Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:24, курсовая работа
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности
- изучить способы формирования муниципальной собственности
Стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Становление и развитие муниципальной собственности . . . . . . . . . . . .
5
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности . . . . . .. . . . . . . . . . . .
5
1.2. Порядок формирования муниципальной собственности . . . . . . . . . . . .
8
Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
2.1. Муниципальные ресурсы в городском округе Подольск . . . . . . . . . . . .
16
2.2. Общая характеристика муниципальной собственности в городском округе Подольск. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
2.3.Муниципальное имущество в городском округе Подольск. . . . . . . . . . .
21
Компетенция органов местного самоуправления по вопросам
управления муниципальной собственностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
24
3.1. Предложения по совершенствованию управления муниципальной собственности в городском округе Подольск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
24
3.2. Оценка экономической эффективности в городском округе Подольск .
27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
Последний лист курсовой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики и управления
Кафедра Менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Муниципальная собственность как основа муниципальной экономики (на примере городского округа Подольск)»
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Выполнил:
группа ГМУ-201_133
Руководитель:
Допущена к защите
«______»_________________20__ г.
Заведующий кафедрой Менеджмента
д.э.н., проф. Царегородцев Ю.Н.
______________________________
(Подпись)
Москва 2011
Содержание
Стр. | ||
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 | |
1. Становление и развитие муниципальной собственности . . . . . . . . . . . . |
5 | |
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности . . . . . .. . . . . . . . . . . . |
5 | |
1.2. Порядок формирования муниципальной собственности . . . . . . . . . . . . |
8 | |
|
13 | |
|
16 | |
2.1. Муниципальные ресурсы в городском округе Подольск . . . . . . . . . . . . |
16 | |
2.2. Общая характеристика муниципальной собственности в городском округе Подольск. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 | |
2.3.Муниципальное имущество в городском округе Подольск. . . . . . . . . . . |
21 | |
управления муниципальной собственностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 | |
3.1. Предложения по совершенствованию управления муниципальной собственности в городском округе Подольск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 | |
3.2. Оценка экономической эффективности в городском округе Подольск . |
27 | |
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29 | |
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
31 | |
Последний лист курсовой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
34 |
Введение
Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1).
Однако самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.
Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было.
Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: "ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ"2. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.
Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.
Поэтому, главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности. Данными соображениями и обусловлен выбор темы исследования.
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие
и состав муниципальной
- изучить способы формирования муниципальной собственности
1. Становление и развитие муниципальной собственности
Муниципальная собственность, начавшая с недавнего времени формироваться в муниципальных образованиях России, еще не приобрела законченной формы, сам процесс ее формирования находится в постоянном движении и совершенствовании.
Муниципальная собственность, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения. А это один из самых важных аргументов в пользу необходимости формирования муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность. Статьей 132 Конституции России установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.
Согласно статье 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации: "имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью".
Г.Н. Чеботарев определяет
"право муниципальной
Характерными особенностями
муниципальной собственности
Муниципальная собственность
наряду с имуществом, находящимся
в государственной
В качестве субъектов
муниципальной собственности
Круг объектов права муниципальной собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесены объекты, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, например, боевое оружие.
Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят4:
Статья 9 Конституции России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю и природные ресурсы. Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными законами "О недрах", "Об охране окружающей природной среды", Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.
Наличие муниципальной собственности - одно из важных условий успешного существования муниципального образования.
1.2 Порядок формирования муниципальной собственности
С учетом особой роли муниципальной
собственности в жизнедеятельно
27 декабря 1991 года Верховный
Совет РСФСР принял
Верховный Суд РФ указал, что "утвержденный данным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации в настоящее время применению не подлежит", и передаваемые объекты, и процедура передачи полностью регулируются Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Однако процедура передачи части государственного имущества в муниципальную собственность в данном Постановлении отсутствовала.
Порядки передачи объектов государственной собственности в муниципальную, были прописаны в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"
Распоряжение Госкомимущества от 5 февраля 1993 г. № 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения" (с изменениями и дополнениями от 17 мая 1993 г).