Образовательное учреждение или научная организация и (или) учредитель представляют в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.

В случае неисполнения указанного предписания образовательным учреждением, научной организацией, учредителем, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае неисполнения указанного предписания аккредитованными образовательным учреждением, орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ. Если до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации образовательное учреждение представило в орган по контролю и надзору в сфере образования документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие свидетельства о государственной аккредитации.

В целях обеспечения осуществления  государственного контроля (надзора) в  области образования к проведению проверок привлекаются эксперты и экспертные организации в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области образования, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона17. Основаниями для рассмотрения федеральным органом исполнительной власти вопроса о направлении в образовательное учреждение обязательного для исполнения предписания, также могут являться:

1) решение общего собрания  родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа  государственной власти или органа  местного самоуправления, на территориях  которых находится данное образовательное  учреждение, - в отношении образовательного  учреждения, реализующего общеобразовательные  программы, или образовательного  учреждения дополнительного образования  детей;

2) решение общего собрания обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, представление органа службы занятости населения - в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы.

Решение о направлении  обязательного для исполнения предписания  в образовательное учреждение и  его учредителю (учредителям) или  об отклонении требований заявителей, о направлении такого предписания  принимается федеральным органом исполнительной власти, и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, от направления такого предписания может быть оспорен в суде.

В рамках осуществления федерального государственного надзора в области образования в 2012 году было фактически проведено 194 проверки, что на 67,2% больше чем в 2011 году.  Из 194 проведенных проверок: 48 выездных и 146 документарных; 193 плановые и 1 внеплановая; 185 проверок было проведено в отношении образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 9 – в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.  Структура проведенных проверок в 2012 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в области образования в разрезе типов образовательных учреждений (организаций) представлена в приложении 3.

В ходе проверок было выявлено 806 нарушений. По сравнению с 2011 годом на 22,6% снизилось среднее количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки образовательного учреждения (2012 год – 4,1 нарушения, 2011 год – 5,3 нарушений). Уменьшение количества нарушений, выявляемых при проведении проверок образовательных учреждений, наблюдается в тех муниципальных образованиях, где уже ранее проверялись другие образовательные учреждения. Результаты проверок направлены учредителям для принятия мер.

В целом наблюдается повышение  уровня правосознания образовательных  учреждений.

 

 

Таким образом, надзор в области образования и контроль его качества осуществляются Рособрнадзором и уполномоченными органами исполнительной власти регионов. Проводятся плановые и внеплановые проверки. Контролируется соблюдение органами управления, образовательными учреждениями и организациями законодательства России в соответствующей области. Проверяется соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В ходе проверок подвергаются анализу и экспертизе документы и материалы, характеризующие деятельность уполномоченного органа или образовательной организации. Также изучаются наличие и достоверность информации, размещенной названными субъектами на их официальных сайтах в Интернете. Кроме того, проверяется использование в образовательном процессе необходимых объектов (зданий, строений, сооружений и др.), учебно-методической документации, литературы и т. д. Контролируется качество освоения обучающихся образовательных программ и оцениваются результаты текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации. К названным мероприятиям могут привлекаться эксперты и аккредитованные экспертные организации. Результаты проверки оформляются актом. К нему прилагаются экспертные заключения. Если установлено нарушение законодательства России в области образования, материалы проверки направляются в правоохранительные органы, Росфиннадзор, Счетную палату РФ и др.

Общий вывод: Лицензирование образовательных учреждений - процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на правоведения образовательной деятельности по зафиксированным направлениям. Её целями являются обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации на получение профессионального образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития учреждений профессионального образования различных организационно-правовых форм. Аккредитационное обследование осуществляется государственным органом управления образованием в форме экспертизы. При положительном решении образовательному учреждению выдается свидетельство о государственной аккредитации, которое создает условия для прохождения процедуры лицензирования. Надзор в области образования и контроль его качества осуществляются Рособрнадзором и уполномоченными органами исполнительной власти регионов. Проводятся плановые и внеплановые проверки. Контролируется соблюдение органами управления, образовательными учреждениями и организациями законодательства России в соответствующей области. Проверяется соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В ходе проверок подвергаются анализу и экспертизе документы и материалы, характеризующие деятельность уполномоченного органа или образовательной организации.

Информация о работе Государственное регулирование образования РФ