Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение не только понятия социальной сферы, но и ее функций, методов, проблем, основных направлений. Все вопросы рассматриваются применительно к городу Москва, приводятся данные из научной и периодической литературы. Среди основных направлений развития применительно к социальной сфере нашей страны выбраны такие, как регулирование занятости, трудовых отношений, системы пенсионного обеспечения, доходов членов общества, развитие отраслей социальной сферы и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления социальной сферой 6
1.1 Социальная сфера как объект управления и социального развития 6
1.2 Отраслевое и территориальное управление социальной сферой 18
2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой 24
2.1 оценка современного состояния управления социальной сферой города федерального значения 24
2.2 выявление проблемы в управлении социальной сферой 32
3 Разработка путей совершенствования управления социальной сферой города федерального значения 37
3.1 Роль программ развития в управлении социальной сферой 37
3.2 основные направления повышения эффективности управления социальной сферой. 45
Заключение 57
Библиографический список 60

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Соотношение адресных и категориальных программ. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, когда важнейшей  целевой группой программ социальной защиты должно быть бедное население, оценка степени адресности играет ключевую роль в анализе приоритетов и эффективности социальной поддержки.

Поскольку различия в адресности проявляются  в основном в предоставлении льгот  и денежных выплат, в данной классификации  учитывались только эти две формы  социальной поддержки, а социальные услуги не рассматривались. Более того, предварительный анализ показал, что пользование социальными услугами, совершенно не зависит от уровня дохода, т.е. в Москве не существует каких-либо специальных социальных услуг для малообеспеченного населения.

Снижение уровня бедности и поддержка малообеспеченных семей заявлена Правительством Москвы как один из основных приоритетов социальной защиты. На достижение этой цели работает довольно много социальных программ, важнейшие среди них:

- ежемесячные пособия, гражданам, имеющим детей до 16 (18) лет;

- компенсационные доплаты неработающим  пенсионерам и инвалидам;

- жилищные субсидии.

На выплату детских  пособий семьям с низкими доходами идет только 7-8% всех средств, выделяемых на социальную защиту малообеспеченных. Московская программа ежемесячных детских пособий отличается от аналогичных программ в других регионах.[11]

Основными пользователями адресных программ оказываются пенсионеры, поскольку три четверти расходов на них составляют надбавки к пенсиям, о которых говорилось выше. Кроме денежных выплат, остронуждающимся семьям предоставляется также натуральная помощь в виде товаров длительного пользования, бесплатного питания в центрах социального обслуживания, но ее вклад в общую сумму расходов незначителен – около 4%.

Субсидии на оплату жилья  и коммунальных услуг являются одной  из основных региональных программ социальной поддержки населения в каждом субъекте РФ. В полномочия органов  власти субъектов РФ входит определение  набора региональных стандартов: максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ в доходах граждан, нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг. По сравнению с другими регионами в Москве применяется достаточно низкая максимальная норма расходов на оплату ЖКУ, дифференцированная в зависимости от размера среднедушевого дохода.

Объемы финансирования и масштабы охвата свидетельствуют  о том, что адресные программы  для граждан с низкими доходами, действительно, составляют приоритет  региональной социальной политики. В  отличие от большинства субъектов РФ, которые ограничиваются ежемесячными пособиями для семей с детьми и жилищными субсидиями, Москва осуществляет и поддержку неработающих пенсионеров. Однако в городе нет программы государственной социальной помощи, которой могли бы воспользоваться другие нуждающиеся граждане, не принадлежащие к категории пенсионеров или семей с детьми.[20]

Таким образом, проведенный  анализ структуры расходов в "Комплексной  программе мер социальной защиты жителей г. Москвы", позволил выявить  основные приоритеты развития социальной сферы столицы. В области социальной политики Москвы как региона, не испытывающего жестких ограничений бюджетных средств, главная ставка делается на реализацию масштабных социальных программ, охватывающих большое число получателей и требующих значительных объемов финансирования.

К приоритетным направлениям развития системы социальной поддержки  граждан в Москве относятся:

Комплекс социальных программ, способствующих снижению затрат населения  на оплату жилья и коммунальных услуг.

Минимальная монетизация  натуральных льгот при расширенном  перечне льготных категорий граждан, социальная поддержка которых относится  к полномочиям региональных органов  государственной исполнительной власти.

Программы для малообеспеченных граждан, которые активно развиваются и финансируются наряду с многочисленными мерами социальной поддержки, основанными на категориальном принципе вхождения участников. Важнейшая среди адресных программ по охвату получателей и объему ресурсов – поддержка доходов неработающих пенсионеров и инвалидов, призванная компенсировать недостатки в системе пенсионного обеспечения, регулируемой на федеральном уровне. Расходы на компенсационные доплаты неработающим пенсионерам постоянно увеличиваются и существенно превышают суммы выплат семьям с детьми.

Преимущественный доступ представителей старшего поколения  к денежным трансфертам и натуральным  льготам при меньшем участии  в них детей и семей с  детьми. Последние являются основными  пользователями социальных услуг (в основном образовательных), предоставляемых учреждениями социальной сферы, содержание которых наиболее дорого обходится бюджету. Молодежь получает минимальную социальную поддержку, которая концентрируется в сфере получения профессионального образования.

2.2 выявление проблемы в управлении социальной сферой

В промышленности несмотря на стабильный рост объемов производства в последние годы уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям.

Тяжелое финансовое положение  предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства привели к низкому проценту использования производственных мощностей.

Отсутствие инвестиционных возможностей предприятий способствует накопления основного капитала с физическим и моральным износом. На снижение конкурентоспособности и увеличение производственных расходов влияет и наличие на балансе предприятий значительных объемов незагруженных производственных мощностей, не обеспеченных спросом.

В то же время не хватает мощностей по производству современной, конкурентоспособной продукции потребительского назначения.

Основные проблемы в  промышленности обусловлены: высокой  степенью износа основных производственных фондов (средний уровень износа – 65-70%), недостатком долгосрочных инвестиционных вложений и оборотных средств, не позволяющим организовать ритмичную работу предприятий, низким уровнем использования производственных мощностей, который составляет в среднем 20-25%; высокими процентными ставками по заемным средствам; наличием значительного удельного веса оборонных предприятий, зависящих от государственного заказа; неразвитостью региональной и межрегиональной кооперации и интеграции. [5]

Основными препятствиями, сдерживающими развитие малого бизнеса, являются: ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам ввиду требования кредитными учреждениями залоговых гарантий, а также таких финансовых технологий, как лизинг, кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и др.; отсутствие достоверного учета, в том числе статистического, по основным параметрам деятельности субъектов малого предпринимательства; административные барьеры; низкий уровень информационного и консультационно-методического обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства.

Серьезные проблемы накопились в социальной сфере.

Наметилась перегрузка в школах, доля обучающихся во вторую смену составляет 33,7% против 21% в  среднем по России.

На сегодняшний день наблюдается острая потребность  в капитальном строительстве и реконструкции более 23 объектов образования, не завершено строительство более 6 объектов.

Состояние материальной базы учреждений культуры нуждается  в неотложных мерах по качественному  улучшению всех составляющих (здания, оборудование, технические средства).

Не развивается должным  образом сеть нестационарных учреждений социального обслуживания населения, не создается необходимая материально-техническая  база, призванная решать вопросы предоставления адресной государственной поддержки  и помощи инвалидам, ветеранам, семьям с детьми, одиноким престарелым и нуждающимся гражданам, детям, оставшимся без попечения родителей. Действующие социально-реабилитационные учреждения для детей, страдающих отклонениями в здоровье, не обеспечивает потребностей в реабилитационных услугах.[23]

Техническое состояние  основных фондов жилищно-коммунального  хозяйства характеризуется высоким  уровнем износа. Растет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов, планово-предупредительный  ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Решение перечисленных  проблем в социальной сфере требуют  комплексного программного подхода.

На первом и втором этапах предусматривается достижение целей и решение задач, обеспечивающих успех Программы в целом:

– проведение необходимых  институциональных преобразований и совершенствование нормативной  правовой базы для обеспечения свободы  и доступности экономической  инициативы, создания среды для равной добросовестной конкуренции предприятий  всех форм собственности;

- формирование инвестиционного  потенциала для обеспечения устойчивого  экономического роста;

- отработка новых механизмов  финансирования инвестиционных  проектов и мероприятий посредством  сочетания собственных и заемных  средств инвесторов и поддержки за счет федерального и местного бюджетов.[10]

На указанных этапах предстоит осуществить разработку новых и пересмотр существующих законодательных актов, нормативных  и методических документов, обеспечить информационно-аналитическое сопровождение для контроля регулирования социально-экономического развития, организовать управление реализацией Программы.

Наряду с этим предусматривается  осуществление программных мероприятий  по развитию инвестиционной инфраструктуры, реализация группы первоочередных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью. Это позволит создать необходимые предпосылки для динамичного наращивания инвестиционно-финансового потенциала республики – основы последующего финансирования инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в рамках Программы на следующем этапе.

На третьем этапе  реализации Программы за счет предпосылок, созданных на первом и втором этапах, роста инвестиционного потенциала и привлекательности республики для инвесторов продолжится реализация второй очереди инвестиционных проектов с более продолжительным сроком окупаемости, финансирование проектов социальной направленности.

Институциональные и  законодательные преобразования должны быть направлены на:

- организация открытых и стабильных правил экономической деятельности, которые бы стимулировали предпринимательскую инициативу;

- выравнивание условий  конкуренции и действенную антимонопольную  политику;

- дебюрократизацию экономики:  определение и систематизация  регулирующих функций властей,  уменьшение влияния административных  методов на предпринимательскую  деятельность;

- повышение эффективности  управления имуществом государства;

- развитие финансовой  инфраструктуры, формирование инвестопроводящей системы.[17]

Главной задачей в  области инвестиционной политики является создание максимально благоприятных  условий, способствующих активному  притоку инвестиционных капиталов  в экономику.

Другой задачей в  данной области является повышение эффективности инвестирования, приоритетность, прозрачность, тщательная оценка инвестиционных проектов.

В области социальной поддержки населения необходимы следующие меры:

- развитие сети учреждений  стационарного и нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей, женщин и детей;

- укрепление материально-технической  базы учреждений за счет проведения  строительных и ремонтных работ,  оснащения необходимым медицинским,  реабилитационным оборудованием, автотранспортом и инвентарем;

- адресная направленность  социальной помощи на основе  поддержки наиболее нуждающихся;

- повышение эффективности  социальных услуг;

- пересмотр сложившейся  системы льгот за счет введения  адекватных компенсационных механизмов  для ветеранов, пенсионеров и малоимущих слоев населения.[24]

 

 

3 Разработка путей совершенствования управления социальной сферой города федерального значения

3.1 Роль программ развития в управлении социальной сферой

В общей системе распределения  полномочий между государственными институтами на систему социальной поддержки населения возлагается: (1) страхование и преодоление рисков снижения уровня и качества жизни, возникающих в связи особенностями различных этапов жизненного цикла (рождение и воспитание детей), нетрудоспособностью (пенсионный возраст, инвалидность) и ограничениями экономической активности (незанятость и безработица); (2) инвестиции в низкоресурсные и уязвимые категории населения; (3) обеспечение государственных социальных гарантий; (4) содействие развитию в соответствии с национальными социальными приоритетами. На реализацию функций социальной поддержки работает множество экономических и социальных институтов: рынок труда, системы пенсионного обеспечения и социального страхования, образование, здравоохранение и прочие элементы инфраструктуры, федеральные и региональные программы социальной поддержки. Система региональных программ социальной поддержки преимущественно определяется спецификой нестраховых рисков, особенностями развития рынка труда и принятой системой социальных гарантий в сфере доходов населения и доступности социальных услуг.[22]

Стратегические цели и задачи программы. С учетом задач, поставленных в Посланиях  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, целью Государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.» является:

Информация о работе Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой