Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение не только понятия социальной сферы, но и ее функций, методов, проблем, основных направлений. Все вопросы рассматриваются применительно к городу Москва, приводятся данные из научной и периодической литературы. Среди основных направлений развития применительно к социальной сфере нашей страны выбраны такие, как регулирование занятости, трудовых отношений, системы пенсионного обеспечения, доходов членов общества, развитие отраслей социальной сферы и т.д.
Введение 3
1 Теоретические основы управления социальной сферой 6
1.1 Социальная сфера как объект управления и социального развития 6
1.2 Отраслевое и территориальное управление социальной сферой 18
2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой 24
2.1 оценка современного состояния управления социальной сферой города федерального значения 24
2.2 выявление проблемы в управлении социальной сферой 32
3 Разработка путей совершенствования управления социальной сферой города федерального значения 37
3.1 Роль программ развития в управлении социальной сферой 37
3.2 основные направления повышения эффективности управления социальной сферой. 45
Заключение 57
Библиографический список 60
Отраслевые органы управления выполняют разнообразные функции, касающиеся деятельности подведомственной отрасли и ее организаций:
В настоящее время основными субъектами, управляющими социальной сферой, являются территориальные органы управления, чья роль существенно возросла в ходе экономических реформ[27].
Следует отметить, что социальная сфера исторически всегда была объектом более активных управленческих действий со стороны территориальных органов, нежели сфера производственная.
Необходимость дифференцированного
подхода к управлению социальной
сферой отдельных территорий, решения
специфических социальных проблем
непосредственно регионами
Кроме того, в настоящий период реформирования экономики федеральные органы стремятся переложить ответственность за решение социальных проблем территорий на их органы управления. Действуя в этом направлении федеральные и региональные органы передали в муниципальную собственность подавляющее большинство объектов социальной сферы. Вдобавок, по мере вовлечения в рыночные отношения земельных ресурсов, территориальные органы получили дополнительный рычаг управленческих действий.
Одним из важнейших факторов территориального управления является то, что значительная часть налоговых сборов, которые ранее поступали в союзный бюджет, остается сейчас в распоряжении региональных и местных бюджетов. Период рыночных преобразований характеризуется также массовым переходом в собственность регионов имущества организаций социальной сферы, принадлежащего ранее непрофильным министерствам и ведомствам (ведомственные библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады, санатории-профилактории и т.д.). Таким образом, можно сделать вывод, что на территориальные органы управления возложена вся полнота ответственности за социально-экономическое развитие региона, его социальной сферы, в частности, им переданы основные ресурсы, необходимые для решения данной задачи.
Территориальные органы управления социальной сферой построены также по отраслевому принципу. Поэтому ныне сложившийся принцип управления получил определение территориально-отраслевого.
Характерной особенностью функциональных подразделений территориальных органов управления является то, что они иногда создаются не «под отрасль», а «под проблему» (например, комитеты по делам молодежи, по делам ветеранов, по защите материнства и детства и т.п.). Кроме того, имеются территориальные органы управления социальной сферой, которые напрямую подчиняются федеральным структурам (например, территориальные отделения Федеральной миграционной службы, Пенсионного фонда России).
Основными функциями, которые выполняют территориальные органы управления социальной сферой, являются:
Город Москва – наиболее экономически развитый субъект Российской Федерации, на нее приходится 22% суммарного валового регионального продукта всех российских регионов. Благодаря экономическому развитию город Москва имеет высокие душевые доходы населения и самую высокую в Российской Федерации покупательную способность денежных доходов, в шесть раз превышающую прожиточный минимум при среднем соотношении по Российской Федерации 3,3 раза. В городе Москве самый низкий уровень безработицы среди субъектов Российской Федерации и по методологии Международной организации труда (1,1% в четвертом квартале 2010 г. при среднем показателе по Российской Федерации 6,9%), и по зарегистрированной безработице (0,7% в декабре 2010 г.). Спецификой московского рынка труда стала высокая и постоянно растущая доля работающих пенсионеров по сравнению с другими регионами: более половины москвичей "молодого" пенсионного возраста (55-59 лет для женщин и 60-64 лет для мужчин) продолжают работать. Высокий уровень образования и занятость преимущественно умственным трудом позволяют дольше сохранять работоспособность и отсрочить время выхода на пенсию.
Со времени вступления в силу в 2005 г. Федеральных законов №122-ФЗ от 22.08.2004 г., №199-ФЗ от 29.12.2004 г. и нового Жилищного кодекса основные полномочия в сфере социальной защиты населения были делегированы органам государственной власти субъектов РФ. В настоящее время региональный уровень является ключевым при реализации основных социальных программ. Власти регионов имеют законодательно закрепленную возможность самостоятельно определять характер мер социальной поддержки для ряда категорий населения, существенно варьировать регламент и особенно объем предоставления социальной помощи, как адресного, так и категориального характера. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся, обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий, граждан пожилого возраста, семей с детьми, малообеспеченных граждан и других социально уязвимых групп населения, а также предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. [14]
Полномочия по социальной поддержке граждан были перераспределены таким образом, что социальные обязательства субъектов РФ резко расширились и вынудили их изыскивать дополнительные средства в бюджете.
Москва, наряду с другими регионами
с наибольшей бюджетной обеспеченностью
в РФ, оказалась в наименее уязвимом
положении. Душевые доходы московского
бюджета почти двукратно
Весьма информативным
Меры социальной поддержки, предусмотренные в Программе, почти целиком – на 98% – финансируются из городского бюджета, а оставшиеся 2% покрываются средствами государственных внебюджетных фондов и трансфертами из федерального бюджета. В 2011г для реализации всего комплекса мер социальной поддержки жителей г. Москвы было предусмотрено 466 868,6 млн. руб., из которых 457 715,3 млн. руб. должен был профинансировать городской бюджет. Для сравнения: в 2010 г. на реализацию Программы было заложено в 1,5 раза меньше средств – 325 230 млн. руб.
Согласно Программе, приоритетами
социального обеспечения
- денежные выплаты и льготы
различным категориям
- поддержку малообеспеченных
- реализацию мер по
- дальнейшее развитие сети
По структуре расходов, заложенных в Комплексной программе, можно проанализировать, каким группам населения и в какой форме в Москве оказывается социальная поддержка. Для этого статьи расходов Программы были рассмотрены с точки зрения таких параметров, как:
- возрастная группа получателей;
- форма социальной поддержки;
- принцип предоставления
Социальная поддержка
Однако в Москве сложилась иная
ситуация: в условиях высокой стоимости
жизни (коэффициент стоимости
Рассмотрим, каким образом в системе социальной защиты Москвы распределяются средства на программы, адресованные следующим социально-демографическим (возрастным) группам:
- детям и семьям с детьми;
- молодежи;
- гражданам пожилого возраста.
Важно отметить, что в некоторых статьях расходов невозможно однозначно определить, какова возрастная структура получателей этих мер социальной поддержки. Самые крупные и социально значимые из них – это "Субсидии на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на пассажирском транспорте" и "Расходы на реализацию мер социальной поддержки граждан по оплате ЖКУ".
Наименьшую социальную поддержку получает молодежь: расходы на все формы социальной поддержки этой возрастной группы составляют только 3,6%. При этом около 80% всей суммы составляют расходы на содержание обучающихся в средних специальных учебных заведениях, в том числе выплата стипендий. Также к мерам по поддержке молодежи относятся дотации остронуждающимся студентам, оказание помощи вузам, материальная поддержка безработных выпускников ПТУ и ССУЗов, ищущих работу впервые. Однако средства, направляемые на эти программы, минимальны.[31]
Дифференциация форм социальной поддержки. Система социальной защиты нацелена на поддержание уровня и качества жизни граждан, оказавшихся в ситуации социальных рисков. Социальная поддержка предоставляется населению посредством:
- выплаты пенсий и пособий страхового и не страхового характера;
- предоставления не денежных трансфертов;
- оказания социальных услуг.
Для того чтобы проанализировать, финансирование каких форм социальной поддержки преобладает в Москве, мы разделили все статьи расходов на три группы:
- все денежные выплаты: пособия,
- услуги учреждений социальной сферы и проведение социально значимых мероприятий;
- социальные льготы (частичное или полное освобождение от оплаты определенных товаров и услуг).[29]
Наиболее затратной формой социальной поддержки является оплата стоимости товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно или на условиях частичной оплаты.
Москва относится к тем
Максимальные финансовые ресурсы в Комплексе социальной сферы Москвы потребляют учреждения социальной сферы и проведение социально значимых мероприятий. Расходы на социальные услуги по объему сопоставимы с расходами на предоставление льгот (с учетом жилищных программ), а в структуре затрат составляют более четверти. Однако в городе сложился дефицит социальных услуг для детей (в дошкольных образовательных учреждениях) и пожилых.
Что касается социально-демографического
состава получателей
Информация о работе Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой