Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:57, курсовая работа
, порядок образования и управления.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- рассмотреть структуру муниципального имущества;
- рассмотреть систему управления муниципальной собственностью;
- исследовать полномочия органов местного самоуправления г. Кемерово по управлению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования;
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Муниципальное имущество: понятие, структура, система управления………………………………………………………………………………4
1.1. Собственность сельских и городских поселений…………………………..7
1.2. Собственность муниципальных районов…………………………………...9
1.3. Собственность городских округов…………………………………………13
1.4. Возникновение, осуществление и прекращение права муниципальной собственности…………..……………………………………………………………..13
1.5. Вопросы управления муниципальной собственностью……………….....17
Глава 2. Система управления муниципальным имуществом в г. Кемерово……...19
2.1. Порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом в г. Кемерово……………………………………………………………………………….22
2.2. Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово……30
Глава 3. Показатели использования муниципального имущества в г. Кемерово и пути повышения эффективности использования муниципального имущества в г. Кемерово……………………………………………………………………………….33
3.1. Показатели использования муниципального имущества в г. Кемерово……………………………………………………………………………….33
3.2. Пути повышения эффективности использования муниципального имущества в г. Кемерово……………………………………………………………..38
Заключение…………………………………………………………………………….42
Список используемой литературы…………………………………………………...44
имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 21 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ);
имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения (п. 22 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ).
В собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений (часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
1.2. Собственность муниципальных районов
Согласно ч. 3 ст. 50 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципальных районов могут находиться:
имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района; [21, с.270]
имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
имущество, предназначенное
для оказания на территории муниципального
района скорой медицинской помощи (за
исключением санитарно-
имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
имущество межпоселенческих библиотек;
имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района; [21, с.271].
имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;
имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Состав собственности муниципальных районов также не остался неизменным после принятия Закона 2003 г. [21, с.272].
Во-первых, с 2004 г. здесь появились новые объекты - имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района. С 2005 г. была усилена роль районов в культурном обслуживании населения, и появились в их собственности «имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры», а также «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации». Было признано целесообразным развивать не только в поселениях, но и районах физкультуру и спорт. Поэтому в их собственности теперь может быть «имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта». Как и поселения, районы должны заниматься чрезвычайными ситуациями и безопасностью людей, поэтому им дано право иметь в собственности «имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья». К собственности районов отнесли «имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
Во-вторых, уточнены отдельные
виды имущества, находящегося в собственности,
в связи с новым
По начальной редакции Закона 2003 г. собственностью района были межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы, по редакции от 31 декабря 2005 г. - имущество межпоселенческих библиотек. Вместо несколько общей формулировки о том, что к собственности района относятся «обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района», в редакции от 3 июня 2006 г. говорится: «пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района», - тем самым район как бы нацеливается на создание подобных искусственных водоемов.
В-третьих, отдельные виды имущества исключены из собственности района, поскольку он лишился соответствующего вопроса местного значения. Например, с января 2007 г. утратила силу норма об отнесении к собственности района имущества, предназначенного для организации и осуществления экологического контроля.
1.3. Собственность городских округов
В ч. 2 и 3 ст. 50 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» названы объекты, которые находятся в собственности поселений и муниципальных районов. А далее в ч. 4 ст. 50 записано: «В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи» [21, с.274].
Таким образом, поскольку городской округ близок к городскому поселению, у него могут быть те же виды имущества, что и у городского поселения. Вместе с тем, городской округ во многих отношениях равен в правах с муниципальным районом, поэтому округ может обладать объектами собственности, которые Закон отнес к муниципальному району.
1.4. Возникновение, осуществление и прекращение права муниципальной собственности
Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом [24, с.132].
Управление муниципальной собственностью отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые в соответствии с нормами гражданского законодательства осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, действуя от имени муниципального образования. В ряде случаев эти права осуществляет непосредственно население муниципального образования.
Органы местного самоуправления наделены Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ч. 2 ст. 51) правом передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Порядок и способы приватизации муниципального имущества определяются гл. III ФЗ от 21.12.2001 (ред. от 18.07.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества». Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Более подробно порядок соответствующих операций определяет Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. (ред. от 18.07.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Управление органов
местного самоуправления объектами
муниципальной собственности
Согласно ст.125 ГК РФ (право муниципальной собственности) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования
В субъектах РФ был принят комплекс правовых актов, закреплявших государственное регулирование отношений собственности на уровне региона. К ним относятся законы: определяющие порядок формирования муниципальной собственности, управление и распоряжение ею; регулирующие порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в иные формы собственности (в том числе посредством приватизации); разграничивающие собственность, в том числе муниципальную, и др. [24, с.133].
С момента вступления Федерального закона 2003 г. в силу все эти акты требуют отмены, поскольку субъекты РФ вправе осуществлять регулирование местного самоуправления лишь по тем вопросам, которые прямо указаны в этом Законе, а права регулировать вопросы управления муниципальной собственностью субъектам не предоставлено.
По Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября, 1, 4, 29 декабря 2006 г., 2 марта, 26 апреля, 10 мая, 15, 18 июня, 21 июля, 18 октября, 4, 8 ноября 2007 г., 10 июня, 23 июля, 25 ноября, 3, 25 декабря 2008 г., 7 мая, 23, 28 ноября, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 27 июля, 28 сентября, 3, 29 ноября, 29 декабря 2010 г., 20 марта, 21 апреля, 3 мая, 11, 18, 19, 25 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г.) по ст.19 полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В целом федеральное законодательство в основном путем принятия правовых актов, относящихся к гражданско-правовой сфере, детально регулирует отношения собственности. Муниципальные же образования в этой сфере практически не осуществляют собственного правового регулирования, хотя, как было сказано, федеральное законодательство (как прежнее, так и новое) не только не запрещает, но и прямо предписывает органам местного самоуправления осуществлять такое регулирование.