Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:24, курсовая работа
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности
- изучить способы формирования муниципальной собственности
Стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Становление и развитие муниципальной собственности . . . . . . . . . . . .
5
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности . . . . . .. . . . . . . . . . . .
5
1.2. Порядок формирования муниципальной собственности . . . . . . . . . . . .
8
Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
2.1. Муниципальные ресурсы в городском округе Подольск . . . . . . . . . . . .
16
2.2. Общая характеристика муниципальной собственности в городском округе Подольск. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
2.3.Муниципальное имущество в городском округе Подольск. . . . . . . . . . .
21
Компетенция органов местного самоуправления по вопросам
управления муниципальной собственностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
24
3.1. Предложения по совершенствованию управления муниципальной собственности в городском округе Подольск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
24
3.2. Оценка экономической эффективности в городском округе Подольск .
27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
Последний лист курсовой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно этим документам
органам местного самоуправления было
предоставлено право
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. закрепила право на муниципальную собственность8.
В Законе №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 1995г было определенно, что муниципальные образования могут иметь в собственности любые виды имущества как коммерческого, так и социального назначения.
В настоящее время в Российской федерации перечень объектов муниципальной собственности устанавливает статья 50 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), которая закрепила радикальное исходное правило - принцип целевого назначения имущества. Теперь в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения публичных задач, стоящих перед местным самоуправлением.
Формирование муниципальной
собственности муниципальных
Этот процесс включает в себя два самостоятельных аспекта:
1) перераспределение имущества между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями;
2) разграничение имущества
прежних муниципальных
Правовую базу разграничения образуют:
1) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ст.50, 85);
2) Федеральный закон
"О внесении изменений в
законодательные акты
3) Постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации"10, и другие нормативно-правовые акты. Указанные акты регулируют общий порядок передачи имущества.
В плане разграничения недвижимого имущества можно выделить два правовых режима:
1) обязательная передача имущества от одного органа публичной власти другому;
2) факультативная (по согласованию) передача имущества от одного органа публичной власти другому.
Но есть иные случаи: одно и, то, же имущество по своему целевому назначению отвечает публичным задачам, стоящим и перед органами местного самоуправления (в т. ч. органами различных типов муниципальных образований), и перед органами государственной власти РФ, и перед органами государственной власти субъектов РФ.
В этом случае передача имущества его нынешним владельцем другому публичному субъекту обязательна только в одном случае - если такое имущество уже используется органами или организациями (предприятиями и учреждениями) этого другого публичного субъекта, причем только для осуществления определенных для него публичных задач (ч.11 ст.154 Федерального закона № 122-ФЗ).
Таким образом, муниципальные
образования имеют право
1) если такое имущество
может находиться
2) если имущество может находиться в федеральной или региональной собственности, но оно используется муниципальными органами или организациями на момент передачи.
Вместе с тем, Федеральный закон от 29.12.2006г. № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"11 дополнил статью 50 федерального закона №131-ФЗ положением, согласно которому в собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых, предоставлено федеральными законами, которые не относятся к вопросам местного значения.
Федеральный закон от 18.10.2007г №.230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" установил также, что в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления. Речь идет о передаче на основе соглашений, части полномочий, органов местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных районов12.
В то же время специальный федеральный закон, устанавливающий особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества, не принят, хотя необходимость его принятия закреплена в ч.6 ст.50 Федерального закона №131-ФЗ.
Получается, что проблемы возникают и решаются в суде, причем на защиту своих интересов в судебном порядке муниципалитетам приходится расходовать финансовые, трудовые, временные ресурсы, в то время как для эффективного управления имуществом необходимы четкие и понятные правовые нормы, а не судебные решения. Но пока только судебным толкование устраняется противоречивость и двусмысленность указанного законодательства.
Процесс передачи имущества в собственность поселений и муниципальных районов значительно замедлило и затруднило несвоевременное и неполное законодательное регулирование порядка безвозмездного перераспределения имущества между муниципальными образованиями.
1.3 Основные задачи органов местного самоуправления в
управлении муниципальной собственностью
В настоящее время в Российской Федерации проводится реформа местного самоуправления, основы которой заложены в положениях федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Ее инициаторы убеждены, что результатом преобразований станут создание стройной единой структуры местного самоуправления и четкое разграничение властных полномочий между муниципальными образованиями. Важным компонентом реформы является формирование ясной системы муниципальной собственности, так как эффективность местного самоуправления зависит от его обеспеченности материально - финансовыми ресурсами. Муниципальные образования должны обладать необходимыми средствами для выполнения своих задач, а также иметь право самостоятельного владения, управления и распоряжения ими.
Предпосылками реформы
стала необходимость
Помимо этого, реформа
должна создать прочную финансовую
базу для осуществления
Основополагающими элементами, которые затрагивает реформа, являются следующие отношения:
Под административно-
Созданная в настоящее время
двухуровневая система
После введения единой территориальной системы местного самоуправления подлежат разграничению и властные полномочия, а также необходимая для их осуществления собственность13.
Управление муниципальной
Конституция РФ запрещает субъектам федерации, другим органам ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией (статья 133). На практике реализация конституционных предписаний встречается с трудностями. Одна из причин - принципиальное различие новой конституционной концепции местного самоуправления и сложившегося за долгие годы стереотипа управления на местах как централизованного управления “сверху".
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п.1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления
2.1 Муниципальные ресурсы в городском округе Подольск
Прежде чем рассмотреть деятельность органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью в городском округе Подольск, необходимо ознакомится с ресурсами города, это поможет в дальнейшем понять специфику муниципальной собственности.
Подольск — город областного значения и одновременно административный центр Подольского района Московской области, расположенный на реке Пахра. Город находится к югу от столицы, в 36км от центра Москвы и в 15км от МКАД, на автомагистрали и железнодорожной линии Москва — Симферополь. В северной части граничит с Щербинкой, на юге — с Климовском. Площадь города — 40,04 км², население — 183,1 тыс. человек на 2010 год. Крупный промышленный и культурный центр Московской области 15.
В начале XXI века городской округ Подольск — это один из крупнейших промышленных центров Московской области, на территории которого действует больше десятка крупных промышленных предприятий различных отраслей. Кроме того, Подольск является одним из центров высокотехнологичной науки: в нём расположено большое количество предприятий науки, имеющих всероссийское значение и связанных, в основном, с атомным машиностроением и атомными исследованиями. С 1992 года в Подольске действует Подольская торгово-промышленная палата, активно развивается малый бизнес. В 2004 году наделён статусом городского округа. В 2006 году город отпраздновал своё 225-летие16.
Подольск — динамично развивающийся город Подмосковья, входящий в пятерку наиболее крупных экономически развитых регионов Московской области. По итогам 2010 года город находился на втором месте в Московской области по объёму отгруженных товаров по всем видам экономической деятельности (индекс составил 125,1 %) и на первом месте по объёмам отгрузки продукции по промышленным видам деятельности (индекс — 128,2 %). Основными отраслями экономики являются: обрабатывающие производства (46 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (43 %), наука (4 %), строительство (3 %), транспорт и связь (2 %).
В экономике города, по оценке 2010 года, было занято 91,3 тыс. человек. Это составляло более 90 % от численности экономически активного населения или 50 % от численности постоянного населения города. Около 53 тысяч человек работало в крупных и средних предприятиях (из них в промышленности — 25 %, в ЖКХ — 11 %, в научных организациях — 6 %, в транспорте и связи — 6 %, в строительстве — 4 %, в бюджетной сфере — 21 %). Многие жители города каждый день ездят в Москву на работу, образуя маятниковую миграцию17.
2.2 Общая характеристика муниципальной собственности в