Местное самоуправление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Курсовая органы МСУ ЮФУ.docx

— 91.47 Кб (Скачать файл)

    

Ростов-на-Дону

2012г

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

        Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

       Местное  самоуправление осуществляется  в городских, сельских поселениях  и на других территориях с  учетом исторических и иных  местных традиций, т.е. на местном уровне.

       Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с гораздо большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления; обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики; оптимально сочетать интересы и права человека и интересы регионов и государств в целом.

          Местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого члена общества и населения муниципального образования в целом.

             В системе органов, формируемых в муниципальном управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам муниципального образования.

Актуальность темы «правовой статус представительного органа муниципального образования» определяется огромной ролью представительных органов в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства.

Объектом настоящего исследования является представительный орган муниципального образования, его организация и деятельность.

       Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований,  прежде всего, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ N 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других нормативно-правовых актов и практика их применения.

        В связи с данными положениями, целью моей работы является детальное рассмотрение правового статуса представительного органа муниципального образования.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение задач, при рассмотрении которых необходимо: раскрыть понятие представительных органов муниципального образования принципов их организации и деятельности; рассмотреть порядок формирования и структуру представительных органов местного самоуправления; рассмотреть компетенцию представительного органа местного самоуправления; изучить организационно-правовые формы деятельности представительного органа местного самоуправления.

 

 

Глава I. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

    1. Формирование представительных органов местного самоуправления.

                  Основным законодательным актом, регулирующим деятельность выборных органов МСУ в Российской Федерации, является (после Конституции Российской Федерации и Европейской хартии местного самоуправления) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

               Наличие представительного органа в структуре органов муниципального образования является обязательным, за исключением поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек (в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, В настоящее время наименования органов местного самоуправления весьма различны. Так, в зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться следующим образом: городская дума, городской совет, совет депутатов, муниципальный совет, муниципальное собрание, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т.п.

          Представительный орган муниципального образования – орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Отсюда его ведущее положение в системе органов местного самоуправления именно он непосредственно выражает волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях. Он является главным нормотворческим органом муниципального образования, обладает общей нормотворческой компетенцией. Нормотворческая компетенция иных органов является специальной. Особая связь представительного органа местного самоуправления обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальным характером работы представительного органа.1

Наименование представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете. Это предает представительному органу финансово-экономическую самостоятельность. Однако распоряжение представительным органом или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.2

          Представительный орган муниципального  образования является юридическим  лицом и действует на основе  общих для организаций данного  вида положений указанного Закона  в соответствии с Федеральным  законом 1996 г. « О некоммерческих  организациях» применительно к  учреждениям. Основанием для государственной  регистрации представительного  органа в качестве юридического  лица является устав муниципального  образования, а в случаи его  отсутствия – протокол заседания  представительного органа муниципального  образования. Вместе с тем представительный  орган с численностью населения  менее 1000 человек может не наделяться  правами юридического лица.3

         Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

           Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

            Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов

     Федеральный закон определяет, что представительный орган муниципального образования поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительные органы муниципальных районов формируются несколько в ином порядке, для них Федеральный закон предусмотрел два способа формирования.

         Первый способ предусматривает возможность формирования представительного органа из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих же поселений, которые должны избираться представительными органами поселений из своего состава. Число депутатов, избранных в состав представительного органа района от каждого поселения, должно быть равным.

         Второй способ, хотя и содержит требования выборности при соблюдения принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права, оговаривает одну существенную особенность, являющуюся новацией российского законодательства. Пункт 2 части 4 статья 35 Федерального закона определяет, что от одного поселения может избираться не более двух пятых депутатов от установленной численности представительного органа муниципального района. То есть, если общее число депутатов представительного органа муниципального района составляет 20 депутатов, то от одного из поселений муниципального района может быть избрано не более 8 депутатов, даже если число жителей самого большого поселения составляет более половины от общего числа жителей района.

           Порядок избрания депутатов на основе принципа всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании определяется законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

        Принципиально иной порядок применяется при формировании представительного органа муниципального района, формируемого из глав поселений и депутатов представительных органов поселений. В орган, формируемый в таком порядке, обязательно включаются все избранные населением или представительным органом поселения главы муниципальных образований, а также депутаты представительных органов поселений. Число депутатов, включаемых в состав представительного органа муниципального района, должно определяться уставом муниципального района. В связи с тем, что Федеральный закон не установил предельное число депутатов, которое может делегироваться поселением, то при определении числа депутатов от каждого поселения необходимо ориентироваться на минимальное число депутатов, которое установлено частью 7 статьи 35 Федерального закона и составляет 15 человек.

        Можно предположить, что один из способом формирования представительного органа не является выборным и не является Конституционным, потому что названный орган формируется не путем выборов, а посредством включения в его состав глав поселений (которые входят в муниципальный район) и депутатов представительных органов данных поселений. Но на это счет в Постановлении Конституционного суда РФ от 18 мая 2011 г. N 9-п дается толкование, что предполагается, что такой способ может применяться только в одном случае - если решение о переходе к нему принимается представительными органами муниципальных образований с учетом мнения населения, которое проживает на данной территории.

      Такое мнение должно выявляться в порядке, устанавливаемом в уставах и в иных муниципальных актах. Как пояснил КС РФ, Конституция РФ не рассматривает выборы как единственно допустимый механизм формирования всех органов публичной власти на каждом из ее уровней. Также не требуется, чтобы представительные органы муниципальной власти на всех территориях формировались по единым правилам.

        С учетом этого в отношении муниципальных районов закрепляется 2 способа формирования представительных органов: посредством выборов и путем применения названного механизма. При этом первый из них - основной, а второй - альтернативный.  
Вопрос об изменении порядка формирования указанных органов по своему значению - один из основополагающих для местного самоуправления. Поэтому он должен решаться с учетом мнения населения.

 

        С этой целью предполагается, в частности, заблаговременное информирование граждан и предоставление им реальной возможности довести до сведения депутатов свою позицию. Допускается проводить публичные слушания или опросы.  
КС РФ также подчеркнул, что для федерального законодателя не исключена возможность усовершенствовать правовое регулирование местного самоуправления. Он может конкретизировать механизм перехода от одного способа формирования указанных представительных органов к другому.4

       Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке оформляется решением представительного органа расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района.

         Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35  № 131-ФЗ, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Решения представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном законом, направляются в представительный орган муниципального района. Представительный орган муниципального района ведет учет данных о рассмотрении инициативы о формировании представительного органа муниципального района и принимает решение о результатах ее рассмотрения. В решении указываются представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу, количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района и день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района.

            Установленный в соответствии с федеральным законом порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. В этот же срок представительный орган муниципального района принимает решение о приведении устава муниципального района в соответствие с требованиями  Федерального закона.

Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации