Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:48, контрольная работа
При определении понятия муниципальное хозяйство, мы отмечали, что в него включаются все предприятия, учреждения, деятельность которых прямо или косвенно направлена на решение задач, стоящих перед муниципальным образованием. В этой связи мы должны различать такие понятия, как "развитие муниципального образования" и "развитие муниципального хозяйства". Первое невозможно без второго, и второе не имеет самостоятельного, значения без первого.
Понятие "социально-экономическое развитие" не может быть применено (в строгом смысле этих слов) к каждому муниципальному образованию.
1. Методологические и теоретические основы управления муниципальным хозяйством
1.3 Понятие комплексного
социально-экономического
При определении понятия муниципальное хозяйство, мы отмечали, что в него включаются все предприятия, учреждения, деятельность которых прямо или косвенно направлена на решение задач, стоящих перед муниципальным образованием. В этой связи мы должны различать такие понятия, как "развитие муниципального образования" и "развитие муниципального хозяйства". Первое невозможно без второго, и второе не имеет самостоятельного, значения без первого.
Понятие "социально-экономическое
развитие" не может быть применено
(в строгом смысле этих слов) к
каждому муниципальному образованию.
Под строгим смыслом слов здесь
понимается то, что экономические
законы и законы развития общества
(социальные законы) не являются проявлениями
чьей-либо субъективной воли, а отражают
объективные экономические и
социальные связи. В этом смысле говорится
о том, что не каждое муниципальное
образование может реально
Конечно, даже не все города,
не говоря уже о сельских поселениях,
в настоящее время могут
Ярчайшим примером внеэкономического и внесоциального развития могут служить города с преимущественным развитием научно-технического комплекса, получивших закрепившееся за ними название - "наукограды". Вообще в настоящее время в России очень многие малые города формировались в связи со строительством крупных промышленных объектов, и в результате стали заложниками экономического состояния соответствующих отраслей промышленности.
Таким образом, учитывая вышесказанное,
вопрос комплексного социально-экономического
развития в большей мере нужно
отнести к муниципальным
Для поселений, и особенно для городов, постановка задачи самостоятельного комплексного социально-экономического развития является исторической неизбежностью. Другими словами, города и другие компактные поселения, являющиеся муниципальными образованиями, "обречены" на развитие, и поэтому органы местного самоуправления этих городов обязаны (даже хотя бы с формальной точки зрения - закон обязывает) ставить задачу комплексного социально-экономического развития и под свою ответственность осуществлять ее решение.
"Обреченность" обусловлена
уже такими объективными
Закон предоставил населению право самим решить судьбу города и обустроить свою жизнь в городе по тем критериям качества, которых они могут достичь сами.
Понятие "развитие" в отношении поселения вызывает много дискуссий, особенно в последнее время. Дискуссии осложняются еще и тем, что стороны, обсуждающие тему развития, наполняют этот термин разным содержанием.
Существо расхождений по этому вопросу (если очистить их от терминологической путаницы) сводится к выражению своего отношения к трем принципиальным вопросам.
Вопрос первый связан с принципиальным отношением к пониманию этого термина.
Словарь С. И. Ожегова наряду
с другими дает два относительно
противоположных толкования термина
"развитие". В первом случае развитие
- это процесс доведения "до определенной
степени духовной, умственной зрелости,
сознательности культурности до определенной
степени силы, мощности, совершенства".
Во втором случае под термином "развитие"
понимается "процесс закономерного
изменения, перехода из одного состояния
в другое, более совершенное; переход
от старого качественного
По этим вопросам, как
практикующие мэры, так и теоретики
высказывают часто ровно
Противники такого взгляда
на развитие муниципального образования
утверждают, что без постановки целей
(даже в самом общем виде) развития
не будет, а будет "топтание на месте",
"залатывание дыр", "тушение
пожаров" и т.д. Сторонники такого
взгляда на развитие как на проявление
определенной воли субъекта, считают,
что для того, чтобы муниципальное
образование развивалось, необходимо
в обязательном порядке определить
цели развития. Цели должны быть отобраны
из множества различных вариантов
и экономически обоснованы. Критерием
выбора целей развития при прочих
равных условиях становится максимально
возможный социальный эффект, т.е. необходимость
наилучшим образом
Целевой подход предполагает наличие нескольких реальных "сценариев" развития, из которых выбирается наилучший, которому в дальнейшем и следуют. В противоположность целевому подходу к развитию (при отказе в постановке целей) на практике реализуется одновременно несколько реальных "сценариев", но из-за ограниченности ресурсов ни один из них не реализуется полностью.
Второй вопрос связан с пониманием самого понятия комплексного социально-экономического развития (его масштаб и направления). Здесь принципиальные сторонники целевого подхода к пониманию развития расходятся во мнении относительно того, что относить к объектам развития и каковы масштабы этого явления. Мнения по этому вопросу можно свести к трем основным позициям.
Первая позиция заключается
в том, что под комплексным
социально-экономическим
Эти позиции объединены на
основе того, что развитие города как
целостного социально-экономического
образования представителями
Позиция вторая сводится к
тому, что под комплексным социально-
Понятие "комплексного социально-экономического развития муниципального образования" введено в Федеральном законе для обозначения качественно нового явления в жизни российских поселений - перехода от государственного управления на местах к становлению нового института власти в государстве - института местного самоуправления. Другими словами, термины "генеральные планы застройки", "генеральный план капитального строительства" и им подобные не могут претендовать на то, чтобы под ними понималось "комплексное социально-экономическое развитие"
Позиция третья заключается
в том, что муниципальное образование
понимается как целостное социально-
Третий вопрос связан с
определением субъекта, который должен
выступить с инициативой
Принципиальным в этом
отношении, по-видимому, следует считать
то, что в любом из приведенных
выше вариантов мнение жителей муниципального
образования должно учитываться. Федеральным
законом "комплексное социально-
Такая постановка этого вопроса
ставит муниципальные образования
в совершенно иные (по сравнению
с недавним прошлым) условия. Муниципальные
образования получили право определять
собственную стратегию развития
и право разрабатывать и
Итак, комплексное социально-
По мнению авторского коллектива
по руководством А.И.Гаврилова, под
комплексным социально-
Под управлением комплексным
социально-экономическим
2. Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании
2.1 Характеристика муниципального образования
Павловский Посад - город
(с 1844) в Российской Федерации, Московская
обл. Расположен на Мещёрской низменности,
на реках Ходца, Вохонка и Клязьма
в 68 км к востоку от Москвы (55°45' северной
широты, 38° 50' восточной долготы). Железнодорожная
станция на линии Москва - Владимир
(горьковское направление). Численность
населения района 106 тысяч человек,
в том числе в г. Павловский
Посад - 87 тысяч человек. Старинный (с
19 в.) центр текстильной
С последней четверти 19 в. известен изготовлением шерстяных и полушерстяных набивных платков и шалей (т.н. павловских) с ярким цветочным орнаментом на чёрном, вишнёвом, кремовом фонах (художники С.В. и Н.С. Постриговы, З.А. Проханов, Ф.А. Филатов и др., в 1950-80 е гг. - И.П. Дадонова, К.С. Зиновьева, З.А. Ольшанская, Е.П. Регунова, С.П. Рыжов и др.) на ткацкой и красильно-набивной платочной фабрике (с 1895) в деревне Городок (ныне часть Павловского Посада) и Павло-Покровской прядильно-ткацкой хлопчато-бумажной фабрике (с 1900).
Информация о работе Методологические и теоретические основы управления муниципальным хозяйством