Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа
Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений
От развития образования во многом зависит экономическое и социальное развитие нашей страны в целом. Уровень и качество образования демонстрирует готовность страны к инновациям, интеграции в мировое сообщество. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Отметим, что продвижение
проекта образование основано на
двух взаимосвязанных подходах. Во-первых,
предстоит выявить возможные
«точки роста». Государство будет
стимулировать инновационные
Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.
Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы. Реализация Государственной программы будет осуществляться в 3 этапа: 1 этап: 2013-2015 годы; 2 этап: 2016-2018 годы; 3 этап: 2019-2020 годы.
Среди основных направлений реализации национального проекта «Образование» 11следует выделить:
- Создание инфраструктуры поддержки раннего развития детей (0-3 года). Семьи, нуждающиеся в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут обеспечены консультационными услугами в центрах по месту жительства и дистанционно. Не менее 70-75 % детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 % из них – за счет средств бюджетов.
- Повысится мотивация студентов к учебе, поскольку в экономике повысятся требования к компетенциям выпускников, появятся механизмы стимулирования качественной учебы. Нуждающиеся студенты с высокими результатами в учебе будут получать стипендию в размере прожиточного минимума. Всем иногородним студентам будет предоставлена возможность проживания в современных общежитиях.
- Повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг. Будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни.
- Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 % от средней заработной платы по экономике региона, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций – не менее 10 % к средней заработной плате в образовании региона. Повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров.
- Обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.
- Увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов;
- Будет сформирована сеть ведущих вузов страны.
Общий объем финансового
обеспечения Государственной
Успешная реализация проекта
позволит обеспечить системные изменения
по основным направлениям развития образования
России, а также будет эффективно
содействовать становлению
Таким образом, государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием. К основным функциям Министерства образования и науки Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки. Федеральная служба осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования. Образование в широком смысле представляет собой национальную, общественную категорию, потенциал, с помощью которого
государство может формировать людей по своему подобию. В настоящее время существует четыре уровня структуры управления образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения. Определение и осуществление политики в области образования чаще всего реализуется с помощью принятия целевых программ развития образования субъектов РФ, которые в свою очередь разрабатываются на основе и в соответствии с Федеральной программой развития образования. От развития образования во многом зависит экономическое и социальное развитие нашей страны в целом.
Глава 2 Государственная аккредитация и лицензирование образовательной деятельности в РФ.
2.1. Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций.
Аккредитация образовательного
учреждения – это процедура признания
государством в лице его государственных
органов управления образованием государственного
статуса образовательного учреждения
(типа, вида, категории образовательного
учреждения, определяемых в соответствии
с уровнем и направленностью
реализуемых образовательных
Общеобразовательное учреждение с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями12.
Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.
Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственная аккредитация
образовательного учреждения
Гражданин имеет право на получение образования и гарантии свободы преподавания и различных видов творчества13. При этом признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина являются, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обязанностью государства. Тем самым в качестве одной из основных целей государственного управления в сфере образования определяется гарантирование и защита права личности на образование и иных прав и свобод человека и гражданина в области образования. Государственные гарантии в сфере образования заключаются, в том числе, и в установлении государственных требований к содержанию и качеству образования и проверке соответствия деятельности образовательных учреждений этим требованиям. В современной системе образования в мире, аккредитация рассматривается как основное средство обеспечения необходимого качества образования. Это достигается за счет введения соответствующих нормативных документов, определяющих требования к условиям образовательного процесса и содержанию образовательных, в частности профессиональных, программ и оценки соответствия образовательного процесса в конкретном учебном заведении этим требованиям.
Процедура аккредитации включает следующие этапы:
- представление заявки на аккредитацию с приложением необходимых документов;
- анализ документов, представленных для аккредитации;
-проверку и оценку заявителя на месте;
- анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации;
- оформление, регистрацию и выдачу свидетельства об аккредитации (либо мотивированного отказа в аккредитации);
- периодический контроль над деятельностью аккредитованной организации.
Каждый последующий
этап аккредитации проводится
при положительном результате
предыдущего этапа. Все этапы,
связанные с аккредитацией,
Представление заявки на аккредитацию. Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве органа оценки соответствия, подает заявку на аккредитацию в Центральный орган или Территориальный уполномоченный орган, имеющий полномочия в заявляемой области аккредитации и расположенный, как правило, в территориальной близости от заявителя. Организации или их подразделения, являющиеся территориальными уполномоченными органами, подают заявку на аккредитацию в качестве органа оценки соответствия только в Центральный орган.
В заявке на аккредитацию должны быть отражены:
- вид аккредитации (первичная, повторная, расширение области аккредитации);
- вид органа оценки соответствия;
- сведения о заявителе;
- заявляемая область аккредитации;
- осведомленность заявителя о процедуре аккредитации;
- готовность заявителя
добровольно и в полной мере
выполнять процедуру
- подтверждение заявителем
своего согласия добровольно
выполнять требования, обусловленные
аккредитацией, в том числе
в отношении предоставления
К заявке прилагают комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности органа оценки соответствия к аккредитации и возможности проведения ее проверки и оценки. Орган, который будет проводить проверку и оценку, должен зарегистрировать заявку, рассмотреть ее и прилагаемые документы на соответствие их состава и достаточности установленным требованиям. В случае достаточности представленных материалов с заявителем заключается договор на проверку. При недостаточности представленных материалов процедура рассмотрения приостанавливается до получения необходимых документов.
Информация о работе Государственное регулирование образования РФ