Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 11:26, курсовая работа
Описание работы
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Кандидаты на должность председателя
выдвигаются депутатами, их группами,
постоянными комиссиями (в том случае
если председатель избирается из состава
депутатов). Возможно самовыдвижение.
Основаниями досрочного прекращения полномочий
председателя являются отзыв избирателями
(как депутата), отзыв депутатами, добровольное
сложение своих обязанностей (на основании
личного заявления), иные случаи, присущие
выборным должностным лицам местного
самоуправления.
Если же работой думы руководит председатель,
являющийся одновременно главой муниципального
образования, его полномочия завершаются
досрочно в связи с отзывом избирателями
с должности руководителя муниципального
образования. Конечно, во внимание следует
принимать и другие основания, предусмотренные
законодательством о местном самоуправлении.
С уверенностью можно прогнозировать
увеличение объема полномочий главы муниципального
образования – председателя думы в сравнении
с обычным руководителем представительного
органа. Они не могут быть ограничены только
представительскими полномочиями и обязанностями
по руководству думой. Как высшее должностное
лицо муниципального образования его
глава, являющийся при этом председателем
думы, осуществляет контроль за органами
и должностными лицами местного самоуправления.
В этом качестве он ответствен за определение
приоритетов развития территории, реализацию
региональных, межрегиональных и международных
связей муниципального образования.
В составе представительных органов имеются
функционально-структурные звенья. Это
постоянные и временные депутатские комиссии.
Численный состав комиссии обоих видов
определяется представительным органом.
Комиссии несут перед думой ответственность,
они ей подотчетны.
В ведении комиссии находится,
как правило, решение следующих вопросов:
разработка проектов решений представительного
органа, подготовка заключений по правовым
актам думы, проведение депутатских слушаний,
контроль за исполнением решений представительных
органов. Комиссии выполняют преимущественно
организационно-подготовительные и контрольные
функции.
Формой работы постоянных и
временных комиссий являются их заседания,
периодичность проведения которых определяется
регламентами представительных органов.
Территориальные органы думы представлены
депутатскими группами, объединяющими
депутатов на добровольной основе для
совместной работы по осуществлению своих
полномочий в избирательных округах. Подобные
образования были широко распространены
наряду с производственными депутатскими
группами в советское время.
Депутатские объединения в
представительном органе могут формироваться
по политическому принципу (фракции), а
также по другим принципам: территориальному,
профессиональному и т. д. Они обладают
равными правами.
Депутаты представительного
органа муниципального образования, избранные
в составе списков кандидатов, выдвинутых
политическими партиями (их региональными
отделениями или иными структурными подразделениями),
входят в депутатские объединения (во
фракции). Фракция включает в себя всех
депутатов избранных в составе соответствующего
списка кандидатов. Во фракции могут входить
также депутаты, избранные по одномандатным
или многомандатным избирательным округам,
и депутаты, избранные в составе списка
кандидатов политической партии (ее регионального
отделения или иного структурного подразделения).
Порядок деятельности фракций
устанавливается законом субъекта Российской
Федерации и (или) регламентом либо иным
актом представительного органа муниципального
образования.
В случае прекращения
деятельности политической партии
в связи с ее ликвидацией
или реорганизацией деятельность
ее фракции в представительном
органе муниципального образования,
а также членство депутатов
в этой фракции прекращается
со дня внесения в единый
государственный реестр юридических
лиц соответствующей записи.
Регламент представительного
органа определяет минимальную численность
депутатского объединения (как правило,
это три человека). Внутренняя деятельность
депутатских объединений организуется
ими самостоятельно: они могу разрабатывать
и принимать положения о депутатской группе,
фракции, которые являются внутренним
документом депутатского объединения,
регулирующим взаимоотношения депутатов
внутри него. Данные положения не могут
противоречить уставам муниципального
образования, регламенту представительного
органа. Депутатские объединения должны
регистрироваться в представительном
органе в соответствии его регламентом.
Создание депутатского объединения оформляется
протоколом собрания депутатов, который
вместе с письменным уведомлением о создании
объединения, его целях, а также со списком
членов объединения с указанием фамилии
его руководителя направляется представителю
представительного органа для регистрации.
Перерегистрация депутатских объединений
производится через год (в регламентах
некоторых представительных органов перерегистрация
депутатских объединений предусматривает
дважды в год). Депутатское объединение
должно письменно уведомить председателя
представительного органа о своем самороспуске.
В статье 35.1 № 131-ФЗ определяется, что депутат,
избранный в составе списка кандидатов,
выдвинутого политической партией (ее
региональным отделением или иным структурным
подразделением), не вправе выйти из фракции,
в которой он состоит. Указанный депутат
может быть членом только той политической
партии, в составе списка кандидатов которой
он был избран.
Депутат, избранный по одномандатному
или многомандатному избирательному округу
и входящий во фракцию, или депутат, избранный
в составе списка кандидатов политической
партии, входящий во фракцию, может быть
членом только той политической партии,
во фракцию которой он входит.
Депутат, избранный в
составе списка кандидатов политической
партии, вступивший в политическую
партию, которая имеет свою фракцию
в представительном органе муниципального
образования, входит в данную
фракцию и не вправе выйти
из нее.
Они работают
во взаимодействии с постоянными комиссиями.
Они могут высказывать мнение о повестки
дня заседаний представительного органа,
а также вправе вносить альтернативные
предложения по обсужденным вопросам,
настаивать на проведении по ним голосования.
Депутатские объединения могут проводить
свои пресс-конференции.10
Представительный
орган может иметь свой аппарат, осуществляющий
организационное, правовое, информационное,
финансово-хозяйственное, обеспечение
его деятельности. Аппарат оказывает помощь
постоянным комиссиям представительного
органа и депутатам. Структура аппарата
представительного органа во многом предопределяется
видом, муниципального образования, его
размерами, численностью населения, наличием
депутатов, работающих на постоянной основе,
финансовыми возможностями муниципального
образования и другими факторами. Наиболее
разветвленный аппарат, включающий структурные
подразделения, имеют представительные
органы крупных муниципальных образований
(муниципальных районов, городских округов).
Правовой статус аппарата определяется
положением о нем, утверждаемым представительным
органом. Работники аппарата осуществляют
свои функциональные обязанности в соответствии
с указанным положением. Представительный
орган принимает решение о структуре и
штатах аппарата, фонде оплаты труда. Аппарат
представительного органа является постоянно
действующим органом и не прекращает своей
деятельности с окончанием полномочий
представительного органа очередного
созыва. Председатель представительного
органа организует работу аппарата, а
непосредственное руководство им осуществляет
руководитель аппарата. Регламент представительного
органа определяет порядок назначения
и освобождения от должности работников
аппарат: председатель представительного
органа назначает и освобождает от должности
руководителей структурных подразделений
аппарата, осуществляет прием, увольнение
других работников аппарата, а также предоставляет
представительному органу и согласовывает
с ним кандидатуру для назначения на должность
руководителя аппарата.11
В заключении
следует отметить, что структура
администрации муниципального образования
представляет собой достаточно
динамичное образование, которое
в зависимости от возникающих
задач, условий жизни граждан, конкретных
обстоятельств подвержено различного
рода изменениям.
Полномочия представительного органа
Общее требование
российского законодательства — представительный
орган муниципального образования может
осуществлять свои полномочия в случае
избрания не менее двух третей от установленной
численности депутатов.12
Представительный
орган местного самоуправления городского,
сельского поселения, городского округа
избирается путем общих или досрочных
выборов на определенный срок, называется
уставом созывом. Срок, на который избирается
представительный орган, устанавливается
уставом муниципального образования и
не может быть менее двух или более пяти
лет. Этот срок является предельным сроком
полномочий депутатов представительного
органа. Окончание срока полномочий представительного
органа конкретного созыва означает и
окончание срока полномочий всех депутатов
данного созыва. Сказанное распространяется
также на определение срока полномочий
представительного органа муниципального
района, избираемого на муниципальный
выборах, а также его депутатов. Представительный
орган муниципального района, формируемый
органами местного самоуправления поселений,
работает не по созывам. Он действует на
постоянной основе, бессрочно.13
В Законе от 6 октября
2003 г. определены вопрос исключительного
ведения представительных органов местного
самоуправления, т.е. вопросы, которые
вправе решать только представительные
ораны местного самоуправления, и никакие
иные. Это гарантирует ведущую роль представительных
органов во всей системе органов местного
самоуправления.
Компетенция городской Думы
определяется ее нормотворческими, планово-прогностическими
и контрольными функциями, а также участием
городской Думы в формировании иных органов
и должностных лиц городского самоуправления
(избрание, утверждение, участие в назначении
путем согласования кандидатур на замещение
должности и др.)
В исключительной
компетенции представительного органа
муниципального образования находятся:
принятие устава муниципального
образования и внесение в него изменений
и дополнений;
утверждение местного бюджета
и отчета о его исполнении;
установление, изменение и отмена
местных налогов и сборов в соответствии
с законодательством Российской Федерации о налогах
и сборах;
принятие планов и программ
развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;
определение порядка управления
и распоряжения имуществом, находящимся
в муниципальной собственности;
определение порядка принятия
решений о создании, реорганизации и ликвидации
муниципальных предприятий, а также об
установлении тарифов на услуги муниципальных
предприятий и учреждений, выполнение
работ, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами;
определение порядка участия
муниципального образования в организациях
межмуниципального сотрудничества;
определение порядка материально-технического
и организационного обеспечения деятельности
органов местного самоуправления;
контроль за исполнением органами
местного самоуправления и должностными
лицами местного самоуправления полномочий
по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Иные полномочия представительных органов
муниципальных образований определяются
федеральными законами и принимаемыми
в соответствии с ними конституциями (уставами),
законами субъектов Российской Федерации,
уставами муниципальных образований.
Например, статья 39 Устава
города Ростова-на-Дону предусматривает
следующие полномочия в соответствии
с федеральным и областным законодательством:
Определение условий приватизации
муниципальной собственности, утверждение
прогнозного плана (программы) приватизации
муниципального имущества и утверждение
отчета о результатах приватизации за
прошедший год;
Утверждение перечня объектов
муниципальной собственности, приобретение,
отчуждение и преобразование которых
требует согласия городской Думы;
Установление порядка передачи
объектов муниципальной собственности
в аренду или другие формы пользования;
Определение в соответствии
с земельным законодательством порядка
предоставления земельных участков, а
также распоряжения земельными участками
на территории города, включая продажу
и иные способы отчуждения земельных участков;
Определение порядка ведения
учета муниципальных унитарных предприятий
и муниципальных учреждений города;
Утверждение в соответствии
с действующим законодательством и по
представлению Мэра города порядка назначения
и освобождения от должности руководителей
муниципальных унитарных предприятий
и муниципальных учреждений;
Установление порядка привлечения
заемных средств города, в том числе, путем
выпуска муниципальных ценных бумаг;
Установление в соответствии
с действующим законодательством льгот
по местным налогам и сборам;
Установление льготных тарифов
по платежам, отнесенным к компетенции
органов местного самоуправления с определением
источников возмещения выпадающих доходов
предприятий от предоставления льгот;
Назначение местного референдума,
в том числе по вопросам введения и использования
средств самообложения граждан; муниципальных
выборов; голосования по отзыву депутата
городской Думы, Мэра города; голосования
по вопросам изменения границ города и
преобразования муниципального образования;
Утверждение структуры аппарата
городской Думы, по представлению председателя
городской Думы; структуры Администрации
города по представлению Мэра города;
принятие решений об учреждении органов
Администрации города и утверждение положений
о них; согласование в установленном порядке
назначения руководителей Департамента
имущественно-земельных отношений, муниципального
казначейства, управления здравоохранения,
управления образования, управления культуры;
Заслушивание ежегодных отчетов
Мэра города о результатах деятельности
Администрации города, и о решении вопросов,
поставленных городской Думой;
Объявление природных и иных
объектов городского значения, представляющих
собой экологическую, историческую или научную ценность памятниками природы, истории и культуры местного значения, определение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ростовской области правового режима их использования;
Установление нормы предоставления
площади жилого помещения по договору
социального найма; установление учетной
нормы площади жилого помещения;
Установление порядка использования
нежилых помещений и распоряжения ими;
Принятие в соответствии с законодательством
порядка формирования административных
комиссий на территории муниципального
образования;
Учреждение печатного средства
массовой информации для опубликования
муниципальных правовых актов, иной официальной
информации;
Принятие решений об учреждении
межмуниципальных хозяйственных обществ,
для совместного решения вопросов местного
значения;
Утверждение символов города
Ростова-на-Дону, принятие Положения о
символах города Ростова-на-Дону, внесение
в них изменений и дополнений;
Предъявление в суд требований
о признании недействительными актов
органов государственной власти, ущемляющих
права городского самоуправления;
Учреждение по представлению
главы муниципального образования иных,
наряду с предусмотренными настоящим
Уставом, органов городского самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления
с последующим внесением изменений и дополнений
в Устав города.
Городская Дума может рассматривать
и решать также иные вопросы, отнесенные
действующим законодательством и Уставом
города к ее компетенции.14