Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа
Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений
Анализ осуществляет специалист (эксперт) по аккредитации, признанный компетентным в установленном порядке. Результаты анализа отражаются в заключении, которое должно содержать оценку соответствия организации критериям аккредитации. Заключение должно быть подписано специалистом (экспертом) по аккредитации. При отрицательных результатах анализа представленных документов принимается решение о приостановлении процедуры аккредитации, которое доводится до сведения заявителя, который может доработать документы и представить их повторно.
Проверку на месте осуществляет комиссия, назначаемая органом, который будет проводить проверку и оценку. Состав комиссии по проверке и оценке заявителя на месте утверждается приказом руководителя Центрального органа или Территориального уполномоченного органа. В состав комиссии входят специалист (эксперт) по аккредитации и технические специалисты. Назначение технических специалистов, являющихся представителями Ростехнадзора, должно быть согласовано с техническими комиссиями или территориальными органами Ростехнадзора в письменной форме. Дополнительные требования к составу комиссии по проверке органов оценки соответствия устанавливаются Центральным органом. Специалисты (эксперты) по аккредитации, проводящие анализ документов, и члены комиссии по проверке и оценке заявителя на месте: должны иметь соответствующие знания для проведения компетентной и беспристрастной оценки в той области, которая оценивается для получения аккредитации;
должны поставить в известность проводящий проверку и оценку орган о наличии существующих, или ранее существовавших, или потенциально возможных связях или конкуренции между ними или их организациями и заявителем; не должны консультировать представителей органа оценки соответствия, так как это может скомпрометировать процесс аккредитации.
Сроки плана проведения проверок, а также составы комиссий должны быть согласованы с заявителями.
Аккредитационная экспертиза проводится комиссией по аккредитационной экспертизе, созданной аккредитационным органом. В состав комиссии включаются эксперты в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций. Экспертом является физическое лицо, которое обладает специальными знаниями в области предмета аккредитационной экспертизы, имеет высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере образовательной или управленческой деятельности не менее чем три года, отвечает квалификационным требованиям к экспертам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и сведения о котором внесены в установленном порядке в реестр экспертов.
Аккредитационный орган осуществляет аттестацию экспертов и ведение на электронных носителях реестра экспертов. Порядок аттестации экспертов (в том числе порядок ведения реестра экспертов), отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При проведении аккредитационной экспертизы эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах. Результаты аккредитационной экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение комиссии по аккредитационной экспертизе, с указанием состава этой комиссии размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте в сети "Интернет". Порядок проведения аккредитационной экспертизы устанавливается положением.
Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа, принимающим по результатам такого рассмотрения решение, имеющее рекомендательный характер для аккредитационного органа. В состав коллегиального органа аккредитационного органа включаются представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений и государственно-общественных объединений.
Комиссия оценивает
все подразделения заявителя
на соответствие критериям
При проведении проверки должны быть рассмотрены и оценены: юридический статус, структура организации, функции структурных подразделений организации; административная подчиненность и финансовая деятельность (источники финансирования), оценка независимости, беспристрастности; компетентность, опыт работы в заявленной области (при необходимости копии документов, подтверждающих компетентность структурных подразделений заявителя или субподрядной организации (свидетельства об аттестации, аккредитации, сертификаты и др.));
кадровый состав, наличие и достаточность персонала с точки зрения квалификации и опыта работы в заявленной области; наличие, полнота и актуальность фонда нормативных документов и документов, регламентирующих деятельность органа оценки соответствия; техническая оснащенность; наличие и достаточность помещений; наличие действующей системы качества; оформление результатов оценки соответствия. Результаты проверки комиссия представляет на заключительном совещании полномочному представителю заявителя. Результаты проверки отражаются в акте (формы актов приведены в соответствующих требованиях к органам оценки соответствия), который должен содержать оценку соответствия заявителя критериям аккредитации. В графе «Проверяемые критерии» для различных органов оценки соответствия добавляются специфические требования.
Акт проверки должен
быть подписан членами
Орган, проводивший проверку, должен рассмотреть и провести анализ заявки, информации, полученной от заявителя и собранной при анализе и проверке представленных документов, акта проверки, документов, подтверждающих выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий (при их наличии) и другой информации, полученной в связи с аккредитацией. Целью этого рассмотрения является оценка соответствия заявителя критериям аккредитации. Если проверка и оценка проводились Территориальным уполномоченным органом, он составляет заключительный отчет и проект свидетельства об аккредитации и передает эти документы вместе с актом проверки в Центральный орган, который направляет их в Комиссию по аккредитации. В случае проведения проверки и оценки Центральным органом в Комиссию по аккредитации передаются проект свидетельства об аккредитации, акт проверки и сведения о выполнении заявителем корректирующих мероприятий с приложением подтверждающих документов. Принятие решения об аккредитации или об отказе в ней осуществляется на заседании Комиссии по аккредитации. Происходит оформление и выдача свидетельства об аккредитации. Центральный орган оформляет свидетельство об аккредитации с указанием в нем области аккредитации (формы свидетельств об аккредитации приведены в соответствующих требованиях к органам оценки соответствия) после получения положительного решения Комиссии по аккредитации. А также выдаёт оформленное свидетельство об аккредитации прошедшему аккредитацию заявителю тот орган, который проводил проверку и оценку. В свидетельстве об аккредитации устанавливается срок действия аккредитации не более пяти лет. Орган, который выдает свидетельство об аккредитации, и орган оценки соответствия подписывают договор, определяющий их взаимоотношения на период действия свидетельства об аккредитации.
В случае отказа в аккредитации, Центральный орган по согласованию с Комиссией по аккредитации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.
Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приёма заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения или научной организации на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по аккредитованным образовательным программам.
В случае если требуется
изменение наименования
По результатам осуществления административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений в 2012 году вновь аккредитовано 483 образовательных учреждения. По заявлениям образовательных учреждений осуществлено переоформление 197 свидетельств о государственной аккредитации. Структура вновь аккредитованных образовательных учреждений в 2012 году представлена в приложении 1. Наибольшую долю, как среди вновь аккредитованных образовательных учреждений в 2012 году, так и среди образовательных учреждений, которым переоформлены свидетельства о государственной аккредитации, занимают общеобразовательные учреждения (91,9% и 75,1% соответственно).
Изучив методическую литературу по теме нашей работы, мы пришли к выводу, что, аккредитация — это система контроля качества образования, которая позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля. Под аккредитацией образовательного учреждения понимается процедура признания государством в лице его государственных органов управлением образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Аккредитация образовательного учреждения проводится по итогам его аттестации.
2.2. Лицензирование образовательной деятельности.
Порядок лицензирования образовательной деятельности регламентирован Постановлением Правительства РФ14. В нем устанавливается порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, в том числе, военного профессионального образования, осуществляемого образовательными учреждениями, научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.
В лицензии указываются: наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию; регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче; наименование и место нахождения лицензиата; идентификационный номер налогоплательщика; срок действия лицензии. Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются: перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения; квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;
контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.
Лицензия выдается не менее
чем на 3 года. По заявлению соискателя
лицензии она может быть выдана на
меньший срок. Лицензирование образовательной
деятельности осуществляется Министерством
образования Российской Федерации,
государственными органами управления
образованием субъектов РФ и соответствующими
органами местного самоуправления. Не
только сама образовательная деятельность,
но и льготы, установленные
Для образовательных учреждений, независимо от их типа, ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, Минобразованием России установлен единый срок представления документов на лицензирование образовательной деятельности с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года.
В 2012 году Ростобрнадзором проведено 1476 процедур лицензирования образовательной деятельности, по результатам которых переоформлено 1366 лицензий (в том числе, приложений к лицензиям) и вновь выдано 110 лицензий. По сравнению с 2011 годом число переоформленных лицензий (приложений к лицензиям) выросло в 2 раза, а количество вновь выданных лицензий снизилось более чем в 3,5 раза.
Информация о работе Государственное регулирование образования РФ