Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:57, курсовая работа
Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты изучения инфраструктуры муниципальной экономики.
1.1. Понятие и классификация инфраструктуры муниципального образования…………………………………………………………………….7
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципальной экономики…………………………………………..12
2. Анализ функционирования инфраструктуры г. Барнаул Ленинского район.
2.1.Характеристика особенностей инфраструктуры города Барнаула……18
2.2. Состояние инфраструктуры Ленинского района………………………..21
3. Развития инфраструктуры Ленинского района города Барнаула……....23
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35
МИНЕСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННИЫ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики
Курбаков Николай Иванович
Курсовая работа
По муниципальному хозяйству
На тему: «Инфраструктура города – понятие и составляющие, проблемы развития».
Специальность государственное и муниципальное управление
Ведущий преподаватель – Бучнева Е.В.
СТУДЕНТ 5 КУРСА
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Курбаков Н.И.
Барнаул 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты
изучения инфраструктуры
1.1. Понятие и классификация
инфраструктуры муниципального образования…………………………………………………
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципальной экономики…………………………………………..12
2. Анализ функционирования инфраструктуры г. Барнаул Ленинского район.
2.1.Характеристика особенностей инфраструктуры города Барнаула……18
2.2. Состояние инфраструктуры Ленинского района………………………..21
3. Развития инфраструктуры Ленинского района города Барнаула……....23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Децентрализация и демократизация государственного управления, передача органам местного самоуправления значительных полномочий для решения вопросов социально-экономического развития муниципальных образований ставит перед органами управления на местах сложные и неординарные задачи.
По существу, в условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика города и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса.
В целях разработки, принятия и реализации эффективных экономических решений инфраструктура рынка и экономика города должна пониматься как комплексное знание, как единое целое, во взаимосвязи и взаимодействии ее основных элементов. В этом контексте, очевидно, что ее предметная область существенно шире и сложнее, чем предметная область муниципальной экономики. Как самостоятельное предметное поле специализации, сложившееся в мировой практике достаточно давно, экономика города "вышла" из пространственной экономики, а также экономики общественного сектора.
Актуальность данного
исследования обусловил тот факт,
что переход к рыночной экономике
не поколебал традиционного
И ресурсы, и полномочия,
и ключевые инструменты муниципального
развития держит в своих руках
центр. Губернаторы и мэры сталкиваются
с тем, что интерес федеральных
ведомств к развитию муниципальных
инфраструктур невысок. Даже крупный
по региональным меркам проект, который
может дать городскому округу заметный
социально-экономический эффект (дополнительные
рабочие места, рост налоговых платежей,
развитие смежных отраслей), для
федерального чиновника остается неприоритетным.
Внимание центра способны привлечь только
те муниципальные образования, на территории
которых планируются или
В связи с вышеизложенным, актуализируются проблемы особенностей функционирования инфраструктуры муниципальной экономики, среди которых основными являются:
- недооценка роли и
места инфраструктуры, отсутствие
пропорциональности между
- отсутствие еще
Развитие территорий, отвечающее
современным требованиям, может
быть эффективным лишь при условии
преодоления тенденции
Объект исследования: инфраструктура городского округа Барнаула;
Предмет исследования: особенности функционирования инфраструктуры экономики;
Цель курсовой работы: Исследование сущности и специфики инфраструктуры муниципальной экономики и особенностей её функционирования в рыночной экономике;
Задачи курсовой работы:
- Теоретически изучить
основы функционирования
- Выявить особенности
и роль инфраструктуры как
системы функционирования
- Исследовать особенности инфраструктуры, как основного регулятора рыночной экономики;
- Выявить достоинства
и несовершенства
- Разработать практические
рекомендации для оптимизации
системы регулирования
Методы исследования, применяемые в работе: обработка статистических данных, метод сравнения, сопоставления аналитических данных, изучение статей и монографий.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассматриваются теоретические основы инфраструктуры муниципального образования, рассматривается ее структура, роль в экономике. Также рассматривается основная классификация инфраструктуры, ее особенности и ресурсы, необходимые для ее функционирования.
Вторая глава посвящена анализу составляющих инфраструктуры городского округа Барнаула Ленинского района за период 2010-2013гг, дается характеристика ее основных показателей, определяются основные проблемы и положительные стороны ее функционирования.
Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, специальная литература, периодические издания, Интернет-ресурсы.
1. Теоретические
аспекты изучения
1.1. Понятие и классификация инфраструктуры муниципального образования.
Основу организации
Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. Оно относится к отраслям непроизводственной сферы.
В состав градообслуживающей сферы входят:
- жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);
- транспортный комплекс;
- строительный комплекс
(жилищно-гражданское
- комплекс потребительского
рынка (торговля, общественное питание,
бытовое обслуживание
- комплекс служб,
- системы управления, связи,
информации и другие
Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той мере, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.
Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д
В самом общем виде понятие инфраструктура определяют как совокупность отраслей хозяйства, оказывающих разнообразные услуги производственного характера или по обслуживанию населении. В более полной трактовке, учитывающей функциональные особенности инфраструктуры, ее можно определить как совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования материального производства (производственная инфраструктура), рынка (рыночная инфраструктура) и нематериальной сферы (социальная инфраструктура). Она включает: пути сообщения, трубопроводы, портовые сооружения, линии электропередач (ЛЭП), связи, системы водоснабжения, другие коммуникации; складское хозяйство, элеваторы, предприятия торговли, биржи, банки; учреждении культуры, науки, образования, сферы обслуживания и т.п.
Возросшая во всем мире роль научно-технического прогресса и информационно-управленческого обеспечения производственных процессов позволяет выделить в качестве самостоятельной подсистемы научно- техническую инфраструктуру (научные, информационные, вычислительные центры, телекоммуникации, космодромы и т.п.). В концентрированном виде научно-техническая инфраструктура представлена в технопарках и технополисах - местах (центрах), где, как правило, на ограниченной по размерам территории сосредотачиваются научные учреждения, проектно-конструкторские организации и промышленные предприятия, связанные с разработкой и выпуском новейших технологий и наукоемкой продукции.
Первые такие центры стали возникать в США еще в 50-х гг. XX в., а наибольшее их распространение началось в 1980-е гг. Сегодня в мире функционируют сотни технопарков и технополисов, в том числе в странах Западной Европы, США, где в штате Калифорния находится один из крупнейших в мире технопарков— «Силикон Вэлли» («Кремниевая долина»), в Японии, Южной Корее, Китае и др. Подобные крупные научно-технические комплексы сформировались и в ряде городов нашей страны — подмосковных Троицке, Дубне, Пущино, Зеленограде, в Арзамасе (Нижегородская область), Уфе, Томске, академ городке под Новосибирском и некоторых других. Значение инфраструктуры трудно переоценить. В условиях рыночной экономики она обеспечивает взаимодействие хозяйствующих субъектов, перемещение товаров и услуг от производителей к потребителям, финансовые потоки, функционирование рынка рабочей силы, развитие научно-технического прогресса. Уровень развития инфраструктуры служит важным индикатором (показателем) предпринимательской активности и оценки предпринимательского климата (в т.ч. инвестиционной привлекательности) территории.
Для того чтобы оценить инфраструктурный потенциал территории и выявить порайонные различия в уровне развития инфраструктуры воспользуемся представлением о ней как совокупности основных (производственных и непроизводственных) фондов территории. Тогда можно рассчитать интегральный показатель фондонасыщенности (Фн), отражающий величину стоимости основных фондов на единицу площади:
Фн = Ф/S,
где Ф — величина стоимости основных фондов территории >. (района), в руб.; S — площадь, км2.
Чем больше показатель фондонасыщенности территории, тем соответственно выше ее инфраструктурный потенциал. Для сравнительной характеристики фондообеспеченности отдельных регионов определенный интерес представляют также абсолютный показатель величины основных фондов и показатель удельного веса района в стоимости основных фондов страны. Оценка инфраструктурного потенциала г.о. Самара представлена в таблице 1.
Некоторые наиболее крупные элементы инфраструктуры общего пользования, особенно коммуникационные системы, имеют исключительное значение для развития экономики государства и его регионов, организации внутри- и внешнеэкономических связей. К ним, в частности, относятся: единая железнодорожная сеть страны (ОАО «Российские железные дороги»), единая система энергоснабжения (РАО «ЕЭС»), электросвязи, единая система газо- нефте- и продуктопроводов (компании «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт»), аэропорты, морские порты. Эти системы представляют собой так называемые естественные монополии, тарифы, на услуги которых регулируются государством в соответствии с действующим антимонопольным законодательством.
Информация о работе Инфраструктура города – понятие и составляющие, проблемы развития