Муниципальное имущество. Предложения по повышению эффективности использования имущества, входящего в состав муниципальной казны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

, порядок образования и управления.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- рассмотреть структуру муниципального имущества;
- рассмотреть систему управления муниципальной собственностью;
- исследовать полномочия органов местного самоуправления г. Кемерово по управлению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Муниципальное имущество: понятие, структура, система управления………………………………………………………………………………4
1.1. Собственность сельских и городских поселений…………………………..7
1.2. Собственность муниципальных районов…………………………………...9
1.3. Собственность городских округов…………………………………………13
1.4. Возникновение, осуществление и прекращение права муниципальной собственности…………..……………………………………………………………..13
1.5. Вопросы управления муниципальной собственностью……………….....17
Глава 2. Система управления муниципальным имуществом в г. Кемерово……...19
2.1. Порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом в г. Кемерово……………………………………………………………………………….22
2.2. Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово……30
Глава 3. Показатели использования муниципального имущества в г. Кемерово и пути повышения эффективности использования муниципального имущества в г. Кемерово……………………………………………………………………………….33
3.1. Показатели использования муниципального имущества в г. Кемерово……………………………………………………………………………….33
3.2. Пути повышения эффективности использования муниципального имущества в г. Кемерово……………………………………………………………..38
Заключение…………………………………………………………………………….42
Список используемой литературы…………………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_munits_imusch-vu_tema_17_0_Alena.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

При регулировании институтов собственности в гражданско-правовой сфере возможно только на уровне Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к сфере предметов исключительного ведения Российской Федерации. Вместе с тем на уровне местного самоуправления возможно принятие правовых актов, регулирующих порядок управления муниципальной собственностью. Это может оказать непосредственное влияние на становление самостоятельного местного самоуправления, поскольку позволит сформировать источники доходов местных бюджетов, определить статьи расходов, провести муниципальную приватизацию, привлечь инвестиции под объекты муниципальной собственности, образовать муниципальные унитарные предприятия, которые также могут стать источником доходов для муниципального образования [24, с.135].

 

1.5. Вопросы управления муниципальной собственностью

 

Системное управление муниципальной собственностью складывается из четырех основных методов: организационно-правовых, организационно-экономических, финансовых и учетно-аналитических.

Организационно-правовой метод заключается в издании  органами и должностными лицами местного самоуправления правовых актов, регулирующих вопросы управления муниципальной собственностью. Это могут быть, например, решения об участии в обществах и товариществах, решения о развитии коммунальной инфраструктуры муниципального образования, о развитии муниципального транспорта и др. Как представляется, в целом данный метод является универсальным, поскольку не только организационные, но и экономические и финансовые методы управления собственностью объективируются и формализуются посредством принятия правовых решений.

Организационно-экономический  метод предполагает управление муниципальной  собственностью. Оно обычно рассредоточено по отраслевым органам местного самоуправления - в зависимости от того, каким  целям служит муниципальное имущество. Сюда же относятся ведение реестров имущества, планирование его использования, инвентаризация, аудит и проч.

Финансовый метод тесно  увязан с экономическим и предполагает учет и планирование доходов и  расходов муниципальных образований, в том числе в зависимости  от объемов муниципальной собственности .

Учетно-аналитический  метод позволяет определить, какого рода деятельность муниципального образования  и какого рода объекты собственности (включая муниципальную) приносят доход, а какие - влекут расходы; прогнозировать их соотношение и с учетом этого предложить оптимальный план развития муниципального образования [24, с.136].

Порядок управления и  распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном  ведении или оперативном управлении муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О некоммерческих организациях", "Об автономных учреждениях", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Владение, пользование  и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется согласно ст. 51 ФЗ «Об  общих принципах местного самоуправления РФ». Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество  во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим  лицам, органам государственной  власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия  приватизации муниципального имущества  определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования  и приватизации муниципального имущества  поступают в местные бюджеты.

Муниципальные образования  могут создавать муниципальные  предприятия и учреждения, участвовать  в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия  и порядок деятельности муниципальных  предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность  и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества  в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система управления муниципальным имуществом в г. Кемерово

 

Система управления муниципальным  имуществом в г. Кемерово подчинена  и соответствует федеральному законодательству в этой области [15].

Муниципальные предприятия  и учреждения в г. Кемерво создаются, реорганизуются и ликвидируются  по решению Главы города в порядке, определенном городским Советом в соответствии с действующим законодательством.

Администрация города определяет цели, порядок и условия деятельности муниципальных предприятий и  учреждений, утверждает их уставы, назначает  и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, ежегодно заслушивает отчеты об их деятельности.

В городе Кемерово порядок  и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами городского Совета

При этом доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.   

В собственности города Кемерово, согласно его Уставу, может  находиться:

1) указанное в пункте 2 имущество, предназначенное для  решения установленных федеральным  законом вопросов городского значения.

2) имущество, предназначенное  для осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных  органам городского самоуправления, в случаях, установленных федеральными  законами, законами Кемеровской  области;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами городского Совета.

4) имущество, необходимое  для осуществления полномочий, право  осуществления которых предоставлено  органам местного самоуправления  федеральными законами.

 В собственности  города может находиться:

1) имущество, предназначенное  для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц города;

2) автомобильные дороги общего  пользования, мосты и иные транспортные  инженерные сооружения в границах  города, за исключением автомобильных  дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального  использования для обеспечения  малоимущих граждан, проживающих  в городе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт  и другое имущество, предназначенные  для транспортного обслуживания  населения в границах города;

5) имущество, предназначенное  для предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций  в границах города;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) имущество библиотек  города;

8) имущество, предназначенное  для организации досуга и обеспечения  жителей города услугами организаций  культуры;

9) объекты культурного  наследия (памятники истории и  культуры) независимо от категории  их историко-культурного значения  в соответствии с законодательством  Российской Федерации; [15].

10) имущество, предназначенное  для развития на территории  города физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное  для организации благоустройства  и озеленения территории города, в том числе для обустройства  мест общего пользования и  мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное  для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, предназначенное  для утилизации и переработки  бытовых и промышленных отходов;

14) имущество, включая  земельные участки, предназначенные  для организации ритуальных услуг  и содержания мест захоронения;

15) имущество, предназначенное  для официального опубликования  (обнародования) муниципальных правовых  актов, иной официальной информации;

16) земельные участки,  отнесенные к муниципальной собственности  в соответствии с федеральными  законами;

17) пруды, обводненные карьеры на территории города;

18) леса, расположенные  в границах города;

19) имущество, предназначенное  для организации и осуществления  экологического контроля;

20) имущество, предназначенное  для организации охраны общественного  порядка на территории города муниципальной милицией;

21) имущество, предназначенное  для обеспечения общедоступного  и бесплатного дошкольного, начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,  а также предоставления дополнительного  образования и организации отдыха детей в каникулярное время; [15].

22) имущество, предназначенное  для оказания на территории  города скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи  в амбулаторно-поликлинических,  стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

23) имущество, предназначенное  для создания, развития и обеспечения  охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов местного  значения на территории города;

24) архивные фонды,  в том числе кадастр землеустроительной  и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное  для хранения указанных фондов.

25) имущество, предназначенное  для организации защиты населения  и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

26) имущество, предназначенное  для обеспечения безопасности  людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья [15].

 

2.1. Порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом в городе Кемерово

 

Владение, пользование  и распоряжение муниципальным имуществом г.Кемерово:

1. Органы городского  самоуправления самостоятельно  владеют, пользуются и распоряжаются  муниципальным имуществом в соответствии  с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов городского самоуправления. 
2. Органы городского самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, Кемеровской области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. 
3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами городского Совета в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования  и приватизации муниципального имущества  поступают в городской бюджет.

4. Администрация города вправе участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов городского значения.

Основными формами  управления и распоряжения муниципальной  собственностью являются [14]:

- управление  муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями

Информация о работе Муниципальное имущество. Предложения по повышению эффективности использования имущества, входящего в состав муниципальной казны