Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа
Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений
Снижение количества вновь выданных лицензий обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым лицензии, срок действия которых не истек до 03.11.2011 года, стали бессрочными.
Впервые лицензии на осуществление
образовательной деятельности были
выданы образовательным учреждениям
и организациям, среди которых 30
муниципальных образовательных
учреждений, 2 государственных
Итак, лицензирование - это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: 1)установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; 2)лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на правоведения образовательной деятельности по указанным программам.
2.3. Государственный контроль (надзор) в области образования.
Государственный контроль (надзор) в области образования включает в себя федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования15. Федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Под федеральным государственным надзором в области образования понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области образования, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами своей деятельности.
В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, допущенного образовательным учреждением, иной осуществляющей образовательную деятельность организацией, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, предписание об устранении выявленного нарушения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.
Орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Образовательное учреждение, научная организация представляют в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение. В случае неисполнения указанного предписания орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае неисполнения указанного предписания также приостанавливает действие лицензии образовательного учреждения полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов образовательного учреждения, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев. Орган по контролю и надзору в сфере образования в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Орган по контролю и надзору в сфере образования в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.
Если до истечения срока приостановления действия лицензии представили в орган по контролю и надзору в сфере образования документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие лицензии. В случае если эти документы не представлены образовательным учреждением в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия лицензии, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Под федеральным
государственным контролем
В случае выявления нарушения
требований федерального государственного
образовательного стандарта или
федеральных государственных
В случае неисполнения указанного
предписания образовательным
В целях обеспечения
1) решение общего собрания
родителей (законных
2) решение общего собрания обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, представление органа службы занятости населения - в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы.
Решение о направлении обязательного для исполнения предписания в образовательное учреждение и его учредителю (учредителям) или об отклонении требований заявителей, о направлении такого предписания принимается федеральным органом исполнительной власти, и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, от направления такого предписания может быть оспорен в суде.
В рамках осуществления федерального государственного надзора в области образования в 2012 году было фактически проведено 194 проверки, что на 67,2% больше чем в 2011 году. Из 194 проведенных проверок: 48 выездных и 146 документарных; 193 плановые и 1 внеплановая; 185 проверок было проведено в отношении образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 9 – в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Структура проведенных проверок в 2012 году по вопросам осуществления федерального государственного надзора в области образования в разрезе типов образовательных учреждений (организаций) представлена в приложении 3.
В ходе проверок было выявлено 806 нарушений. По сравнению с 2011 годом на 22,6% снизилось среднее количество нарушений, выявленных в ходе одной проверки образовательного учреждения (2012 год – 4,1 нарушения, 2011 год – 5,3 нарушений). Уменьшение количества нарушений, выявляемых при проведении проверок образовательных учреждений, наблюдается в тех муниципальных образованиях, где уже ранее проверялись другие образовательные учреждения. Результаты проверок направлены учредителям для принятия мер.
В целом наблюдается повышение уровня правосознания образовательных учреждений.
Таким образом, надзор в области образования и контроль его качества осуществляются Рособрнадзором и уполномоченными органами исполнительной власти регионов. Проводятся плановые и внеплановые проверки. Контролируется соблюдение органами управления, образовательными учреждениями и организациями законодательства России в соответствующей области. Проверяется соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В ходе проверок подвергаются анализу и экспертизе документы и материалы, характеризующие деятельность уполномоченного органа или образовательной организации. Также изучаются наличие и достоверность информации, размещенной названными субъектами на их официальных сайтах в Интернете. Кроме того, проверяется использование в образовательном процессе необходимых объектов (зданий, строений, сооружений и др.), учебно-методической документации, литературы и т. д. Контролируется качество освоения обучающихся образовательных программ и оцениваются результаты текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации. К названным мероприятиям могут привлекаться эксперты и аккредитованные экспертные организации. Результаты проверки оформляются актом. К нему прилагаются экспертные заключения. Если установлено нарушение законодательства России в области образования, материалы проверки направляются в правоохранительные органы, Росфиннадзор, Счетную палату РФ и др.
Общий вывод: Лицензирование образовательных учреждений - процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на правоведения образовательной деятельности по зафиксированным направлениям. Её целями являются обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации на получение профессионального образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития учреждений профессионального образования различных организационно-правовых форм. Аккредитационное обследование осуществляется государственным органом управления образованием в форме экспертизы. При положительном решении образовательному учреждению выдается свидетельство о государственной аккредитации, которое создает условия для прохождения процедуры лицензирования. Надзор в области образования и контроль его качества осуществляются Рособрнадзором и уполномоченными органами исполнительной власти регионов. Проводятся плановые и внеплановые проверки. Контролируется соблюдение органами управления, образовательными учреждениями и организациями законодательства России в соответствующей области. Проверяется соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В ходе проверок подвергаются анализу и экспертизе документы и материалы, характеризующие деятельность уполномоченного органа или образовательной организации.
Информация о работе Государственное регулирование образования РФ