Инфраструктура города – понятие и составляющие, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты изучения инфраструктуры муниципальной экономики.
1.1. Понятие и классификация инфраструктуры муниципального образования…………………………………………………………………….7
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципальной экономики…………………………………………..12
2. Анализ функционирования инфраструктуры г. Барнаул Ленинского район.
2.1.Характеристика особенностей инфраструктуры города Барнаула……18
2.2. Состояние инфраструктуры Ленинского района………………………..21
3. Развития инфраструктуры Ленинского района города Барнаула……....23
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Муниц.хоз. Курбакоф новая.docx

— 51.85 Кб (Скачать файл)

Инфраструктура от лат. означает «инфра», -  внизу, под, и «структура» - строение, расположение. Это слово  употребляется с начала 19 века. Этим словом обозначали комплекс тыловых  сооружений, обеспечивающих действие вооруженных сил. В экономику  этот термин вошел в 40-хх гг. 20 века и  в него внедрили значение -  комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих промышленное и сельское производство.

Инфраструктура - это система  обслуживания, создающая благоприятные  условия в основных отраслях экономики, удовлетворяющие потребности населения.

Инфраструктура - это структура  материально-технических систем, имеющихся  в распоряжении хозяйствующих единиц, которая обеспечивает выполнение ими  основных функций. Инфраструктура - это  совокупности отраслей в экономике, обслуживающих производство и население.

Особенности инфраструктуры:

1) она не учувствует  в производстве натуральных ценностей;

2) ее основная функция  – оказывать услуги производственного  и непроизводственного назначения;

3) она носит межотраслевой  характер;

4) большая капиталоемкость  и длительный процесс создания;

5) сфера с большой долей  естественной монополии, где требуются  нерыночные механизмы регулирования; 

6) пространственная незаменяемость.

Классификация:

1) по видам оказываемых  услуг (энергохозяйство, транспорт,  торговля, ЖКХ, образование, здравоохранение,  наука, управление и др.);

2) по пространственной  принадлежности (инфраструктура отдельных  предприятий, местная, региональная, государственная, международная);

3) по территориальной  принадлежности (магистральная, региональная, локальная);

4) по средам пространства (сухопутные, водные, воздушные, космические);

5) по функциям (производственная, социальная);

Проблемы развития инфраструктуры:

1) недооценка роли и места инфраструктуры;

2)отсутствие пропорциональности между развитием хозяйства и инфраструктуры (отстает);

3) несбалансированность различных видов инфраструктур;

4)остаточный принцип финансирования;

5)изношенность объектов инфраструктуры;

6) отсутствие еще невыработанного  механизма проведения региональной  политики в отношении инфраструктуры.

Определяя место инфраструктуры в системе национального хозяйствования следует заметить: деятельность инфраструктурной составляющей изначально предполагает обслуживание структурных составляющих муниципальной экономики. Но в развитых странах современная инфраструктура развивается более ускоренными  темпами, чем структурная составляющая экономики. Это объясняется рядом  факторов:

1. Произошло заметное  опережение развития производственного  сектора и отставание инфраструктуры, что стало отрицательно сказываться  на развитии экономики. Развитые  страны стали активно инвестировать  в инфраструктурные отрасли. Это  процесс “сервизации экономики”.

2. Углубление общественного  разделения труда.

3. Диверсификация производства.

4. Рост доходов населения  и т.д.

Инфраструктурные отрасли  обладают определенными преимуществами:

1. Малая материалоемкость.

2. Высокий мультипликационный  эффект увеличения спроса на  продукцию инфраструктурных отраслей.

3. Благоприятное влияние  на положение в сфере занятости.

4. Сохранение спроса на  продукцию инфраструктурных отраслей  в периоды спада и депрессий.

1.2. Роль инфраструктуры  как система функционирования  основных отраслей муниципальной  экономики.

Изначально понятие «инфраструктура» означало определен­ную совокупность объектов и сооружений, которые обеспечива­ли  функционирование вооруженных сил. Позднее (в 40-х годах) в зарубежной экономической литературе это понятие  начали упот­реблять для характеристики отраслей, которые обеспечивали раз­витие  материального производства (дороги, мосты, порты, аэродромы, линии электропередач и т.п.).

«Инфраструктура» как  категория технологического способа  производства является совокупностью базовых отраслей и техникоэкономических отношений между людьми в процессе их деятельности относительно обеспечения условий производства, обращения, распределения и потребления товаров и услуг. Ведь именно в процессе её специализации, кооперирования, обмена деятельностью и других форм технико-экономических отношений осуществляется движение товаров от одного субъекта хозяйствования к другому.

Инфраструктура развивается  в определенных общественных формах. Такими формами, прежде всего, являются отдельные (государственная, частная и коллективная) и смешанные типы соб­ственности, которые образуются вследствие объединения двух или больше типов собственности. С учетом этого, современную инфраструктуру можно определить как совокупность базовых отраслей (или материальную основу экономической системы) и со­вокупность экономических отношений (прежде всего, отношений экономической собственности), которые возникают и развивают­ся в процессе деятельности людей относительно использования объектов инфраструктуры и присвоения условий и результатов такой деятельности, а также государственного регулирования этих отраслей.

Сущность инфраструктуры подробно раскрывается в выпол­няемых ею функциях. Такими функциями являются:

1) движение разных видов  ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) между функционирующими  предприятиями и организациями,  производителями и потребителями; 

2) куплипродажа разнообразных товаров;

3) обеспечение информацией  учас­тников рынка; 

4) повышение эффективности  работы субъектов рыночных отношений  вследствие их специализации; 

5) организационно-правовое оформление регулированных рыночных отношений;

6) отображение экономической  конъюнктуры в общем, важнейших  видов рынка в частности; 

7) содействие процессу  государственного регулирования экономики и контроля над рыночными процессами.

8) способствование оказанию  населению услуг для их нормальной  жизнедеятельности

Сущность инфраструктуры разворачивается в целостность  в процессе использования основных объектов инфраструктуры или ее составляющих и элементов.

Роль инфраструктуры заключается  в следующем:

1) создает условия для  непрерывности воспроизводства;

2) обеспечивает связь  между фазами воспроизводственного  процесса;

3) ускоряет экономический  оборот;

4) способствует эффективному  использованию ресурсов региона;

5) интегрирует региональную  экономику в национальную;

6) уменьшает накладные  издержки (уменьшает себестоимость).

Инфраструктура выступает  как результат развития производительных сил общества; она является отражением тех экономических отношений, которые  сложились на данном этапе; содержание инфраструктуры определяется единством  составляющих её отраслей, а ее функционирование во многом зависит от ресурсов, которыми обладает то или иное муниципальное  образование.

Характеристики ресурсов выдаются ведущими отраслевыми институтами  городских округов с учетом анализа  состояния на конкретный момент времени. Ограничения ресурсов сырья  балансируются  с потребностью в них городских  округов. В качестве регулятора использования  сырьевых ресурсов принимались денежные оценки углеводородного сырья на момент проведения исследований.

Топливно-энергетические ресурсы - ресурсы общего назначения. Оцениваются  с учетом сложившегося уровня затрат электроэнергии, топлива.

Земельные ресурсы. Оцениваются  относительно, но с учетом возможной  прибыли от использования земель в сельском хозяйстве.

Водные ресурсы - ресурсы  общего назначения. Оценку фактора  использования воды проводят с учетом потребности ее для технологических  нужд: балансированный забор вод, сток вод.

 

Трудовые ресурсы - локальные  ресурсы общего пользования. Оцениваются  по уровню надбавок к заработной плате  в зависимости от городского округа. Кроме надбавок на заработную плату  устанавливаются ограничения на использования труда конкретной отраслью в данном округе, так как  существуют объективные экономические  пределы использования этого  дефицитного вида ресурсов.

Капитальные вложения. Особенности  этого вида ресурсов находят отражение  через коэффициенты, отражающие стоимость  строительно-монтажных работ. Эти  коэффициенты учитывают специфику  каждого города, региона, отражают различия стоимости строительно-монтажных  работ.

Социальная инфраструктура - один из важнейших показателей  экономического уровня городского округа, характеризующий необходимость  строительства объектов городского хозяйства непроизводственного  назначения (предприятий торговли, быта, общественного питания, медицинского обслуживания). Эти расходы удорожают  строительство и связанны с миграцией  населения.

И социальная инфраструктура, и производственная являются составляющими  муниципальной экономики и являются объектом управления муниципальной  экономической политики.

Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется  как синоним понятий "муниципальное  хозяйство" (совокупность хозяйствующих  субъектов, находящихся в муниципальной  собственности) или "местное хозяйство" (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства). Муниципальную экономику можно  рассматривать также как часть  национальной экономики, раздел экономической  науки, учебную дисциплину. С позиций  муниципального управления будет использоваться следующее определение.

 

 Муниципальная экономика  - это совокупность экономических  ресурсов муниципального образования,  обеспечивающих удовлетворение  жизненных потребностей населения,  и отношений по их использованию.

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и процессами на территории - важнейший компонент  муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что  муниципальная экономика - это экономика  оказания муниципальных услуг.

Муниципальная экономическая  политика - система целей и методов  наиболее эффективного использования  экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической  политики вытекают из общих целей  и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению  к ним.

Экономические ресурсы - многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и  другие ресурсы, используемые в экономической  деятельности.

Объекты социальной сферы  относятся к городскому хозяйству  в той мере, в какой они являются имущественными комплексами и требуют  обслуживания и ремонта.

 Чем больше город  по численности населения и  территории, тем больше услуг  должны предоставлять предприятия  и организации городского хозяйства  не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного  жителя. Большим городам необходима  хорошо развитая сеть общественного  транспорта и дорожная сеть. Повышение  этажности жилых зданий вызывает  потребность в лифтовом хозяйстве,  подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии  и т.д.

2. Анализ функционирования  инфраструктуры г. Барнаул   Ленинского район.

2.1.Характеристика  особенностей инфраструктуры города Барнаула.

В сфере ЖКХ в Барнауле, как и во многих других городах, есть свои проблемы и недоработки. В первую очередь, это ветхий жилой фонд (жилые  дома малоэтажной застройки в  деревянном исполнении) и дома, требующие  капитального ремонта, сосредоточенные  в основном в спальных районах  Барнаула. Условия проживания в таких  домах, даже при полностью проведенном  ремонте в квартире, оставляют  желать лучшего. Что касается управления в сфере ЖКХ, то большинство собственников  жилья в Барнауле на сегодняшний  день выбрали управляющие компании, на втором месте по популярности –  ТСЖ, а наименьшее количество жильцов  отдали себя во власть непосредственного  управления. Преимущества и недостатки есть во всех трех видах: в первом случае барнаульцы часто жалуется на завышение  тарифов и платежи «ни за что», во втором – за необязательность и  безответственность более половины жильцов дома, в третьем вообще перечисляют сплошные недостатки.. Правда, когда у нас кто-то был  полностью всем доволен?

Еще одна излюбленная тема барнаульских бабушек на лавочках и  офисных сотрудников во время  перерывов на чай – коммунальные платежи. Опущу подробности этих увлекательных разговоров, и перечислю  только сухие цифры на 2012 год: водоснабжение  – 12,83 руб. за 1 куб. м, водоотведение  – 10,07 руб. за 1 куб. м, электроэнергия – 2,81 рубля за 1 кВт/ч, а в домах, оборудованных  стационарными электроплитами, – 1,967 рубля, теплоэнергия в зависимости  от предприятия – от 1031,84 рубля  за 1 Гкал тепла до 1775,2 рубля за 1 Гкал. В общем, берите блокнот и ручку: посчитать, во сколько для вас  обойдется пользование благами  барнаульских коммунальных служб, несложно.

Информация о работе Инфраструктура города – понятие и составляющие, проблемы развития