Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:16, дипломная работа
Цель исследования: изучение органов местного самоуправления как система управления муниципальным образованием.
Задачи исследования:
- изучение зарождения и развития органов местного самоуправления в России;
- изучение общей характеристики органов местного самоуправления;
Введение
Глава 1. Общеисторические аспекты становления и общая характеристика системы органов местного самоуправления
1.1. Зарождение и развитие органов местного самоуправления в России
1.2. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления в Усть-Лабинском районе
2.1. Характеристика органов местного самоуправления в Усть-Лабинском районе
2.2. Проблемы возникающие в деятельности органов местного самоуправления и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы
В 1992 году впервые органы
местного самоуправления были выведены
из системы органов
Указом Президента РФ от
26.10.93 года №1760 «О реформе местного
самоуправления в РФ» деятельность
городских и районных Советов
народных депутатов была прекращена,
их функции были переданы соответствующим
местным администрациям. Согласно данному
Указу все главы местных
Конституционная реформа 1993
года завершила процесс
С 1993 года в России практически перестали существовать институты местного самоуправления. Все полномочия органов местной власти сосредотачивались в компетенции назначаемых глав администраций. Представительные органы наделялись формально некоторыми контрольными полномочиями, которые на практике не могли быть реализованы.
Помимо Конституции РФ
1993 года вторым по важности документом
в области развития органов местного
самоуправления является принятый 28 августа
1995 года Федеральный Закон №154-ФЗ
«Об общих принципах
Таким образом, рассмотрев,
исторические корни современной
системы органов местного самоуправления
можно сказать что, минувший XX век
принес понимание того, что демократическое,
правовое государство, гражданское
общество может решать свои основные
задачи только при наличии развитой
системы местного самоуправления. Причем
объем полномочий этих органов должен
определяться возможностями их реализации.
Только при таком подходе возможно
оптимальное сочетание
История развития органов местного самоуправления в России отчетливо демонстрирует его основные особенности. Во-первых - местная власть находилась в серьезной зависимости от государственной власти, практически все серьезные изменения в системе местного самоуправления инициировались «сверху». Во-вторых: развитие органов местного самоуправления шло маятникообразно - этапы интенсивного развития сменялись периодами их централизации. Исторический путь развития системы органов местного самоуправления в России был противоречив и зачастую прокладывался под диктовку государства, но, тем не менее, основы современной системы органов местного самоуправления были сформированы на базе уже имеющегося исторического опыта.
1.2. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика
Местное самоуправление - это
форма народовластия, обеспечивающая
населению возможность
Под органами местного самоуправления,
понимают выборные и другие органы,
наделенные полномочиями на решение
вопросов местного значения и не входящие
в систему органов
- не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции);
- в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции).
Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) четко определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы:
1) представительный орган муниципального образования;
2) глава муниципального образования;
3) местная администрация;
4) контрольный орган
5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным[12].
В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.
Представительный орган осуществляет вопросы исключительного ведения - это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений, которые вправе решать только представительный орган местного самоуправления и никакие иные органы. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы:
1) принятие устава
2) утверждение местного
бюджета и отчета о его
3) установление, изменение
и отмена местных налогов и
сборов в соответствии с
4) принятие планов и
программ развития
5) определение порядка
управления и распоряжения
6) определение порядка
принятия решений о создании,
реорганизации и ликвидации
7) определение порядка
участия муниципального
8) определение порядка
материально-технического и
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Перечисленные полномочия представительных
органов – это минимальный, но
не исчерпывающий перечень их прав
и обязанностей. Полномочия представительных
органов местного самоуправления определяются
уставами муниципальных образований,
где в соответствии с законодательством
субъектов РФ они могут быть расширены
(но не сужены). В случае, когда перечень
полномочий достаточно широк, роль представительных
органов с общей системе
Структура представительного
органа местного самоуправления –
внутреннее строение органа, которое
по законодательству определяется населением
муниципального образования самостоятельно.
К структурным элементам
1) руководящее звено (
2) функционально-отраслевые
подразделения (постоянные и
3) территориальные структуры (депутатские группы);
4) политические фракции;
5) рабочий аппарат.
Председатель организует
работу представительного органа муниципального
образования: созывает и ведет заседания
представительного органа; контролирует
и обеспечивает выполнение регламента
представительного органа; подписывает
решения, протоколы заседаний, другие
документы представительного
Постоянные комиссии как
функционально-отраслевое структурное
подразделение
1) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях;
2) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа;
3) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.
Исполнительные органы местного
самоуправления – органы, осуществляющие
организационно-управленческие и исполнительно-
Местная администрация (от лат. administratio – управление, руководство) – исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно- распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов;
2) разработка проекта
бюджета муниципального
3) управление муниципальной собственностью;
4) разработка программ
социально-экономического
К структурным элементам местной администрации, как правило, относятся руководящее звено (глава местной администрации и его заместители), аппарат администрации,департаменты, управления, комитеты, территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.
Глава местной администрации
руководит деятельностью
- организует формирование и исполнение бюджета муниципального образования;
- руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;
- обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;
- отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации;
- организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение представительного органа муниципального образования;
- заключает договоры, соглашения;
- применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих.