Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 11:26, курсовая работа
Описание работы
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Анализ полномочий представительного
органа позволяет сделать и ряд выводов.
Во-первых, только
представительные органы вправе принимать
общеобязательные правила по предметам
ведения муниципального образования,
«местные законы», которые адресуются
всем другим органам местного самоуправления
соответствующих муниципальных образований,
гражданам, общественным объединениям,
предприятиям, учреждениям и организациям.
Они определяют основные направления
развития в различных сферах и отраслях
муниципальной деятельности: социально-бытового
обслуживания населения, коммунального
хозяйства, жилищного строительства, использования
земель и т.д.
Во-вторых, исключительно
представительные органы утверждают местный
бюджет и отчет о его исполнении.
В-третьих, установление
местных налогов и сборов тоже относится
к исключительному ведению представительных
органов, поскольку непосредственно затрагивает
материальные, наиболее существенные
интересы жителей.
В-четвертых, муниципальная
собственность составляет экономическую
основу местного самоуправления, и представительные
органы не могут стоять в стороне от управления
ею. Они устанавливают порядок управления
и распоряжения объектами муниципальной
собственности, в соответствии с которым
действуют все другие органы местного
самоуправления, их должностные лица.
В-пятых, представительные
органы контролируют деятельность других
органов местного самоуправления, должностных
лиц, предусмотренных уставами муниципальных
образований. Это касается как органов
избранных населением, так и тех, которые
избраны, назначены представительным
органом, главой муниципального образования.
Осуществление контроля дает возможность
добиваться исполнения принимаемых представительными
органами решений, следить за законностью
действий других органов местного самоуправления.
В-шестых, представительные
органы с учетом разделения труда в системе
органов местного самоуправления должны
следовать и определенным ограничениям
в принятии решений. Нормативные правовые
акты представительного органа, предусматривающие
установление, изменение и отмену местных
налогов и сборов расходов из средств
местного бюджета, могут быть внесены
на рассмотрение представительного органа
только по инициативе главы местной администрации
или при наличии заключения главы местной
администрации.
Перечисленные выше
полномочия представительных органов
– это минимальный, но не исчерпывающий
перечень их обязанностей. Федеральный
закон определяет, что иные полномочия
представительных органов местного самоуправления
определяются федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними конституциями
(уставами), законами субъектов РФ, уставами
муниципальных образований. Это важное
положение следует понимать в том смысле,
что в уставах муниципальных образований
в соответствии с законодательством полномочия
представительных органов могут быть
расширены (но не сужены).15
В отношении решений, принимаемых
представительным органом, законодатель
установил важное требование. Нормативный
правовой акт, принятый представительным
органом, направляется главе муниципального
образования для подписания и обнародования.
Глава муниципального образования, если
он является главой местной администрации,
имеет право отклонить нормативный правовой
акт, принятый представительным органом.
В этом случае указанный нормативный правовой
акт в течение 10 дней возвращается в представительный
орган с мотивированным обоснованием
его отклонения либо с предложениями о
внесении в него изменений и дополнений.
Если глава муниципального образования
отклонит нормативный правовой aкт, он
вновь рассматривается представительным
органом. Если при повторном рассмотрении
указанный нормативный правовой акт будет
одобрен в ранее принятой редакции большинством
не менее двух третей от установленной
численности депутатов представительного
органа, он подлежит подписанию главой
муниципального образования в течение
семи дней и обнародованию.
Можно сделать вывод, что определенная
самостоятельность в решении вопросов
местного значения, составляющая необходимый
признак местного самоуправления, не может
существовать вне единой государственной
экономической, социальной, идеологической
и другой политики. Местное самоуправление
не может находиться вне системы государственно-властных
отношений и быть абсолютно независимым
от государства. Многие объективные тенденции,
свойственные современному положению
местного самоуправления в государственном
механизме, свидетельствуют об общих для
демократических государств принципах:
децентрализации управления, самоорганизации
граждан, законности, осуществления публично-властных
полномочий на уровне, позволяющем достичь
наибольшей их эффективности.
Можно предположить,
что компетенция органов местного самоуправления
начинается там, где заканчивается компетенция
органов государственной власти.
Организация работы представительного
органа местного самоуправления
Уставом муниципального образования определяется
правомочность заседания представительного
органа муниципального образования. Заседание
представительного органа муниципального
образования не может считаться правомочным,
если на нем присутствует менее 50 процентов
от числа избранных депутатов. Заседания
представительного органа муниципального
образования проводятся не реже одного
раза в три месяца.
Вновь избранный
представительный орган муниципального
образования собирается на первое заседание
в установленный уставом муниципального
образования срок, который не может превышать
30 дней со дня избрания представительного
органа муниципального образования в
правомочном составе.
Муниципальные
образования самостоятельно определяют
порядок созыва и проведения
первого заседания представительного
органа. Первое заседание вновь
избранной городской Думы Ростова-на-Дону
созывается не позднее 15 дней
после официального опубликования
в средствах массовой информации
результатов выборов.16 Первое заседание созывается
в одних муниципальных образованиях главой
муниципального образования (председателем
представительного органа предыдущего
созыва), в других – избирательной комиссией
муниципального образования. По-разному
решается в регламентах вопрос о том, кто
открывает и ведет первое заседание: в
одних случаях это поручается старейшему
по возрасту депутату до избрания председателя
представительного органа, в других –
председателю избирательной комиссии
муниципального образовании предусматривают
проведение перед первым заседанием представительного
органа нового созыва организационного
собрания вновь избранных депутатов в
целях формирования организационного
комитета, который осуществляет подготовку
первого заседания представительного
органа.
Согласно регламентам
представительных органов различных муниципальных
образований формирование организационного
комитета происходит непосредственно
на первом заседании представительного
органа после его открытия. На период работы
организационного комитета в заседании
представительного органа объявляется
перерыв. Данный комитет организует на
первом заседании представительного органа
проведение выборов его председателя,
собирает и обобщает предложения по кандидатурам
заместителей председателя, председателей
комитетов, а также по наименованию и численности
комитетов и т. д. В регламентах представительных
органов предусматривается, что на первом
заседании депутаты получают информацию
о результатах выборов и принимают решения
о правомочности заседания. Затем утверждаются
повестка дня и порядок работы. Регламентом
может быть предусмотрено избрание мандатной
комиссии для проверки полномочий депутатов
и подготовки предложений по данному вопросу.
По представлению мандатной комиссии
представительный орган принимает решение
о признании полномочий избранных депутатов.
На первом заседании представительного
органа в соответствии с его регламентом
избираются председатель и заместитель
председателя, а также могут быть сформированы
постоянные комитеты, иные внутренние
органы представительного органа.17
Деятельность представительных органов
осуществляется в соответствии с перспективными
планами направления их работы. Проект
перспективного плана, как правило, разрабатывается
сроком на год с учетом мнения главы муниципального
образования, возглавляющего местную
администрацию, постоянных комиссий, депутатских
объединений. При его разработке могут
учитываться также предложения депутатов,
органов территориального общественного
самоуправления, пожелания граждан. Формирование
проекта плана работы представительного
органа осуществляет его аппарат. План
работы утверждается на его заседании.
Организация выполнения перспективных
планов возлагается на председателя представительного
органа, постоянные комитеты.18
Представительный орган вправе
принять к рассмотрению любые вопросы
вносимые главой муниципального образования.
Заседания представительного
органа могут быть очередными и внеочередными.
Очередные заседания представительного
органа созываются в соответствии с планом
работы (не реже одного раза в месяц; регламент
может предусматривать летний перерыв
в работе представительного органа). Дату
очередного заседания представительного
органа назначает его председатель. В
соответствии с регламентом представительного
органа в установленный срок сообщение
о дате, времени, месте проведения очередного
заседания, об основных вопросах, выносимых
на его рассмотрении, публикуются в средствах
массовой информации. Аппарат представительного
органа в установленные регламентом сроки
направляют соответствующую информацию
непосредственно депутатам и другим заинтересованным
лицам.19
Внеочередные
заседания созываются по решению представительного
органа муниципального образования, а
также по инициативе депутатов.
Регламенты представительных органов
могут предусматривать проведение совещаний
депутатов с целью предварительного рассмотрения
вопросов, предлагаемые для внесения в
повестку дня очередного заседания. Совещания
депутатом созываются представителем
представительного органа и носят рабочий
характер: на них присутствуют только
депутаты и приглашенные лица. Ход депутатских
совещаний протоколируется.
Заседание начинается с регистрации
его депутатов. О невозможности присутствовать
на заседании депутат обязан заблаговременно
проинформировать представительного
органа с изложением причины своего отсутствия.
Регламент может предусматривать проведение
поименной регистрации в любой момент
заседания представительного органа.
Заседание проводится в соответствии
с повесткой дня, утверждаемой представительным
органом.
Регламент представительного органа устанавливает
время проведения заседания, время выступлений,
права депутатов и порядок их реализации,
устанавливает правила соблюдения депутатской
этики и другие.20
Заседание представительного органа проходит
гласно и носит открытый характер. На нем
вправе присутствовать должностные лица
местной администрации, администрации
соответствующего субъекта Федерации,
депутаты представительного органа государственной
власти соответствующего субъекта Федерации,
представители прокуратуры, представители
средств массовой информации, а также
иные лица.
Представительный орган вправе принять
решение о проведение закрытого заседания
или о закрытом рассмотрении отдельных
вопросов своей повестки дня. На таком
заседании присутствовать только специально
приглашенные лица и представители прокуратуры.
В начале каждого заседания
представительного органа утверждается
повестка заседания, определяющая перечень
вопросов и порядок их рассмотрения. Решение
об утверждении повестки заседания принимается
большинством голосов присутствующих
на заседании депутатов. Обсуждение вопроса
повестки заседания начинается с доклада,
подготовленного инициатором выносимого
на рассмотрение представительного органа
вопроса. Если по рассматриваемому вопросу
представлено несколько проектов решений,
то право выступать с докладом предоставляется
авторам каждого проекта решения. Право
выступить с содокладом имеет глава местной
администрации или его представитель.
По окончанию доклада докладчик (содокладчик)
отвечает на заданные вопросы, после чего
депутатам предоставляется слово для
выступления. 21
На заседании представительного
органа ведутся протокол и стенограмма.
Регламент представительного
органа устанавливает полномочия представляющего
на заседании представительного органа.
Представляющий на заседание:
открывает и закрывает заседание;
ставит на обсуждение вопросы
утвержденные повесткой дня;
предоставляет слово для докладов,
содокладов и выступлений
осуществляет контроль за соблюдение
продолжительности выступлений;
ставит на голосование проекты
решений;
оглашает письменные запросы,
заявления и справки депутатов;
не вправе комментировать выступления
депутатов;
участвуя в открытом голосовании,
голосует последним;
объявляет результаты голосования;
обеспечивает соблюдение прав
депутатов на заседании;
поддерживает порядок в зале
заседания;
удаляет из зала заседания нарушителя,
не являющегося депутатом;
приостанавливает незапланированные
дебаты;
прерывает заседание в случае
возникновения в зале заседания чрезвычайной
ситуации, а также грубого нарушения общественного
порядка;
никто не вправе выступать на
заседании без разрешения председательствующего.22
Регламент
представительного органа устанавливает
требования к материалу, непосредственно
распространяемым входе заседании: могут
распространяться только материалы по
вопросам, включенные в повестку данного
заседания, а также депутатские запросы
и заявления; любой распространяемый документ
должен иметь подпись депутата и т. д.