Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение не только понятия социальной сферы, но и ее функций, методов, проблем, основных направлений. Все вопросы рассматриваются применительно к городу Москва, приводятся данные из научной и периодической литературы. Среди основных направлений развития применительно к социальной сфере нашей страны выбраны такие, как регулирование занятости, трудовых отношений, системы пенсионного обеспечения, доходов членов общества, развитие отраслей социальной сферы и т.д.
Введение 3
1 Теоретические основы управления социальной сферой 6
1.1 Социальная сфера как объект управления и социального развития 6
1.2 Отраслевое и территориальное управление социальной сферой 18
2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой 24
2.1 оценка современного состояния управления социальной сферой города федерального значения 24
2.2 выявление проблемы в управлении социальной сферой 32
3 Разработка путей совершенствования управления социальной сферой города федерального значения 37
3.1 Роль программ развития в управлении социальной сферой 37
3.2 основные направления повышения эффективности управления социальной сферой. 45
Заключение 57
Библиографический список 60
Соотношение адресных и категориальных программ. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, когда важнейшей целевой группой программ социальной защиты должно быть бедное население, оценка степени адресности играет ключевую роль в анализе приоритетов и эффективности социальной поддержки.
Поскольку различия в адресности проявляются в основном в предоставлении льгот и денежных выплат, в данной классификации учитывались только эти две формы социальной поддержки, а социальные услуги не рассматривались. Более того, предварительный анализ показал, что пользование социальными услугами, совершенно не зависит от уровня дохода, т.е. в Москве не существует каких-либо специальных социальных услуг для малообеспеченного населения.
Снижение уровня бедности и поддержка малообеспеченных семей заявлена Правительством Москвы как один из основных приоритетов социальной защиты. На достижение этой цели работает довольно много социальных программ, важнейшие среди них:
- ежемесячные пособия, гражданам
- компенсационные доплаты
- жилищные субсидии.
На выплату детских пособий семьям с низкими доходами идет только 7-8% всех средств, выделяемых на социальную защиту малообеспеченных. Московская программа ежемесячных детских пособий отличается от аналогичных программ в других регионах.[11]
Основными пользователями адресных программ оказываются пенсионеры, поскольку три четверти расходов на них составляют надбавки к пенсиям, о которых говорилось выше. Кроме денежных выплат, остронуждающимся семьям предоставляется также натуральная помощь в виде товаров длительного пользования, бесплатного питания в центрах социального обслуживания, но ее вклад в общую сумму расходов незначителен – около 4%.
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг являются одной из основных региональных программ социальной поддержки населения в каждом субъекте РФ. В полномочия органов власти субъектов РФ входит определение набора региональных стандартов: максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ в доходах граждан, нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг. По сравнению с другими регионами в Москве применяется достаточно низкая максимальная норма расходов на оплату ЖКУ, дифференцированная в зависимости от размера среднедушевого дохода.
Объемы финансирования
и масштабы охвата свидетельствуют
о том, что адресные программы
для граждан с низкими
Таким образом, проведенный анализ структуры расходов в "Комплексной программе мер социальной защиты жителей г. Москвы", позволил выявить основные приоритеты развития социальной сферы столицы. В области социальной политики Москвы как региона, не испытывающего жестких ограничений бюджетных средств, главная ставка делается на реализацию масштабных социальных программ, охватывающих большое число получателей и требующих значительных объемов финансирования.
К приоритетным направлениям развития системы социальной поддержки граждан в Москве относятся:
Комплекс социальных программ, способствующих снижению затрат населения на оплату жилья и коммунальных услуг.
Минимальная монетизация
натуральных льгот при
Программы для малообеспеченных граждан, которые активно развиваются и финансируются наряду с многочисленными мерами социальной поддержки, основанными на категориальном принципе вхождения участников. Важнейшая среди адресных программ по охвату получателей и объему ресурсов – поддержка доходов неработающих пенсионеров и инвалидов, призванная компенсировать недостатки в системе пенсионного обеспечения, регулируемой на федеральном уровне. Расходы на компенсационные доплаты неработающим пенсионерам постоянно увеличиваются и существенно превышают суммы выплат семьям с детьми.
Преимущественный доступ представителей старшего поколения к денежным трансфертам и натуральным льготам при меньшем участии в них детей и семей с детьми. Последние являются основными пользователями социальных услуг (в основном образовательных), предоставляемых учреждениями социальной сферы, содержание которых наиболее дорого обходится бюджету. Молодежь получает минимальную социальную поддержку, которая концентрируется в сфере получения профессионального образования.
В промышленности несмотря на стабильный рост объемов производства в последние годы уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям.
Тяжелое финансовое положение предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства привели к низкому проценту использования производственных мощностей.
Отсутствие инвестиционных возможностей предприятий способствует накопления основного капитала с физическим и моральным износом. На снижение конкурентоспособности и увеличение производственных расходов влияет и наличие на балансе предприятий значительных объемов незагруженных производственных мощностей, не обеспеченных спросом.
В то же время не хватает мощностей по производству современной, конкурентоспособной продукции потребительского назначения.
Основные проблемы в промышленности обусловлены: высокой степенью износа основных производственных фондов (средний уровень износа – 65-70%), недостатком долгосрочных инвестиционных вложений и оборотных средств, не позволяющим организовать ритмичную работу предприятий, низким уровнем использования производственных мощностей, который составляет в среднем 20-25%; высокими процентными ставками по заемным средствам; наличием значительного удельного веса оборонных предприятий, зависящих от государственного заказа; неразвитостью региональной и межрегиональной кооперации и интеграции. [5]
Основными препятствиями, сдерживающими развитие малого бизнеса, являются: ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам ввиду требования кредитными учреждениями залоговых гарантий, а также таких финансовых технологий, как лизинг, кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и др.; отсутствие достоверного учета, в том числе статистического, по основным параметрам деятельности субъектов малого предпринимательства; административные барьеры; низкий уровень информационного и консультационно-методического обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства.
Серьезные проблемы накопились в социальной сфере.
Наметилась перегрузка в школах, доля обучающихся во вторую смену составляет 33,7% против 21% в среднем по России.
На сегодняшний день наблюдается острая потребность в капитальном строительстве и реконструкции более 23 объектов образования, не завершено строительство более 6 объектов.
Состояние материальной базы учреждений культуры нуждается в неотложных мерах по качественному улучшению всех составляющих (здания, оборудование, технические средства).
Не развивается должным
образом сеть нестационарных учреждений
социального обслуживания населения,
не создается необходимая
Техническое состояние
основных фондов жилищно-коммунального
хозяйства характеризуется
Решение перечисленных проблем в социальной сфере требуют комплексного программного подхода.
На первом и втором этапах предусматривается достижение целей и решение задач, обеспечивающих успех Программы в целом:
– проведение необходимых
институциональных
- формирование инвестиционного
потенциала для обеспечения
- отработка новых механизмов
финансирования инвестиционных
проектов и мероприятий
На указанных этапах
предстоит осуществить
Наряду с этим предусматривается
осуществление программных
На третьем этапе
реализации Программы за счет предпосылок,
созданных на первом и втором этапах,
роста инвестиционного
Институциональные и законодательные преобразования должны быть направлены на:
- организация открытых и стабильных правил экономической деятельности, которые бы стимулировали предпринимательскую инициативу;
- выравнивание условий
конкуренции и действенную
- дебюрократизацию экономики:
определение и систематизация
регулирующих функций властей,
уменьшение влияния
- повышение эффективности
управления имуществом
- развитие финансовой инфраструктуры, формирование инвестопроводящей системы.[17]
Главной задачей в области инвестиционной политики является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному притоку инвестиционных капиталов в экономику.
Другой задачей в данной области является повышение эффективности инвестирования, приоритетность, прозрачность, тщательная оценка инвестиционных проектов.
В области социальной поддержки населения необходимы следующие меры:
- развитие сети учреждений
стационарного и
- укрепление материально-
- адресная направленность
социальной помощи на основе
поддержки наиболее
- повышение эффективности социальных услуг;
- пересмотр сложившейся
системы льгот за счет
В общей системе распределения полномочий между государственными институтами на систему социальной поддержки населения возлагается: (1) страхование и преодоление рисков снижения уровня и качества жизни, возникающих в связи особенностями различных этапов жизненного цикла (рождение и воспитание детей), нетрудоспособностью (пенсионный возраст, инвалидность) и ограничениями экономической активности (незанятость и безработица); (2) инвестиции в низкоресурсные и уязвимые категории населения; (3) обеспечение государственных социальных гарантий; (4) содействие развитию в соответствии с национальными социальными приоритетами. На реализацию функций социальной поддержки работает множество экономических и социальных институтов: рынок труда, системы пенсионного обеспечения и социального страхования, образование, здравоохранение и прочие элементы инфраструктуры, федеральные и региональные программы социальной поддержки. Система региональных программ социальной поддержки преимущественно определяется спецификой нестраховых рисков, особенностями развития рынка труда и принятой системой социальных гарантий в сфере доходов населения и доступности социальных услуг.[22]
Стратегические цели и задачи программы. С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, целью Государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.» является:
Информация о работе Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой