Инфраструктура города – понятие и составляющие, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты изучения инфраструктуры муниципальной экономики.
1.1. Понятие и классификация инфраструктуры муниципального образования…………………………………………………………………….7
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципальной экономики…………………………………………..12
2. Анализ функционирования инфраструктуры г. Барнаул Ленинского район.
2.1.Характеристика особенностей инфраструктуры города Барнаула……18
2.2. Состояние инфраструктуры Ленинского района………………………..21
3. Развития инфраструктуры Ленинского района города Барнаула……....23
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Муниц.хоз. Курбакоф новая.docx

— 51.85 Кб (Скачать файл)

От ЖКХ к транспорту: в Барнауле действует более ста  маршрутов общественного транспорта, из которых 11 трамвайных и 3 троллейбусных. Нехватки транспорта не наблюдается  почти не в одном районе города: частные автобусы и «маршрутки»  вездесущи. Ходить общественный транспорт  начинает с шести утра и заканчивает  в одиннадцать вечера, но если ехать  приходится в отдаленный район, например, в один из поселков, лучше поторопиться – после половины десятого шансы  попасть домой не на такси приближаются к нулю.

Кстати, о такси. Без преувеличения, Барнаул – один из самых «таксинасыщенных»  городов России. Почти у каждого  уважающего себя барнаульца есть не только любимая служба такси, но и «свой» таксист, которому так приятно позвонить  при знакомых. Тарифы барнаульских такси весьма демократичны и составляют в среднем сто рублей в любой  конец города, исключая отдаленные районы.

Но, разумеется, самый распространенный вид транспорта в Барнауле – «собственный автомобиль». Водить барнаульцы любят, автошкол в городе несметное количество, поэтому за рулем можно увидеть  кого угодно.

В связи с увеличением  транспортного потока в последние  пять лет в Барнауле стали традиционными  пробки. Самыми напряженными в этом отношении считаются главные  городские магистрали: Павловский тракт, улицы Малахова и Попова, а также  проспекты Ленина и Красноармейский. Стоя в пробке или выбираясь из нее какой-нибудь междудворовой  лазейкой, водители обычно говорят  о дорожных проблемах. Несмотря на регулярные выделения средств из государственного бюджета, ремонт дорожных покрытий, увы, далеко не идеален. В некоторых районах (например, на Булыгина) неидеален настолько, что редкий водитель рискнет сунуться сюда в демисезонье. Так что пословица  «В России две беды…» за рулем барнаульских авто произносится часто.

И еще немного об инфраструктуре, в частности о здравоохранении  и образовании. В Барнауле работают 230 лечебно-профилактических учреждений: краевые специализированные центры и межрайонные отделения, городские  больницы (в том числе 3 детских  и 2 детских инфекционных), госпиталь, санатории, родильные дома, поликлиники (из них 7 детских и 2 стоматологических), муниципальные аптеки, а также  травмпункты, женские консультации, станции переливания крови, психиатрические  диспансеры и ведомственные лечебные учреждения при ГУВД и Алтайском  отделении железной дороги, – в  общем, всех вылечат. Для тех, кто  предпочитает частные медицинские  услуги, в Барнауле есть большое  количество медицинских центров, как  многопрофильных, так и специализированных. При Железнодорожной больнице Барнаула работает одно из лучших в Сибири отделений  отоларингологии и пластической хирургии, поэтому гости, желающие «подправить  носик», в Барнауле не редкость.

Высшее образование в  Барнауле предоставляют государственные  вузы (Алтайский государственный  аграрный университет, Алтайский государственный  медицинский университет, Алтайская  государственная педагогическая академия, Алтайская академия экономики и  права, Алтайская государственная  академия культуры и искусств, Алтайский  экономико-юридический институт и  Барнаульский юридический институт МВД России), а также филиалы  и представительства вузов из других городов страны. Специалистов со средним специальным образованием готовят техникумы, колледжи, два  педучилища, музыкальное и медицинское  училища. Среди общеобразовательных  школ Барнаула большое процент составляют лицеи и гимназии с математическим или языковым уклоном. Все они  регулярно участвуют в городских  конкурсах, поэтому для своего чада родители могут выбрать школу  по официальным оценкам качества образования.

Дошкольное образование  в Барнауле представлено муниципальными, ведомственными и частными детскими садами. Несмотря на кажущийся достаток дошкольных заведений, проблема очередей в детский сад в Барнауле очень  актуальна, поэтому родителям приходится проявлять настойчивость и стойкость. Для тех же, кто к этому не готов, есть частные детские сады: их стоимость колеблется от 8 до 12 тысяч  рублей в месяц.

2.2. Состояние инфраструктуры  Ленинского района города Барнаула.

Ленинский район образован  в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 31.03.1972 № 14/704 «Об образовании Ленинского района в городе Барнауле Алтайского края».

С момента образования  Ленинский район считался одним  из самых крупных и многочисленных в городе Барнауле. Большая часть, расположенных на территории района, промышленных предприятий имеет  богатую историю, связанную с  послевоенным промышленным бумом и  освоением целинных земель.

Ленинский район площадью 12560 га расположен в северо-западной части  города Барнаула на равнинной  местности, граничит с Октябрьским, Индустриальным, Железнодорожным районами города Барнаула, Павловским, Тальменским, Первомайским районами Алтайского края. На его территории расположены поселки  Научный Городок, Березовка, Землянуха, Казенная Заимка, село Гоньба.

С запада район граничит с рекой Обь. По левому берегу реки Оби в оползневой зоне расположен частный сектор.

На сегодняшний день в  Ленинском районе проживает более 150 тысяч человек. На его территории 29 микрорайонов, 1 проспект, 3 площади,        136 улиц и 17 проездов.  Инфраструктура района включает в себя 9 крупных  и средних промышленных предприятий, 682 многоквартирных дома,          238 магазинов, 66 предприятий общественного питания, 19 школ, 30 детских садов.

Пригородная территория  представлена  150 кв. км земель, из них  около 1600 га находятся под поселениями, остальные являются землями сельскохозяйственного  назначения, находящимися в федеральной  собственности.  

Район  стабильно занимает 2 место в городе по объему промышленного  производства с удельным весом 20%.  

Крупнейшие управляющие  компании МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района и ООО «ДЕЗ – 2 Ленинского района»  обслуживают      70% многоквартирных домов.

В Ленинском районе 25 средних  школ, 2 лицея, гимназия, 32 детских дошкольных учреждений, 9 библиотек, 2 музыкальные  школы. Много танцевальных, театральных, вокальных коллективов в ДК «Моторостроитель», ДК Барнаула.

На территории района находится  памятник В. М. Шукшину.

Действуют 2 стадиона, 3 бассейна, ипподром.

 

 

 

 

 

 

 

3. Развития инфраструктуры Ленинского района города Барнаула.

Концепция муниципальной  программы «Социально-экономическое развитие Ленинского района города Барнаула на 2013 – 2017гг.»

 Цели и задачи Программы

Главной целью Программы  является повышение качества жизни  населения на основе целенаправленного  развития района как промышленного  и научно-образовательного центра города Барнаула.

         В Программе структурно выделены  три блока целей, соответствующих  целям среднесрочного социально-экономического  развития Ленинского района города Барнаула.

1. Улучшение условий для  гармоничного развития личности  на основе повышения доступности,  качества и разнообразия услуг  в сфере образования, здравоохранения,  культуры и спорта предусматривает  следующие направления:

улучшение демографической  ситуации в районе;

улучшение ситуации на рынке  труда, создание безопасных условий  труда на производстве;

развитие системы здравоохранения  и улучшение состояния здоровья населения;

развитие физической культуры и спорта и создание условий для  укрепления здоровья населения;

создание условий для  успешного развития потенциала молодежи и ее эффективной самореализации через участие в социально  значимых мероприятиях района;

повышение доступности качественного  образования, соответствующего требованиям  инновационного, социально- ориентированного развития экономики района, современным  потребностям граждан;

развитие и поддержка  культурно-досуговой инфраструктуры района;

повышение доступности товаров  и услуг для социально незащищенных слоев населения;

развитие некоммерческих организаций.

2. Повышение эффективности,  безопасности и надежности жилищно-коммунального  хозяйства и систем жизнеобеспечения  предусматривает следующие направления:

обеспечение населения качественным и доступным жильем;

повышение эффективности  и надежности функционирования жилищно-коммунального  хозяйства, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению  района;

благоустройство и озеленение района, продолжение строительства, реконструкции и расширения дорог.

  3. Обеспечение устойчивого  экономического роста предусматривает  следующие направления:

стабилизация работы предприятий  района, увеличение объемов промышленного  производства, повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции;

создание условий для  эффективного развития инфраструктуры потребительского рынка и удовлетворение потребностей жителей района в качественных товарах и услугах;

развитие предпринимательства  в районе;

увеличение объема инвестиций в основной капитал.

 План мероприятий Программы.

 Программа предполагает  выполнение мероприятий, способствующих  экономическому и социальному  развитию района, достижению намеченных  целей. Программные мероприятия  определены с учетом приоритетных  направлений развития района.

Механизм реализации включает в себя реализацию на территории Октябрьского района программ и проектов, финансируемых  из бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников

Стратегическими приоритетами, определяющими экономическое и  социальное развитие района на период до 2017 года, являются:

- создание условий для  развития базовых секторов экономики,  совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование  экономики, содействие росту предпринимательской  активности;

- развитие инженерной инфраструктуры (жилищно-коммунальное хозяйство);

-   развитие социокультурной  среды.

В районе продолжится политика содействия реформированию предприятий  и отраслей, внедрению новых инновационных  технологий. Будут осуществляться техническое  перевооружение, технологическая реконструкция  и модернизация имеющихся производственных мощностей. Особое внимание предполагается уделять созданию благоприятных  условий для развития малых предприятий.

Мероприятия Программы определяют направления деятельности органов  местного самоуправления, субъектов  экономической деятельности, общественных формирований района, направленных на достижение поставленных целей и решение необходимых задач.

Программные мероприятия  сформированы на основе информационных данных участников Программы.

 Ресурсное обеспечение  Программы.

Финансовое обеспечение  реализации программных мероприятий  ориентировано на использование  собственных средств предприятий  и организаций, кредитов коммерческих банков, а также средств федерального, краевого и городского бюджетов.

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, за счет всех источников финансирования составит                    10040301,0 тыс. рублей.

Реализация программных  мероприятий предполагается за счет средств:

- городского бюджета   – 380897,5 тыс.рублей (3,8%);

- внебюджетных источников  – 9659403,5 тыс.рублей (96,2%).

Объемы финансирования Программы  за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов ежегодно будут  уточняться, исходя из возможностей бюджетов на соответствующий финансовый год.

В условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов важными источниками средств  для реализации коммерческих проектов станут кредиты коммерческих банков, а также собственные средства предприятий. Государственная поддержка  инвесторов при реализации инвестиционных проектов будет осуществляться в  виде субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам. В качестве мер государственной поддержки  предусматривается также использование  гарантий краевого и муниципального бюджетов.

Объемы и источники  финансирования по годам приведены  в паспорте Программы.

 Механизм реализации  Программы.

 Механизм реализации  Программы направлен на обеспечение  выполнения всех программных  мероприятий в рамках социальной, экономической, финансовой, а также  инвестиционной политики. Необходимым  условием реализации Программы  является взаимодействие администрации  города, администрации района, Барнаульской  городской Думы, субъектов хозяйствования  и общественности.

 Реализация Программы  предусматривает использование  всех имеющихся инструментов  осуществления государственной  политики на муниципальном уровне:

- механизмы налогового  и инвестиционного регулирования; 

Информация о работе Инфраструктура города – понятие и составляющие, проблемы развития