Муниципальная собственность как основа муниципальной экономики (на примере городского округа Подольск)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности
- изучить способы формирования муниципальной собственности

Содержание работы

Стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Становление и развитие муниципальной собственности . . . . . . . . . . . .
5
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности . . . . . .. . . . . . . . . . . .
5
1.2. Порядок формирования муниципальной собственности . . . . . . . . . . . .
8
Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
2.1. Муниципальные ресурсы в городском округе Подольск . . . . . . . . . . . .
16
2.2. Общая характеристика муниципальной собственности в городском округе Подольск. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
2.3.Муниципальное имущество в городском округе Подольск. . . . . . . . . . .
21
Компетенция органов местного самоуправления по вопросам
управления муниципальной собственностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
24
3.1. Предложения по совершенствованию управления муниципальной собственности в городском округе Подольск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
24
3.2. Оценка экономической эффективности в городском округе Подольск .
27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
Последний лист курсовой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая).doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Согласно этим документам органам местного самоуправления было предоставлено право самостоятельного утверждения перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, руководствуясь Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. закрепила  право на муниципальную собственность8.

В Законе №154-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 1995г было определенно, что муниципальные образования могут иметь в собственности любые виды имущества как коммерческого, так и социального назначения.

В настоящее время  в Российской федерации перечень объектов муниципальной собственности устанавливает статья 50 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), которая закрепила радикальное исходное правило - принцип целевого назначения имущества. Теперь в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения публичных задач, стоящих перед местным самоуправлением.

Формирование муниципальной  собственности муниципальных образований, сформированных на основе Федерального закона 131-ФЗ, связано с перераспределением и разграничением государственного и муниципального имущества9.

 Этот процесс включает в себя два самостоятельных аспекта:

1) перераспределение  имущества между РФ, субъектами  РФ и муниципальными образованиями;

2) разграничение имущества  прежних муниципальных образований  между новыми муниципальными образованиями разных типов - муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями, городскими округами.

Правовую базу разграничения  образуют:

1) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ст.50, 85);

2) Федеральный закон  "О внесении изменений в  законодательные акты Российской  Федерации и признании утратившими  силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ (ч.11 и 11.1 ст.154), (Далее - Федеральный закон №122-ФЗ);

3) Постановление Правительства  РФ от 13 июня 2006 г. № 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации"10, и другие нормативно-правовые акты. Указанные акты регулируют общий порядок передачи имущества.

В плане разграничения недвижимого имущества можно выделить два правовых режима:

1) обязательная передача  имущества от одного органа  публичной власти другому;

2) факультативная (по  согласованию) передача имущества  от одного органа публичной власти другому.

Но есть иные случаи: одно и, то, же имущество по своему целевому назначению отвечает публичным задачам, стоящим и перед органами местного самоуправления (в т. ч. органами различных типов муниципальных образований), и перед органами государственной власти РФ, и перед органами государственной власти субъектов РФ.

В этом случае передача имущества  его нынешним владельцем другому  публичному субъекту обязательна только в одном случае - если такое имущество уже используется органами или организациями (предприятиями и учреждениями) этого другого публичного субъекта, причем только для осуществления определенных для него публичных задач (ч.11 ст.154 Федерального закона № 122-ФЗ).

Таким образом, муниципальные  образования имеют право требовать  передачи и в то же время не могут отказываться от передаваемого им федерального или регионального имущества в следующих двух ситуациях:

1) если такое имущество  может находиться исключительно  в собственности этого муниципального образования - т.е. не может находиться в собственности РФ или субъекта РФ (не соответствует их задачам) и может находиться в собственности муниципального образования (независимо от того, что оно может находиться и в частной собственности.)

2) если имущество может  находиться в федеральной или  региональной собственности, но оно используется муниципальными органами или организациями на момент передачи.

Вместе с тем, Федеральный  закон от 29.12.2006г. № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"11 дополнил статью 50 федерального закона №131-ФЗ положением, согласно которому в собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых, предоставлено федеральными законами, которые не относятся к вопросам местного значения.

Федеральный закон от 18.10.2007г №.230-ФЗ "О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием разграничения полномочий" установил также, что в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления. Речь идет о передаче на основе соглашений, части полномочий, органов местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных районов12.

В то же время специальный  федеральный закон, устанавливающий  особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества, не принят, хотя необходимость его принятия закреплена в ч.6 ст.50 Федерального закона №131-ФЗ.

Получается, что проблемы возникают и решаются в суде, причем на защиту своих интересов в судебном порядке муниципалитетам приходится расходовать финансовые, трудовые, временные ресурсы, в то время как для эффективного управления имуществом необходимы четкие и понятные правовые нормы, а не судебные решения. Но пока только судебным толкование устраняется противоречивость и двусмысленность указанного законодательства.

Процесс передачи имущества в собственность поселений и муниципальных районов значительно замедлило и затруднило несвоевременное и неполное законодательное регулирование порядка безвозмездного перераспределения имущества между муниципальными образованиями.

 

1.3 Основные задачи органов местного самоуправления в

управлении муниципальной собственностью

В настоящее время  в Российской Федерации проводится реформа местного самоуправления, основы которой заложены в положениях федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

Ее инициаторы убеждены, что результатом преобразований станут создание стройной единой структуры местного самоуправления и четкое разграничение властных полномочий между муниципальными образованиями. Важным компонентом реформы является формирование ясной системы муниципальной собственности, так как эффективность местного самоуправления зависит от его обеспеченности материально - финансовыми ресурсами. Муниципальные образования должны обладать необходимыми средствами для выполнения своих задач, а также иметь право самостоятельного владения, управления и распоряжения ими.

Предпосылками реформы  стала необходимость упорядочить "правила игры" на муниципальном уровне. Можно заметить, что до недавнего времени в Российской Федерации существовала разнородная структура муниципальных органов.

Помимо этого, реформа  должна создать прочную финансовую базу для осуществления муниципалитетами возложенных на них функций, в  том числе путем более четкого разграничения собственности между муниципальными органами и органами государственной власти.

Основополагающими элементами, которые затрагивает реформа, являются следующие отношения:

    • административно-территориальное устройство муниципальных образований;
    • имущественная база муниципалитетов.

Под административно-территориальными аспектами реформы понимается:

Созданная в настоящее время  двухуровневая система управления - это городские и сельские поселения (1 уровень) и муниципальные районы (2 уровень), а также городские округа (городской округ сочетает в себе фунции как поселения, так и района). Ранее субъекты РФ, самостоятельно определяли структуры местного самоуправления в границах своей территории, это приводило к смещению полномочий и неопределенности.

После введения единой территориальной системы местного самоуправления подлежат разграничению и властные полномочия, а также необходимая для их осуществления собственность13.

Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля над их исполнением. 14

Конституция РФ запрещает субъектам  федерации, другим органам ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией (статья 133). На практике реализация конституционных предписаний встречается с трудностями. Одна из причин - принципиальное различие новой конституционной концепции местного самоуправления и сложившегося за долгие годы стереотипа управления на местах как централизованного управления “сверху".

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п.1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

 

2. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления

2.1 Муниципальные  ресурсы в городском округе Подольск

Прежде чем рассмотреть  деятельность органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью в городском округе Подольск, необходимо ознакомится с ресурсами города, это поможет в дальнейшем понять специфику муниципальной собственности.

Подольск — город областного значения и одновременно административный центр Подольского района Московской области, расположенный на реке Пахра. Город находится к югу от столицы, в 36км от центра Москвы и в 15км от МКАД, на автомагистрали и железнодорожной линии Москва — Симферополь. В северной части граничит с Щербинкой, на юге — с Климовском. Площадь города — 40,04 км², население — 183,1 тыс. человек на 2010 год. Крупный промышленный и культурный центр Московской области 15.

В начале XXI века городской округ Подольск — это один из крупнейших промышленных центров Московской области, на территории которого действует больше десятка крупных промышленных предприятий различных отраслей. Кроме того, Подольск является одним из центров высокотехнологичной науки: в нём расположено большое количество предприятий науки, имеющих всероссийское значение и связанных, в основном, с атомным машиностроением и атомными исследованиями. С 1992 года в Подольске действует Подольская торгово-промышленная палата, активно развивается малый бизнес. В 2004 году наделён статусом городского округа. В 2006 году город отпраздновал своё 225-летие16.

Подольск — динамично развивающийся город Подмосковья, входящий в пятерку наиболее крупных экономически развитых регионов Московской области. По итогам 2010 года город находился на втором месте в Московской области по объёму отгруженных товаров по всем видам экономической деятельности (индекс составил 125,1 %) и на первом месте по объёмам отгрузки продукции по промышленным видам деятельности (индекс — 128,2 %). Основными отраслями экономики являются: обрабатывающие производства (46 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (43 %), наука (4 %), строительство (3 %), транспорт и связь (2 %).

В экономике города, по оценке 2010 года, было занято 91,3 тыс. человек. Это составляло более 90 % от численности экономически активного населения или 50 % от численности постоянного населения города. Около 53 тысяч человек работало в крупных и средних предприятиях (из них в промышленности — 25 %, в ЖКХ — 11 %, в научных организациях — 6 %, в транспорте и связи — 6 %, в строительстве — 4 %, в бюджетной сфере — 21 %). Многие жители города каждый день ездят в Москву на работу, образуя маятниковую миграцию17.

 

2.2 Общая характеристика  муниципальной собственности в 

Информация о работе Муниципальная собственность как основа муниципальной экономики (на примере городского округа Подольск)