Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:32, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в исследовании концепций и моделей местного самоуправления, а также в выявлении проблем закрепления и особенностей реализации этих концептуальных положений в действующем законодательстве о местном самоуправлении.
Эта цель определила конкретные задачи работы:
- раскрыть основы местного самоуправления, проанализировав истоки становления и развитие идей самоуправления с учетом российского и зарубежного опыта;
- выделить важнейшие концептуальные взгляды на понятие местного самоуправления, особенности различных концепций и моделей местного самоуправления;
- определить действующую в России модель местного самоуправления, рассмотрев ее историческое развитие;
- проанализировать проблемы правового закрепления и регулирования местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе;
- выявить тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации и спрогнозировать возможные варианты его правового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ, СИСТЕМА
1.1 Дискуссионные вопросы проблематики местного самоуправления
1.2 Признаки местного самоуправления
1.3 Система органов местного самоуправления
1.4 Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления
2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Концептуальные основы местного самоуправления
2.2 Зарубежный, опыт местного самоуправления
2.3 Самоуправление в дореволюционной России
2.4 Советский этап развития местного управления и самоуправления
2.5 Местное самоуправление в Российской Федерации: современное состояние
3. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Взаимодействие государственного и муниципального управления
3.2 Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации
3.3 Некоторые предложения по совершенствованию местного самоуправления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нельзя пройти мимо проблемы разграничения полномочий в «сложносоставных» регионах, включающих край (область) и входящий в их состав автономный округ. Федеральный закон установил параметры компетенции автономных округов. При этом остается возможность развития и расширения компетенции автономных округов на основе договора и соответствующего федерального закона. Кстати, в некоторых из «сложносоставных» регионов уже наметилось движение в этом направлении (например, в Тюменской области заключен договор, частично перераспределяющий полномочия в пользу автономных округов). Но если соответствующий договор либо федеральный закон отсутствует, необходимо четко следовать параметрам, установленным Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ.
Необходимо, очевидно, сохранить возможности регулирования законодательством субъектов Федерации вопросов, связанных с организацией местного самоуправления. Во-первых, это правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях, установленных федеральным законом.
Во-вторых, возможно правовое регулирование прав и обязанностей, ответственности органов государственной власти субъектов РФ, их должностных лиц в области местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами.
В-третьих, регулирование субъектом РФ отношений в области местного самоуправления допускается в части регулирования передачи отдельных государственных полномочий субъекта Федерации органам местного самоуправления.
В-четвертых, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения может осуществляться органами государственной власти субъектов РФ.
Речь здесь идет о регулировании прав, обязанностей и ответственности именно в пределах предметов государственного ведения, а возложение на органы местного самоуправления полномочий по таким предметам означает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Поэтому по смыслу рассматриваемой нормы органы местного самоуправления выступают как обычные субъекты правоотношений наряду с другими организациями. Наложение на них каких-то специальных, дополнительных, именно им предназначенных прав, обязанностей и ответственности не подразумевается.
Работа над изменением законодательства на федеральном и региональном уровне в связи с разграничением полномочий имеет в принципе стимулирующее значение для всей системы управления. Во-первых, она может придать новый импульс административной реформе как на федеральном, так и на региональном уровне. В частности, в рамках реформы можно решать вопрос о сокращении числа территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Во-вторых, новое законодательное регулирование по вопросам разграничения полномочий может и должно стимулировать оптимизацию бюджетной сети субъектов Федерации. В целом можно и нужно совершенствовать механизм предоставления бюджетных услуг.
Чтобы изменение законодательства было осуществлено своевременно и имело бы такой упорядочивающий управленческую систему эффект, есть ряд условий. Прежде всего, это плановость. Необходимо составить подробный план-график внесения изменений в законодательство, и многие субъекты Российской Федерации это уже сделали.
Необходима надежная организационная и кадровая основа. Одна лишь юридическая служба не в состоянии справиться с огромным массивом законодательства, который необходимо проанализировать и скорректировать. Нужно привлечь к работе специалистов, имеющих опыт в сфере законотворчества, создать на уровне субъекта комиссию или рабочую группу. При этом особое значение имеет взаимодействие законодательных органов регионов с исполнительной властью. Именно их тесное сотрудничество с привлечением экспертного сообщества является залогом результативности работы.
Важно также предпринять определенные усилия по разъяснению населению сути и содержания разграничения полномочий. Необходимо создать условия, чтобы в общественном сознании на должностных лиц одного уровня власти не перекладывалась ответственность за те публичные услуги, которые должен оказывать другой уровень.
Только при соблюдении указанных условий поставленная цель будет достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа исследования вопросов местного самоуправления можно выделить наиболее важные выводы и предложения:
- на основе рассмотрения
существующих в научной
- исследуя понятие «
- раскрывая соотношение
категорий «общество», «государство»,
«местное самоуправление», «личность»,
автор показывает роль и
- анализ проблемы регулирования
самоуправления, его организации
и практической деятельности
в дореволюционный период
- анализ состояния нормативного
регулирования местного
- одним из спорных и
не решенных наукой вопросов
является определение места и
роли местного самоуправления
в государственно-правовой
- исходя из тесной взаимосвязи
таких категорий, как «государственность»
и «самоуправление», автор считает,
что процесс реформирования
На основе проведенного анализа существующих моделей местного самоуправления делается вывод о необходимости их трансформации и выработке новых подходов к организации местного самоуправления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями)
3. Федеральный закон от
6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих
принципах организации
4. Федеральный закон от
25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых
основах местного
5. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 802 «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка»
6. Закон УР от 13 июля 2005
г. N 42-РЗ «О местном
7. Закон УР от 18 июня 2007
г. N 33-РЗ «О Государственном
8. Закон УР от 20 марта 2007
г. N 8-РЗ «О наделении органов
местного самоуправления в
9. Закон УР от 21 ноября
2006 г. N 52-РЗ «О регулировании
10. Закон УР от 30 июня 2005
года N 37-РЗ «О сокращении срока
полномочий отдельных органов
местного самоуправления в
11. Закон УР от 11 марта 2005
г. N 5-РЗ «О формировании органов
местного самоуправления вновь
образованных муниципальных
12. Авакьян С. Законодательство в центре и на и местах: перекрестки без тупиков // Российская Федерация. - М., 2006. - №20 - С. 15-17.
13. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М., 2006. - №2. - с. 3-33.
14. Актуальные проблемы
формирования местного
15. Бондарь Н.С., Зинченко
С.А. Городской Совет и
16. Бородкин Ф.М. Новая концепция
территориального
17. Васильев В.И. Местное
самоуправление и
18. Васильев В.И. Местное самоуправление. – М.: 2004.- 513с.
19. Воронин А.Г. Чиновничьи страсти по поводу власти // Российская Федерация. - М., 2002. - № 2. - С. 36-37.
20. Воронин А.Г. Пока лишь четыре законных закона // Российская Федерация. - М., 2004. - №6. - С. 30.
21. Гельман В.Я. Федеральная
политика и местное
22. Гладышев А.Г. Правовые
основы местного
23. Гильченко Л.В. Новый
этап реформы местного
24. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.:Юрид. лит., 2006, - 699с.
25. Ефремова Н.Н., Лаптева
Л.Е. История земств и перспективы
развития местного
26. Зайцев В., Винокуров Ю. Проверки законности правовых актов местного самоуправления // Законность. - М., 2003. - № 6. - С. 14-20.
27. Исаева М. К вопросу о природе муниципальной власти // Право и жизнь. - М., 2006. - №9. - С. 33-38.
28. Концепция реформы местного самоуправления в современной России. - Екатеринбург, 2005.-238с.
29. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. - М., 2007.- 529с.
30. Кряжков В.А. Местное самоуправление: Правовое регулирование и структуры // Государство и право. - М., 2005. – 477с.
31. Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века), - М., 1998, - с. 73.
32. Марченко Г.В. Государственная
власть и местное
33. Местное самоуправление в России: Состояние, проблемы, перспективы. - М., 2004.-423с.
34. Местное самоуправление.
35. Местное самоуправление: Теория и практика / Под ред. Г.Люхтерхандт при участии В.Я.Гельмана - М.: Фонд Ф.Науманна, 2006.- 633с.
36. Мирошниченко Е.В. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. - М., 2003.-419с.
37. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. – М.: 2005. -с. 13-14.
38. Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2007.-432с.
Информация о работе Местное самоуправление: теория, история, современная практика осуществления