Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение не только понятия социальной сферы, но и ее функций, методов, проблем, основных направлений. Все вопросы рассматриваются применительно к городу Москва, приводятся данные из научной и периодической литературы. Среди основных направлений развития применительно к социальной сфере нашей страны выбраны такие, как регулирование занятости, трудовых отношений, системы пенсионного обеспечения, доходов членов общества, развитие отраслей социальной сферы и т.д.
Введение 3
1 Теоретические основы управления социальной сферой 6
1.1 Социальная сфера как объект управления и социального развития 6
1.2 Отраслевое и территориальное управление социальной сферой 18
2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой 24
2.1 оценка современного состояния управления социальной сферой города федерального значения 24
2.2 выявление проблемы в управлении социальной сферой 32
3 Разработка путей совершенствования управления социальной сферой города федерального значения 37
3.1 Роль программ развития в управлении социальной сферой 37
3.2 основные направления повышения эффективности управления социальной сферой. 45
Заключение 57
Библиографический список 60
3. Унификация действующей системы региональных пособий для семей с детьми. В предлагаемой новой системе целесообразно сохранить: (1) единовременные целевые выплаты при рождении ребёнка; (2) ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей-инвалидов; (3) ежегодные выплаты многодетным семьям. Необходимо унифицировать 15 видов ежемесячных компенсационных выплат семьям с детьми на базе ежемесячного пособия для детей из бедных семей, опираясь на следующие принципы: (1) назначение единого ежемесячного пособия всем категориям граждан только с учётом дохода; (2) ежегодное подтверждение доходного статуса; (3) сохранение права на пособие детям в возрасте до 18 лет.
4. Введение нового вида помощи – адресного пособия для семей, относящихся к категории бедных. Имеется потребность в формировании программы адресной социальной помощи для бедных, получателем которой должна стать семья. В рамках программы необходима организация контроля доходов и имущественного статуса заявителя. Внедрение данного пособия не предполагает повышения расходов на социальную защиту и будет осуществляться за счет оптимизации численности получателей других форм социальной поддержки.
5. Внедрение технологии
6. Привлечение внебюджетных
7. Создание службы участковых социальных инспекторов. Развитие процедур оценки нуждаемости, призванное обеспечить исключение из системы социальной поддержки высокоресурсных домохозяйств и включение низкоресурсных, не охваченных мерами социальной поддержки, невозможно без создания специальной службы социальных инспекторов.
Основная функция таких служб заключается в реализации плановых проверок действующей сети клиентов и реагировании на заявления граждан и представителей юридических лиц по вопросам участия населения в социальных программах. Социальный инспектор не только контролирует правильность предоставления различных форм социальной поддержки, но и оказывает поддержку семьям в реализации их прав на социальную защиту. Такую службу целесообразно организовать на основе «участкового» принципа.
8. Развитие программы «обратной ипотеки» для клиентов с имущественным потенциалом. Данная программа позволяет собственникам жилья - гражданам пожилого возраста получать кредит под залог жилья с выплатой кредита после наступления оговоренного события. В случае обратной ипотеки кредитор выплачивает единую сумму или периодические платежи гражданину пожилого возраста собственнику жилья. Обратная ипотека обладает следующими преимуществами для заемщика: во-первых,стоимость жилья превращается в деньги, при этом владелец продолжает проживать в этом жилье; во-вторых, собственнику жилья получает доступ к кредиту, который не нуждается в погашении на протяжении его проживания в данном жилье; наконец, обратная ипотека является кредитом без регресса.
9. Обеспечение программно-
10. Обеспечение программно-
В Конституции РФ, принятой в 1993 г., Российская Федерация декларируется в качестве социального государства.
Реализация данной конституционной нормы предполагает активную деятельность государства, направленную на обеспечение высокого уровня социальной защищенности граждан, достижение социальной справедливости и солидарности, гармонизацию отношений между институтами государственного управления и гражданским обществом и др. По мнению некоторых ученых, социальное государство это государство, конечной целью которого является высокий уровень жизни населения, рост, устойчивое развитие отраслей социальной сферы, повышение качества общественных услуг, соблюдение и расширение прав и свобод человека, формирование общего социального пространства в рамках межгосударственных интеграционных образований и на основе укрепления стратегического партнерства.
Содержание понятия социальная сфера, как и любой научной категории, многопланово. Выделим ряд подходов к его определению. В рамках одного подхода оно представляется как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и т.д. В основном понятие социальной сферы в подобной трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает свои функциональные признаки и главнейший из них обеспечение воспроизводства общества. Иную точку зрения представляет ряд экономистов. Активно используя в научном анализе категорию социальная сфера, они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг, трактуя ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти цели. Здесь социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений. Некоторые ученые социальную сферу определяют как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.
Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.
Территориальные органы управления социальной сферой построены также по отраслевому принципу. Поэтому ныне сложившийся принцип управления получил определение территориально-отраслевого.
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества.
Основным программно-целевым
Социальное программирование представляет собой форму системного перераспределения ресурсов на основе заранее определенных целей, критериев и возможных форм использования данных ресурсов для решения конкретных социальных задач. В России разработаны и функционируют программы в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем и др. Даже краткий перечень потенциальных объектов программного регулирования показывает, что определение их круга в конкретном случае в органах власти каждого уровня представляется весьма непростым делом.
В данной курсовой работе были выявлены основные проблемы города Москвы в социальной сфере, такие как:
Это, пожалуй, основные из проблем социальной сферы Москвы сегодня. В связи с этим согласно Программе, приоритетами социального обеспечения Правительство Москвы считает:
- денежные выплаты и льготы
различным категориям
- поддержку малообеспеченных семей,
- реализацию мер по
- дальнейшее развитие сети
Информация о работе Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой