Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:16, дипломная работа
Цель исследования: изучение органов местного самоуправления как система управления муниципальным образованием.
Задачи исследования:
- изучение зарождения и развития органов местного самоуправления в России;
- изучение общей характеристики органов местного самоуправления;
Введение
Глава 1. Общеисторические аспекты становления и общая характеристика системы органов местного самоуправления
1.1. Зарождение и развитие органов местного самоуправления в России
1.2. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления в Усть-Лабинском районе
2.1. Характеристика органов местного самоуправления в Усть-Лабинском районе
2.2. Проблемы возникающие в деятельности органов местного самоуправления и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы
- «О порядке реализации правотворческой инициативы граждан»;
- «О порядке назначения и проведения опроса граждан»
- и другие.
В Усть-Лабинском районе действуют следующие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления:
- муниципальные выборы;
- собрания граждан;
- публичные слушания;
- обращения граждан в органы местного самоуправления.
В целях более оперативного и качественного решения задач в районе обслуживания населения и исключения возникновения случаев социальной напряженности, льготной категории на 2008 и 2009 годы были заключены соглашения о взаимодействии между органами местного самоуправления и территориальными подразделениями федеральных и окружных структур.
Наиболее сложные проблемы, требующие принятия неотложных решений, возникают в ходе территориальной реформы местного самоуправления, в частности данная проблема и распространяется на систему местного управления в Усть-Лабинском районе
На ход реформы накладывается
тенденция осуществить ее с минимальным
изменением границ, сложившихся административных
и хозяйственных связей. Однако это
палка о двух концах. С одной
стороны, всякий переход населенного
пункта из одной муниципальной территории
в другую вызывает массу житейских
проблем: изменение адреса, переоформление
прав собственности на недвижимость,
прикрепление к территориальному органу
пенсионного фонда и т.д. и неизбежно
влечет за собой неприятие части
населения. С другой стороны, сложившееся
в советский период административно-
Было проведено социологическое исследование жителей Усть-Лабинского района для того, чтобы выявить знают ли граждане о местном самоуправлении и готовы ли они участвовать в нём.
Респондентам задавались 2 вопроса:
1. «Знаете ли вы о реформе местного самоуправления?»
2. «Готовы ли вы лично принимать участие в разрешении общественных проблем в нашем городе?»
Было опрошено 180 человек с 18 до 77 лет. Из них знают о реформе 45%, не знают 28%, остальные 27% имеют смутное представление.
Из общего количества опрошенных 90% выразили готовность участвовать в разрешении общественных проблем. Из них 20% респондентов способны проявить инициативу, 35% предпочитают, чтобы их попросили об участии и организовали, 35% согласны работать при наличии стимулов (полная или частичная оплата, приз, публичная похвала и т.д.) и только 10% опрошенных категорически отказались от участия в местном самоуправление.
Эти данные позволяют сделать следующие выводы:
1. Население слабо информировано о деятельности органов местного самоуправления.
2. Население готово участвовать в местном самоуправление при условии хорошей организации со стороны органов местного самоуправления.
Анализ деятельности местной власти Усть-Лабинского района позволяет сделать вывод о том, что во взаимодействие органов местного самоуправления и населения имеются недостатки.
В целом взаимодействие всегда носит конкретный характер. В каждом отдельном случае должны быть указаны направления и формы взаимодействия сторон. При этом формы поддержки, координации и сотрудничества, контроль за местным самоуправлением наиболее полно раскрывает категорию взаимодействия, а соответственно, позволяет сделать вывод об эффективности взаимодействия представительных органов муниципальных образований с иными органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Действия взаимодействующих субъектов должны основываться на законе. Взаимодействие представительных органов муниципальных образований с органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны осуществляться на основе договоров и соглашений, что позволит обеспечить принцип взаимного согласования принимаемых решений и действий, затрагивающих интересы обеих сторон.
Рассмотрим следующие варианты взаимодействия органов местного самоуправления, в том числе Усть-Лабинского района, и органов государственной власти Усть-Лабинского района:
1. В сфере аналитической деятельности:
- проведение мониторинговых исследований процесса формирования гражданского общества, выявление динамики развития общественных и межрегиональных связей в целях устранения негативных явлений;
- изучение ситуации, выявление наиболее перспективных форм и благоприятных условий межсекторного взаимодействия, разработка рекомендаций для федеральных органов государственной власти и управления на территории Усть-Лабинского района, органов государственной власти Усть-Лабинского района и органов местного самоуправления по формированию механизмов эффективного межсекторного взаимодействия в регионе;
- анализ, обобщение и использование в практике наиболее ценного отечественного и зарубежного опыта инициативного решения группами населения социально значимых вопросов;
2. В социально-экономической сфере:
- привлечение негосударственных некоммерческих организаций к разработке и выполнению программ социально-экономического развития Усть-Лабинского района;
- поддержка негосударственных некоммерческих организаций, содействующих развитию отечественного производства;
- создание условий для реализации предпринимательских инициатив негосударственных некоммерческих организаций в целях обеспечения уставной деятельности;
- совершенствование механизмов участия негосударственных некоммерческих организаций в реализации социальной политики;
- становление и развитие партнерства между федеральными органами государственной власти и управления на территории Усть-Лабинского района, органами государственной власти Усть-Лабинского района, органами местного самоуправления, работодателями и работниками, взаимодействие с профсоюзами и другими общественно-профессиональными структурами;
- развитие благотворительности и мобилизация финансовых и материальных средств для социальной поддержки нуждающихся.
Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления Усть-Лабинского района и можно осуществлять посредством таких механизмов, как:
- заключение соглашений, договоров о сотрудничестве;
- работа общественно-государственных советов и комиссий;
- проведение постоянно действующих «круглых столов».
И поэтому необходимо обеспечение согласованной политики всех органов публичной власти; не ущемляя автономности органов местного самоуправления, шире развивать информационное, консультативное, методическое взаимодействие данных органов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация указанных мер создаст предпосылки для того, чтобы представительные органы местного самоуправления стали действительно эффективным связующим звеном между населением и государственной властью, повысилась их функциональная гибкость, сформировалась на территории страны рациональная организационная модель местного самоуправления.
Итак, основная стратегическая задача в ближайшей перспективе - обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов взаимодействия двух систем власти и управления, для чего необходимо:
1) установить оптимальную
систему распределения
2) провести административную
реформу и реформу
3) обеспечить развитие
межбюджетных отношений на
4) обеспечить государственный и муниципальный контроль за соблюдением законодательства и создание системы взаимной ответственности органов местной власти и органов государственной власти; создать правовые механизмы эффективного контроля за деятельностью органов местной власти; усилить роль представительных органов местной власти, особенно в части контроля за муниципальными финансами и деятельностью исполнительных органов местной власти, с постепенным переходом к контрактной системе назначения глав местных администраций;
5) разработать целостную
государственную политику в
6) осуществить меры, направленные
на повышение эффективности
Таким образом, перечисленные условия будут способствовать успешному взаимодействию органов местного самоуправления и населения.
Заключение
Анализ эволюции местного самоуправления в России свидетельствует, что органы местного самоуправления, наделенные законом собственной компетенцией, играют ведущую роль в организации муниципальной власти.
Система органов местного самоуправления, наименование, порядок формирования, компетенция и другие положения, которые касаются их организации и деятельности, определяются в зависимости от исторических, экономических, правовых, социально-культурных и иных местных условий и традиций.
Исследуя формирование системы органов местного самоуправления можно сделать вывод, что базовые начала в организации деятельности органов местного самоуправления были сформированы еще за долго до возникновения самостоятельных органов местного самоуправления.
Анализируя положения
законодательства о местном самоуправлении,
уставов муниципальных
Представительные органы местного самоуправления являются ведущими в системе органов местного самоуправления. Их ведущая роль обусловлена тем, что депутаты избираются непосредственно населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, осуществляют свою деятельность на коллегиальной основе и обладают правом представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территории муниципального образования.
Не умаляя ведущей роли представительных органов местного самоуправления в системе местной власти, подчеркнем, что от повседневной деятельности исполнительных органов местного самоуправления во многом зависит эффективность управления местными делами и степень реализации решений представительных органов. Исполнительный орган представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, основной задачей которого является - осуществление принадлежащих ему полномочий с целью удовлетворения нужд и потребностей населения муниципального образования.
Роль государства в
становлении и развитии местной
власти в целом должна возрасти.
Усиление роли государства в отношении
муниципальных образований
Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости обеспечения согласованной политики всех органов публичной власти; не ущемляя автономности органов местного самоуправления, шире развивать информационное, консультативное, методическое взаимодействие данных органов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основная стратегическая задача в ближайшей перспективе - обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов взаимодействия двух систем власти и управления, для чего необходимо:
1) установить оптимальную
систему распределения