Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение не только понятия социальной сферы, но и ее функций, методов, проблем, основных направлений. Все вопросы рассматриваются применительно к городу Москва, приводятся данные из научной и периодической литературы. Среди основных направлений развития применительно к социальной сфере нашей страны выбраны такие, как регулирование занятости, трудовых отношений, системы пенсионного обеспечения, доходов членов общества, развитие отраслей социальной сферы и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления социальной сферой 6
1.1 Социальная сфера как объект управления и социального развития 6
1.2 Отраслевое и территориальное управление социальной сферой 18
2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой 24
2.1 оценка современного состояния управления социальной сферой города федерального значения 24
2.2 выявление проблемы в управлении социальной сферой 32
3 Разработка путей совершенствования управления социальной сферой города федерального значения 37
3.1 Роль программ развития в управлении социальной сферой 37
3.2 основные направления повышения эффективности управления социальной сферой. 45
Заключение 57
Библиографический список 60

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

3. Унификация действующей системы региональных пособий для семей с детьми. В предлагаемой новой системе целесообразно сохранить: (1) единовременные целевые выплаты при рождении ребёнка; (2) ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей-инвалидов; (3) ежегодные выплаты многодетным семьям. Необходимо унифицировать 15 видов ежемесячных компенсационных выплат семьям с детьми на базе ежемесячного пособия для детей из бедных семей, опираясь на следующие принципы: (1) назначение единого ежемесячного пособия всем категориям граждан только с учётом дохода; (2) ежегодное подтверждение доходного статуса; (3) сохранение права на пособие детям в возрасте до 18 лет.

4. Введение нового вида помощи  – адресного пособия для семей, относящихся к категории бедных. Имеется потребность в формировании программы адресной социальной помощи для бедных, получателем которой должна стать семья. В рамках программы необходима организация контроля доходов и имущественного статуса заявителя. Внедрение данного пособия не предполагает повышения расходов на социальную защиту и будет осуществляться за счет оптимизации численности получателей других форм социальной поддержки.

5. Внедрение технологии социального  контракта. Для активизации ресурсного потенциала населения, сдерживания иждивенческих настроений среди неработающих взрослых и профилактики социально-экономической маргинализации при предоставлении адресного пособия для бедных семей необходимо внедрение принципа взаимных обязательств на основе социального контракта между стороной, предоставляющей социальную поддержку, и стороной, которая является ее получателем. Предметом контракта со стороны получателя могут стать позитивные социальные изменения и собственная экономическая активность получателя.

6. Привлечение внебюджетных источников  для расширения сферы предоставления социальных услуг. Структура и объем услуг для граждан пожилого возраста могут развиваться за счет привлечения: (1) средств благотворительных организаций (корпоративные благотворительные фонды, специальные благотворительные фонды и другие общественные организации); (2) средств самих клиентов; (3) средств федеральных программ (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; программа поддержки социально ориентированных НКО и др.). В связи с переходом учреждений социального обслуживания населения на новые организационно-правовые формы необходимо активизировать оказание услуг с учетом индивидуальных потребностей клиентов; развитиесистемы предоставления платных услуг с привлечением ресурсов клиентов; формирование попечительских и общественных советов при учреждениях, способных привлечь спонсорские деньги. Необходимо расширение форм участия некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг на основе социального заказа и реализации социальных проектов.

7. Создание службы участковых  социальных инспекторов. Развитие процедур оценки нуждаемости, призванное обеспечить исключение из системы социальной поддержки высокоресурсных домохозяйств и включение низкоресурсных, не охваченных мерами социальной поддержки, невозможно без создания специальной службы социальных инспекторов.

Основная функция таких служб  заключается в реализации плановых проверок действующей сети клиентов и реагировании на заявления граждан и представителей юридических лиц по вопросам участия населения в социальных программах. Социальный инспектор не только контролирует правильность предоставления различных форм социальной поддержки, но и оказывает поддержку семьям в реализации их прав на социальную защиту. Такую службу целесообразно организовать на основе «участкового» принципа.

8. Развитие программы «обратной ипотеки» для клиентов с имущественным потенциалом. Данная программа позволяет собственникам жилья - гражданам пожилого возраста получать кредит под залог жилья с выплатой кредита после наступления оговоренного события. В случае обратной ипотеки кредитор выплачивает единую сумму или периодические платежи гражданину пожилого возраста собственнику жилья. Обратная ипотека обладает следующими преимуществами для заемщика: во-первых,стоимость жилья превращается в деньги, при этом владелец продолжает проживать в этом жилье; во-вторых, собственнику жилья получает доступ к кредиту, который не нуждается в погашении на протяжении его проживания в данном жилье; наконец, обратная ипотека является кредитом без регресса.

9. Обеспечение программно-целевого формата реализации программ социальной поддержки, которое потребует реализации мероприятий по разработке и внедрению мониторинга программ, новых процедур администрирования и учета. В этой связи наиболее актуальны следующие проблемы: (1) создание единого межведомственного реестра получателей социальной поддержки; (2) формирование информационной базы для оценки результативности и эффективности мер социальной поддержки. Необходима организация периодических обследований населения, результаты которых позволят оценить охват населения адресными программами социальной поддержки, выявить уровень включенности нецелевых групп и измерить вклад социальных программ в доходы получателей и потребление социальных услуг.

10. Обеспечение программно-целевого  формата потребует определенных инвестиций: на развитие системы информатизации и улучшение межведомственного информационного обмена; на поддержку социальных инициатив и улучшение системы информирования населения о возможностях участия в различных социальных программах, а также на развитие системы подготовки кадров. Внедрение данных механизмов в практику реализации мер социальной поддержки населения позволит, с одной стороны, повысить уровень и качество жизни уязвимых категорий населения, с другой стороны, оптимизировать численность получателей денежных выплат, социальных льгот и социальных услуг.

 

Заключение

В Конституции РФ, принятой в 1993 г., Российская Федерация декларируется  в качестве социального государства.

Реализация данной конституционной  нормы предполагает активную деятельность государства, направленную на обеспечение высокого уровня социальной защищенности граждан, достижение социальной справедливости и солидарности, гармонизацию отношений между институтами государственного управления и гражданским обществом и др. По мнению некоторых ученых, социальное государство это государство, конечной целью которого является высокий уровень жизни населения, рост, устойчивое развитие отраслей социальной сферы, повышение качества общественных услуг, соблюдение и расширение прав и свобод человека, формирование общего социального пространства в рамках межгосударственных интеграционных образований и на основе укрепления стратегического партнерства.

Содержание понятия социальная сфера, как и любой научной  категории, многопланово. Выделим ряд подходов к его определению. В рамках одного подхода оно представляется как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и т.д. В основном понятие социальной сферы в подобной трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает свои функциональные признаки и главнейший из них обеспечение воспроизводства общества. Иную точку зрения представляет ряд экономистов. Активно используя в научном анализе категорию социальная сфера, они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг, трактуя ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти цели. Здесь социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений. Некоторые ученые социальную сферу определяют как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Территориальные органы управления социальной сферой построены также по отраслевому  принципу. Поэтому ныне сложившийся  принцип управления получил определение территориально-отраслевого.

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местных сообществ по решению  вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью  улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества.

Основным программно-целевым методом  управления социальной сферой является социальное программирование.

Социальное программирование представляет собой форму системного перераспределения ресурсов на основе заранее определенных целей, критериев и возможных форм использования данных ресурсов для решения конкретных социальных задач. В России разработаны и функционируют программы в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем и др. Даже краткий перечень потенциальных объектов программного регулирования показывает, что определение их круга в конкретном случае в органах власти каждого уровня представляется весьма непростым делом.

В данной курсовой работе были выявлены основные проблемы города Москвы в социальной сфере, такие как:

  1. перегрузка школ;
  2. необходимость развитие медико-социального патронажа;
  3. предоставлпение услуг социальных сиделок;
  4. Предоставление песионерам «санаторий на дому» и другие формы поддержки;
  5. Необходимость повышения эффективности оказания реабилитационных услуг;
  6. развитие семейных форм устройства и сопровождения детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;
  7. профилактика и преодоление крайних форм проявления бедности и социальной исключенности.

Это, пожалуй, основные из проблем  социальной сферы Москвы сегодня. В  связи с этим согласно Программе, приоритетами социального обеспечения Правительство Москвы считает:

- денежные выплаты и льготы  различным категориям населения,

- поддержку малообеспеченных семей,

- реализацию мер по стимулированию  рождаемости и социальную поддержку  семей с детьми,

- дальнейшее развитие сети учреждений  социальной защиты для удовлетворения  потребностей населения в социальных  услугах.

 

 

 

Библиографический список

    1. Федеральный закон 178-ФЗ от 17.07.1999 г. "О государственной социальной помощи".
    2. Федеральный закон №122 -ФЗ от 02.08.1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
    3. Федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
    4. Федеральный закон "О Ветеранах" в редакции №40-ФЗ от 02.01.2000 г.
    5. Федеральный закон №81-ФЗ от 19.05.1995 г."О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
    6. Федеральный закон №1761-1 от 18.10.1991 г."О реабилитации жертв политических репрессий".
    7. Федеральный закон №26 от 09.06.1999 г."Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
    8. Федеральный закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. (в ред. закона РФ от 2.04.1993 № 4741-1. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ)
    9. Федеральный закон от 1.07.1994 № 9-ФЗ, определяющий правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации.
    10. Васильев В. П., Деханова Н. Г., Холоденко Ю. А. Государственное управление. М.: Дело и Сервис, 2009, с. 320
    11. Гомола А. И., Гомола И. А., Борисова Е. В. Правовые основы государственного и муниципального управления. М.: Академия, 2009, с. 336
    12. Ершов В. А. Государственное и муниципальное управление. М.: РОСБУХ, 2009, с. 256
    13. Кабашов С. Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. М.: Дело АНХ, 2009, с. 216
    14. Кайль Я. Я. Система государственного и муниципального управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009, с. 368
    15. Кнорринг В. И. Основы государственного и муниципального управления. М.: Экзамен, 2005, с. 416
    16. Комментарий к ФЗ "Об основах государственной службы в РФ"/Отв. ред. В. И. Шкатулла. М.: Экономика 2009. 365с.
    17. Кузнецова И. А. Государственное и муниципальное управление. М.: Эксмо, 2008, с. 160
    18. Маршалова А. С. Система государственного и муниципального управления. М.: Омега-Л, 2009, с. 128
    19. Мокрый В. С., Сапожников А. А., Семкина О. С. Государственное и муниципальное управление. М.: КноРус, 2007, с. 216
    20. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления. М.: Юнити-Дана, 2006, с. 576
    21. Одинцов А. А. Государственное и муниципальное управление. М.: Экзамен, 2007, с. 416 
    22. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru/
    23. Очкин О. А., Уварова Г. Г. Статистика в системе государственного и муниципального управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009, с. 384
    24. Пикулькин А. В. Система государственного управления. М.: Юнити-Дана, 2007, с. 640
    25. Подсумкова А. А., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" М.: Ось-89, 2008, с. 672
    26. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2007, с. 368
    27. Сарафанов В. И. Информатизация системы государственного управления России. М.: ИНИОН РАН, 2006, с. 118
    28. Суркина Ф. Ж. Введение в специальность "Государственное и муниципальное управление". СПб.: Питер, 2008, с. 240
    29. Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru
    30. Халиков М. И. Система государственного и муниципального управления. М.: Флинта, 2008, с. 448
    31. Харченко Е. В., Вертакова Ю. В. Система государственного и муниципального управления. М.: КноРус, 2009, с. 272
    32. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Норма, 2009, с. 432
    33. Яновский В. В., Кирсанов С. А. Введение в специальность "Государственное и муниципальное управление". М.: КноРус, 2009, с. 208

Информация о работе Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой