Местное самоуправление: теория, история, современная практика осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:32, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в исследовании концепций и моделей местного самоуправления, а также в выявлении проблем закрепления и особенностей реализации этих концептуальных положений в действующем законодательстве о местном самоуправлении.
Эта цель определила конкретные задачи работы:
- раскрыть основы местного самоуправления, проанализировав истоки становления и развитие идей самоуправления с учетом российского и зарубежного опыта;
- выделить важнейшие концептуальные взгляды на понятие местного самоуправления, особенности различных концепций и моделей местного самоуправления;
- определить действующую в России модель местного самоуправления, рассмотрев ее историческое развитие;
- проанализировать проблемы правового закрепления и регулирования местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе;
- выявить тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации и спрогнозировать возможные варианты его правового регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ, СИСТЕМА
1.1 Дискуссионные вопросы проблематики местного самоуправления
1.2 Признаки местного самоуправления
1.3 Система органов местного самоуправления
1.4 Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления
2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Концептуальные основы местного самоуправления
2.2 Зарубежный, опыт местного самоуправления
2.3 Самоуправление в дореволюционной России
2.4 Советский этап развития местного управления и самоуправления
2.5 Местное самоуправление в Российской Федерации: современное состояние
3. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Взаимодействие государственного и муниципального управления
3.2 Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации
3.3 Некоторые предложения по совершенствованию местного самоуправления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 76.31 Кб (Скачать файл)

 

- судебную защиту права  на участие в местном самоуправлении.

 

3. Под местным самоуправлением  понимается также самостоятельная  деятельность населения по решению  вопросов местного значения. Именно  такое понимание зафиксировано  в Конституции РФ, ст. 130 которой  устанавливает, что местное самоуправление  в Российской Федерации обеспечивает  самостоятельное решение населением  вопросов местного значения.

 

В соответствии со ст. 6 Федерального закона к вопросам местного значения относятся (назовем основные):

 

1) принятие и изменение  уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

 

2) владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью;

 

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного  бюджета, установление местных налогов  и сборов, решение других финансовых  вопросов местного значения;

 

4) комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образования;

 

5) содержание и использование  муниципальных жилищного фонда  и нежилых помещений;

 

6) организация, содержание  и развитие муниципальных учреждений  дошкольного, основного общего и  профессионального образования;

 

7) организация, содержание  и развитие муниципальных учреждений  здравоохранения, обеспечение санитарного  благополучия населения;

 

8) охрана общественного  порядка, организация и содержание  муниципальных органов охраны  общественного порядка, осуществление  контроля за их деятельностью;

 

9) контроль за использованием  земель на территории муниципального  образования;

 

10) регулирование использования  водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных  полезных ископаемых, а также  недр для строительства подземных  сооружений местного значения;

 

11) организация снабжения  населения и муниципальных учреждений  топливом;

 

12) муниципальное дорожное  строительство и содержание дорог  местного значения;

 

13) организация транспортного  обслуживания населения и муниципальных  учреждений, обеспечение населения  услугами связи;

 

14) создание условий для  обеспечения населения услугами  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания;

 

15) создание условий для  деятельности учреждений культуры  в муниципальном образовании;

 

4. Местное самоуправление  является одной из форм народовластия, через которую осуществляется  выражение власти народа.

 

Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

 

Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть — в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.

 

Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе:

 

- право на судебную  защиту;

 

- право на компенсацию  дополнительных расходов, возникающих  в результате решений, принятых  органами государственной власти;

 

- запрет на ограничение  прав местного самоуправления, установленных  Конституцией и федеральными  законами.

 

Исходя из комплексной системной оценки изложенной позиции, можно сделать вывод о том, что местное самоуправление, будучи относительно самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти, занимает обособленное место и выполняет свою собственную роль в государственно-правовой структуре российского общества, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его участие в решении задач государственного строительства и осуществляется в формах непосредственной и представительной демократии.

 

1.3 Система органов местного  самоуправления

 

К органам местного самоуправления относятся: а) непосредственные - собрания, сходы граждан, на которых прямым волеизъявлением большинства жителей решаются местные вопросы (они проводятся в небольших населенных пунктах, где для этого не образуются представительные органы); б) представительные — те, которые избираются непосредственно населением и которые могут именоваться муниципальным собранием, комитетом, думой и т.д.; в) исполнительные - главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.), избираемые населением или представительным органом. Могут также образовываться и органы территориального общественного самоуправления: советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты, союзы, ассоциации органов местного самоуправления и т.д. [20, с.36].

 

Муниципальные органы являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они организуют исполнение законов и других правовых актов государства, оказывают содействие государственным органам, расположенным на их территории, координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления.

 

Муниципальные органы- это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми ответственны за осуществление своих полномочий [20, с.36]. По российскому законодательству муниципальные органы (от лат. municipium, где munis- тяжесть, бремя, тягота и capio, recipio- беру, принимаю) - это избираемое самоуправление, организуемое как в городах, так и в сельской местности. Хотя в некоторых странах (например, в США) муниципальными именуются только органы городского самоуправления.

 

Представительные органы местного самоуправления обеспечивают учет интересов населения в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной территории, способствуют более гибкому учету местной специфики.

 

В основу местного самоуправления Российской Федерации положены следующие принципы: самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения; организационное обособление в системе управления обществом и государством; многообразие организационных форм (так, избираемые населением самостоятельно на основе общефедеральных принципов с учетом местных условий органы различаются по структуре и формам осуществления местного самоуправления в малых городах и селах, на территории района крупного мегаполиса и т.д.); соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам, что предполагает наличие достаточной экономической базы; ответственность органов и должностных лиц перед избравшим их населением.

 

Среди наиболее общих функций местного самоуправления выделим следующие: а) обеспечение участия населения в решении местных дел; б) управление муниципальным хозяйством, финансовыми средствами, решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов; в) обеспечение развития территории, ее экономической инфраструктуры; г) предоставление населению социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услуг; д) охрану общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории (эти задачи выполняют органы местной милиции, общественной безопасности во взаимодействии с государственными правоохранительными органами); е) защиту интересов и прав местного самоуправления, гарантированных федеральным законодательством (органам государственной власти запрещено ограничивать права местного самоуправления, вторгаясь в его компетенцию).

 

Итак, право на местное самоуправление - это естественное право, однако самоуправляющиеся единицы не являются государством в государстве. В интересах целостности государства, обеспечиваемой в том числе и осуществлением власти через систему государственных и муниципальных органов, должны действовать механизмы эффективного взаимодействия государственного и муниципального управления.

1.4 Государственные полномочия  по регулированию местного самоуправления

 

Как уже отмечалось, согласно Конституции Российской Федерации в государстве признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

 

Вопросы местного значения- вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6) определяет вопросы местного значения по основным сферам деятельности.

 

В экономической - комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; местные финансы; муниципальная собственность; земля, месторождения, недра.

 

В социальной - общественное призрение; социальная помощь; общее и профессиональное образование; социально-культурные мероприятия; общественный отдых; муниципальное здравоохранение; санитарный надзор; охрана памятников и местных достопримечательностей.

 

В хозяйственной - эксплуатация технических систем жизнеобеспечения (водопровод, канализация, утилизация отходов, энергетика и электрические сети и т.д.); транспортное обслуживание; услуги связи и информации; торговля, общественное питание; бытовое обслуживание; пожарное дело; муниципальное жилищное строительство; экология.

 

Вопросы местного значения конкретизируются с учетом региональных особенностей.

 

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Социально-правовые проблемы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами государственной и муниципальной власти входят в число важнейших, учитывая, что при их решении происходит определение роли и места государственной и муниципальной власти.

 

В Российской Федерации законодательно закреплены полномочия государственной власти в области местного самоуправления.

 

Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления- совокупность прав и обязанностей органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализация и последствия осуществления которых непосредственно связаны с решением государственных, местных и иных вопросов обеспечения жизнедеятельности населения.

 

Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления подразделяются на:

 

- полномочия органов государственной  власти Российской Федерации;

 

- полномочия органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации.

 

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к основным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

 

- принятие и изменение  федеральных законов об общих  принципах организации местного  самоуправления, контроль за их  соблюдением;

 

- обеспечение соответствия  законодательства субъектов РФ  о местном самоуправлении Конституции  РФ и федеральному законодательству;

 

- обеспечение гарантий  осуществления предусмотренных  Конституцией РФ и федеральными  законами обязанностей государства  в области местного самоуправления;

 

- регулирование федеральными  законами порядка передачи объектов  федеральной собственности в  муниципальную собственность;

 

- наделение органов местного  самоуправления федеральным законом  отдельными полномочиями Российской  Федерации, передача им материальных  и финансовых средств, необходимых  для осуществления указанных  полномочий, контроль за их реализацией  и др.

 

По своим видам полномочия разделяются на нормативно-регулирующие, конкретно-регулирующие, обеспечивающие, контрольные, систематически совершаемые правомерные действия. Выделение подобных разновидностей облегчает федеральным органам осуществление полномочий [15, с.86].

 

Государство создает систему правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Это - правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

 

В Российской Федерации разработана и принята федеральная Программа государственной поддержки местного самоуправления. В соответствии с ней основными направлениями государственной поддержки местного самоуправления являются:

Информация о работе Местное самоуправление: теория, история, современная практика осуществления