Государственное регулирование образования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Анализ осуществляет специалист (эксперт) по аккредитации, признанный компетентным в установленном порядке. Результаты анализа отражаются в заключении, которое должно содержать оценку соответствия организации критериям аккредитации. Заключение должно быть подписано специалистом (экспертом) по аккредитации. При отрицательных результатах анализа представленных документов принимается решение о приостановлении процедуры аккредитации, которое доводится до сведения заявителя, который может доработать документы и представить их повторно.

Проверку  на месте осуществляет комиссия, назначаемая органом, который будет проводить проверку и оценку. Состав комиссии по проверке и оценке заявителя на месте утверждается приказом руководителя Центрального органа или Территориального уполномоченного органа. В состав комиссии входят специалист (эксперт) по аккредитации и технические специалисты. Назначение технических специалистов, являющихся представителями Ростехнадзора, должно быть согласовано с техническими комиссиями или территориальными органами Ростехнадзора в письменной форме. Дополнительные требования к составу комиссии по проверке органов оценки соответствия устанавливаются Центральным органом. Специалисты (эксперты) по аккредитации, проводящие анализ документов, и члены комиссии по проверке и оценке заявителя на месте: должны иметь соответствующие знания для проведения компетентной и беспристрастной оценки в той области, которая оценивается для получения аккредитации;

должны поставить в  известность проводящий проверку и  оценку орган о наличии существующих, или ранее существовавших, или  потенциально возможных связях или конкуренции между ними или их организациями и заявителем; не должны консультировать представителей органа оценки соответствия, так как это может скомпрометировать процесс аккредитации.

Сроки плана проведения проверок, а также составы комиссий должны быть согласованы с заявителями.

 Аккредитационная экспертиза проводится комиссией по аккредитационной экспертизе, созданной аккредитационным органом. В состав комиссии включаются эксперты в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций. Экспертом является физическое лицо, которое обладает специальными знаниями в области предмета аккредитационной экспертизы, имеет высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере образовательной или управленческой деятельности не менее чем три года, отвечает квалификационным требованиям к экспертам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и сведения о котором внесены в установленном порядке в реестр экспертов.

Аккредитационный орган осуществляет аттестацию экспертов и ведение на электронных носителях реестра экспертов. Порядок аттестации экспертов (в том числе порядок ведения реестра экспертов), отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При проведении аккредитационной экспертизы эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах. Результаты аккредитационной экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение комиссии по аккредитационной экспертизе, с указанием состава этой комиссии размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте в сети "Интернет". Порядок проведения аккредитационной экспертизы устанавливается положением.

 Заключение комиссии  по аккредитационной экспертизе рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа, принимающим по результатам такого рассмотрения решение, имеющее рекомендательный характер для аккредитационного органа. В состав коллегиального органа аккредитационного органа включаются представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений и государственно-общественных объединений.

 Комиссия оценивает  все подразделения заявителя  на соответствие критериям аккредитации, проверяет соответствие фактического  состояния заявителя представленным  документам, его способность выполнять  заявленные функции. Если заявитель  имеет подразделения, находящиеся  на другой территории, эти подразделения  должны пройти проверку в полном  объеме.

При проведении проверки должны быть рассмотрены и оценены: юридический статус, структура организации, функции структурных подразделений организации; административная подчиненность и финансовая деятельность (источники финансирования), оценка независимости, беспристрастности; компетентность, опыт работы в заявленной области (при необходимости копии документов, подтверждающих компетентность структурных подразделений заявителя или субподрядной организации (свидетельства об аттестации, аккредитации, сертификаты и др.));

 кадровый состав, наличие  и достаточность персонала с  точки зрения квалификации и  опыта работы в заявленной  области; наличие, полнота и актуальность фонда нормативных документов и документов, регламентирующих деятельность органа оценки соответствия; техническая оснащенность; наличие и достаточность помещений; наличие действующей системы качества; оформление результатов оценки соответствия. Результаты проверки комиссия представляет на заключительном совещании полномочному представителю заявителя. Результаты проверки отражаются в акте (формы актов приведены в соответствующих требованиях к органам оценки соответствия), который должен содержать оценку соответствия заявителя критериям аккредитации. В графе «Проверяемые критерии» для различных органов оценки соответствия добавляются специфические требования.

 Акт проверки должен  быть подписан членами комиссии, в том числе обязательно специалистом (экспертом) по аккредитации проверяющего  органа, и полномочным представителем  заявителя. В акте проверки  указывается один из трех вариантов  заключения комиссии: невозможность  аккредитовать заявителя; возможность  аккредитовать заявителя после  исправления замечаний; возможность  аккредитовать заявителя. Акт  проверки должен содержать комментарии  относительно компетентности и  соответствия, а также указывать  на несоответствия, если таковые  имеются, чтобы их можно было  устранить для того, чтобы соответствовать  требованиям для аккредитации. В актах проверок и наблюдений строка «Особое мнение» заполняется членом комиссии по проверке в случае его особого мнения по любому из пунктов акта проверки. Экземпляр акта проверки должен быть направлен заявителю, который может представить свои замечания по указанному акту и в необходимых случаях сообщить о проведенных корректирующих мероприятиях по устранению выявленных несоответствий или о планировании корректирующих мероприятий в течение определенного срока. Заявитель должен разработать конкретные меры для устранения выявленных несоответствий.

   Орган, проводивший проверку, должен рассмотреть и провести анализ заявки, информации, полученной от заявителя и собранной при анализе и проверке представленных документов, акта проверки, документов, подтверждающих выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий (при их наличии) и другой информации, полученной в связи с аккредитацией. Целью этого рассмотрения является оценка соответствия заявителя критериям аккредитации. Если проверка и оценка проводились Территориальным уполномоченным органом, он составляет заключительный отчет и проект свидетельства об аккредитации и передает эти документы вместе с актом проверки в Центральный орган, который направляет их в Комиссию по аккредитации. В случае проведения проверки и оценки Центральным органом в Комиссию по аккредитации передаются проект свидетельства об аккредитации, акт проверки и сведения о выполнении заявителем корректирующих мероприятий с приложением подтверждающих документов. Принятие решения об аккредитации или об отказе в ней осуществляется на заседании Комиссии по аккредитации. Происходит оформление и выдача свидетельства об аккредитации. Центральный орган оформляет свидетельство об аккредитации с указанием в нем области аккредитации (формы свидетельств об аккредитации приведены в соответствующих требованиях к органам оценки соответствия) после получения положительного решения Комиссии по аккредитации. А также выдаёт оформленное свидетельство об аккредитации прошедшему аккредитацию заявителю тот орган, который проводил проверку и оценку. В свидетельстве об аккредитации устанавливается срок действия аккредитации не более пяти лет. Орган, который выдает свидетельство об аккредитации, и орган оценки соответствия подписывают договор, определяющий их взаимоотношения на период действия свидетельства об аккредитации.

В случае отказа в аккредитации, Центральный орган по согласованию с Комиссией по аккредитации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.

 

 Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приёма заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям.  Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения или научной организации на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по аккредитованным образовательным программам.

 В случае если требуется  изменение наименования образовательного  учреждения для приведения в  соответствие с его государственным  статусом, установленным при государственной  аккредитации такого образовательного  учреждения, ему выдается временное  свидетельство о государственной  аккредитации, срок действия которого  составляет один год. Свидетельство  о государственной аккредитации  выдается такому образовательному  учреждению на основании его  заявления и документов, подтверждающих  приведение его наименования  в соответствие с установленным  государственным статусом.

По результатам осуществления  административных процедур в рамках предоставления государственной услуги по государственной аккредитации образовательных  учреждений в 2012 году вновь аккредитовано 483 образовательных учреждения. По заявлениям образовательных учреждений осуществлено переоформление 197 свидетельств о государственной аккредитации. Структура вновь аккредитованных образовательных учреждений в 2012 году представлена в приложении 1. Наибольшую долю, как среди вновь аккредитованных образовательных учреждений в 2012 году, так и среди образовательных учреждений, которым переоформлены свидетельства о государственной аккредитации, занимают общеобразовательные учреждения (91,9% и 75,1% соответственно).

Изучив методическую литературу по теме нашей работы, мы пришли к выводу, что, аккредитация — это система контроля качества образования, которая позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля. Под аккредитацией образовательного учреждения понимается процедура признания государством в лице его государственных органов управлением образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Аккредитация образовательного учреждения проводится по итогам его аттестации.

 

 2.2. Лицензирование образовательной деятельности.

 

Порядок лицензирования образовательной деятельности регламентирован Постановлением Правительства РФ14. В нем устанавливается порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, в том числе, военного профессионального образования, осуществляемого образовательными учреждениями, научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.

В лицензии указываются: наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию; регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче; наименование и место нахождения лицензиата; идентификационный номер налогоплательщика; срок действия лицензии. Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются: перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения; квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;

контрольные нормативы и  предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно  к нормативам очной формы обучения.

Лицензия выдается не менее  чем на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок. Лицензирование образовательной  деятельности осуществляется Министерством  образования Российской Федерации, государственными органами управления образованием субъектов РФ и соответствующими органами местного самоуправления. Не только сама образовательная деятельность, но и льготы, установленные законодательством  для образовательных учреждений, возникают с момента выдачи ему  лицензии. Абитуриент, поступающий  в учебное заведение, вправе ознакомится  с его лицензией.

Для образовательных учреждений, независимо от их типа, ведомственной  принадлежности и организационно-правовой формы, Минобразованием России установлен единый срок представления документов на лицензирование образовательной деятельности с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года.

В 2012 году Ростобрнадзором проведено 1476 процедур лицензирования образовательной деятельности, по результатам которых переоформлено 1366 лицензий (в том числе, приложений к лицензиям) и вновь выдано 110 лицензий. По сравнению с 2011 годом число переоформленных лицензий (приложений к лицензиям) выросло в 2 раза, а количество вновь выданных лицензий снизилось более чем в 3,5 раза.

Информация о работе Государственное регулирование образования РФ